1. Когда же отменят УМКД?
Принята программа развития «Цифровой Казахстан 2020», успешно одобренная Президентом страны Н. А. Назарбаевым. Народ с воодушевлением воспринял эту новую хорошую программу. Цифровые технологии меняют окружающий мир, сегодня более 40% населения планеты имеют доступ к интернету и почти каждые 7 из 10 домохