Недавно состоялся очередной рейд экспертной группы по здравоохранению Общественного совета ВКО. Он целенаправленно был посвящён осмотру здания 4-й городской больницы, а также состоянию медицинских отделений и внутренних коммуникаций этого известного у горожан объекта здравоохранения.
В прошлом, медицинский комплекс, расположенный между улицами Потанина и Серикбаева (бывшие улицы Патриса Лумумбы и Луговая, соответственно), входил в состав социальных структур Ульбинского металлургического завода (УМЗ), как медсанчасть №22, и по праву считался флагманским медицинским учреждением областного центра. В нём, как и на заводе, работали тогда специалисты, собранные и переведённые из других регионов бывшего СССР, причём наиболее квалифицированные, получившие хорошее образование и практику. Не испытывала медсанчасть также затруднений и со снабжением по медицинскому оборудованию, инструментарию и лекарствам. Поэтому, тем, кому удавалось пролечиться в те времена в МСЧ №22, завидовали остальные горожане, не имеющие отношения к УМЗ.
Но, пришли другие времена. Новым хозяевам УМЗ показалось чрезмерным содержание полноценного медицинского комплекса для своих сотрудников, и поэтому в середине 90-х годов началась передача медсанчасти, как на баланс государственных структур здравоохранения, так и частному бизнесу. Сейчас уже трудно разобраться во всех перипетиях тех событий, например, почему здание главной больницы МСЧ №22, передавалось не целиком, а по отдельным больничным службам. Такая разрозненная передача добавила немало дополнительных хлопот коллективу теперь уже городской больницы №4. Дело в том, что, к примеру, противопожарная сигнализация больницы до сих пор не находится в ведении самой больницы, а значит, руководство медучреждения не может влиять и нести ответственность за её рабочее состояние, вносить сигнализацию в список ремонтных работ и т.д. Одним словом, больница как бы отдельно существует от некоторых, пусть и дополнительных, но крайне важных и необходимых служб обеспечения, которые находятся на балансе прежних владельцев, с которыми, в случае, допустим, масштабного ремонта больницы, нужно будет вести переговоры, согласования, спорить о сметах, сроках и прочем. Такая «чересполосица» балансовой принадлежности служб больницы, конечно, вряд ли прибавляет ей комфортности. И, самое важное, как в примере с противопожарной сигнализацией – безопасности. Кстати, прежние владельцы бывшей ТОО МСЧ №22, не против передачи системы пожарной сигнализации на баланс городской больницы №4, но за выкуп в 8 миллионов тенге.
В данное время, на основании протокольного решения заместителя акима области от 11 мая 2017 года областное Управление здравоохранения, совместно с Управлением экономики и бюджетного планирования воплощают в жизнь проект передачи в доверительное управление без права выкупа городской больницы №4.
Видимо, чтобы создать привлекательный имидж больницы для потенциальных частных арендаторов, в ней намечают провести что-то напоминающее капитальный ремонт. А как же, сейчас для того, чтобы передать государственный объект в частные руки, пусть даже пока и всего лишь в аренду, в управление, его необходимо привести в приемлемое предпродажное состояние. Иными словами, за государственный солидный счёт провести ремонт (закрасить, залатать дыры и т.д.) и уже в приемлемом для частного бизнеса состоянии передать ему для получения коммерческой выгоды. Только так, и никак иначе.
Видимо, для того, чтобы ускорить процесс составления и утверждения проектно-сметной документации по ремонту здания городской больницы №4, областные власти пошли на рокировку руководителей крупных медицинских учреждений – «Центра матери и ребёнка» и ГКП на ПХВ «Усть-Каменогорская больница №4». То есть, побыв немногим около года руководителем «Центра», бывший заместитель областного управления здравоохранения Сергей Попов передвинут на должность главного врача горбольницы №4, а Ермек Омарбеков с данного поста перемещён в упомянутый «Центр матери и ребёнка». Публично эта перестановка никак не была прокомментирована. Причиной же возможно считать версию, что, имея ближайшую цель по масштабному ремонту, областные власти учли руководящий и организаторский опыт Сергея Попова по части ведения именно хозяйственной деятельности в бытность его в прежней должности в областном управлении здравоохранения, на которой он, безусловно, приобрёл опыт по проведению ремонтных работ на объектах здравоохранения. К примеру, ремонт БСМП в недалёком прошлом.
Сейчас перед ним поставлена конкретная задача – составить приемлемую дефектную ведомость объекта, пересчитать проектно-сметную документацию по объёмам ремонтных работ и их стоимости, пройти утверждение данной сметы во всех разрешающих инстанциях, получить финансирование и приступить к работам, готовя переход больницы к работе под управлением частного бизнеса.
Вот что Сергей Попов сказал представителям рабочей экспертной группы по здравоохранению Общественного совета ВКО под руководством Татьяны Чернышовой:
— На сегодняшний день требуют своего незамедлительного решения вопросы, связанные с ремонтом кровли больницы, системы водоснабжения. Узел холодной воды находится в коррозийном состоянии и не ремонтировался уже десятки лет, кровля протекает, из-за чего некоторые помещения на верхнем этаже больницы выведены из рабочего состояния.
Также есть потребность в оснащении отделений больницы. Например, кислородная станция в аварийном состоянии, из-за дефектов в кислородных шлангах теряется кислород, что само по себе достаточно опасно. В связи с этим работа станции приостановлена. Срок эксплуатации больничных лифтов давно истёк (они в 1979 году введены в эксплуатацию), требуют замены 2 грузовых и 2 пассажирских лифта. Помимо этих самых насущных и острых проблем, существует масса более мелких, которые также ждут своего разрешения, здесь и замена разваливающихся деревянных оконных рам и деревянных блоков дверей.
Сейчас нам необходимо пересчитать ПСД на проведение капитального ремонта больницы. Предыдущая ПСД, которая составлялась в 2014-2015 годах, определила сумму в 900 миллионов тенге. Думается, за эти 2-3 года и проблем по функционированию больницы прибавилось, и инфляция подросла, так что и окончательная смета на ремонт может потянуть уже на добрый миллиард тенге. Но, чем раньше мы сумеем получить финансирование на ремонт, тем успешнее будет решение задачи по выведению больницы на уровень, который устроит потенциальных арендаторов, решивших внести свою лепту в развитие и продвижение нашего регионального здравоохранения и желающих донести новые стандарты медицинского сервиса до наших граждан, нуждающихся в лечении.
Группа экспертов — общественников, в которую помимо её руководителя, Татьяны Чернышовой, входят также представители различных общественных объединений области и филиалов политических партий, смогли воочию сами убедиться в правдивости слов главврача больницы, осмотрев вместе с ним наиболее проблемные помещения, нуждающиеся в срочном ремонте. Особенно взволновали общественников вопросы по ремонту кровли (лето уже пошло на убыль), узла по снабжению больницы холодной водой (последний ремонт здесь был более 20 лет назад), где не сегодня, так завтра, наверняка забьют струи воды из насквозь ржавых труб, и ситуация по пожарной сигнализации больницы (куда все эти годы смотрели ЧС и другие контролирующие органы?). Заметили общественники и тот факт, что со времени их предыдущего визита в больницу №4 летом прошлого года, практически ничего не сделано. Все проблемы, отмеченные ещё в прошлом году, так и остались не решенными, поэтому рабочая группа единогласно поддержала решение руководства больницы о скорейшем ремонте здания.
Теперь своё слово в поддержку заявки на ремонт больницы должен сказать Общественный совет ВКО во главе с его председателем и по совместительству секретарём областного маслихата – Владимиром Головатюком. Будем надеяться, что выделение средств ещё до наступления осенней непогоды поможет выполнить ремонт наиболее опасных дефектов здания городской больницы №4.
Сергей Михеев.
Фото предоставлены Общественным советом ВКО
P. S. Вместе с тем, по ходу впечатлений от рейда в городскую больницу, неизменно пульсировала мысль, что всё происходящее с государственными объектами здравоохранения (имеется ввиду предельный износ зданий и оборудования), есть претворение стратегического плана в условиях рыночной экономики – максимальное свёртывание прямого государственного участия в поддержке социальной инфраструктуры, с последующей передачей их под управление частного бизнеса, для извлечения дополнительных доходов с помощью внедрения всё больших объёмов платной медицины.
Вот и в данном случае мы видим, что под предлогом улучшения качества медицинских услуг населению и доведения их до высоких стандартов качества и комфорта, якобы единственным способом является передача объектов медицины в частные руки. Опять, как и в «перестроечные времена», пропагандируется идея «эффективного частного собственника», или, хотя бы, управляющего. Дескать, только раздробив некогда единую отрасль медицинской помощи, работающую по единому плану, под государственным надзором, на множество отдельных ячеек, под управлением частных менеджеров-предпринимателей, отечественная медицина встанет в один ряд с наиболее продвинутыми в этой отрасли странами. Причём, такой вариант предлагается на безальтернативной основе, как единственно верный.
Однако население помнит о подобных обещаниях сделать качественный сервис любых услуг на уровне мировых стандартов, ещё в конце 80-х годов прошлого века. И тогда, и сейчас, ничего не говорится о том, кто в конечном итоге будет платить за эти новые стандарты услуг? В те времена, наивное население полагало, что просто вместе с прежними бесплатными государственными стандартами услуг, появятся ещё и коммерческие, как добавка к «скупому» прейскуранту государственных услуг. И люди, у которых, «естественно», произойдёт увеличение доходов от занятия бизнесом, смогут в любой момент позволить себе к бесплатным государственным услугам прибавить услуги платные, качественные, коммерческие.
Затем выяснилось, что действительно успешных бизнесменов у нас не более 4-5% населения, прибавим сюда ещё с 10-15% людей, которые по своему материальному положению, время от времени могут себе позволить пользоваться коммерческими услугами. Все остальные – или в единичных случаях, или вообще никогда.
Эта подавляющая часть населения так и не смогла за четверть века выйти на материальный уровень, позволяющий на регулярной основе быть клиентами частных услуг. Вся эта «не успешная» масса граждан по прежнему уповает на социальную поддержку государства. И заполняет собой государственные учреждения здравоохранения, среднего образования, или, к примеру, бесплатных общественных юридических приёмных. Им не с чем идти к частному предпринимателю.
Однако «на верху» решили, что хватит плодить иждивенцев, рассчитывающих на государственную милость. Современная эпоха диктует совсем иные законы проживания: хочешь выжить – плати. Плати за всё – за медицинскую помощь, за школьные учебники, за возможность искупаться на самом элементарном пляже, за потерю тепла и воды в коммуникациях естественных монополистов, и так до бесконечности, плати, плати, плати…
Не можешь сейчас и в полном объёме? Да это и к лучшему. Немедленно к вам поспешит толпа различных менеджеров: торговых, банковских – бери в кредит, бери ссуду, бери в рассрочку, но только бери, покупай, пользуйся широкими возможностями рыночных услуг, и навсегда оставайся в паутине долгов, работая на них до полного истощения.
Вот и в случае с горбольницей №4, остаются вопросы, ну, например такой: для чего нужно в очередной раз вкладывать в срочном порядке народный миллиард тенге? Если бы ответ звучал так: «Затем, чтобы улучшить качество бесплатных медицинских услуг населению», то есть, чтобы этот миллиард тенге от налогоплательщиков был потрачен на их же запросы — это одно дело. Но здесь мы видим нечто другое, ставшее уже привычным: «Мы хотим потрать этот миллиард для создания более комфортных и необременительных условий для частного медицинского бизнеса, который, по их заверениям, затем отработает эти деньги, наладив качественное медицинское обслуживание, в отремонтированной на народные деньги больнице, за «совсем небольшую плату» с того же населения». Как говорится, «Свежо предание да…». Но даже если всё так и случится, чему все были бы только рады, то и тогда остались бы вопросы.
Ну, например. Хорошо, общество даст своё очередное согласие на святое дело – поддержку регионального здравоохранения. Однако, всё же, не слишком ли много преференций для частного капитала? Деньги им из бюджета дай на ремонт, деньги из нового страхового медицинского фонда, а по — другому, опять же из зарплат населения, они же будут осваивать, да ещё при этом брать немалые средства за свои услуги с граждан. В итоге, одни будут платить трижды за своё лечение (общий подоходный налог на содержание государственных целей и задач, в том числе и на содержание остатков государственной медицины + в специальный медицинский страховой фонд + индивидуальную плату за оказание медицинских услуг), добавим сюда ещё 11% социальный налог и 5% социальные отчисления, выплачиваемые работодателем. А другие, более удачливые станут безбедно арендовать бывшее общенародное имущество и получать немалый доход.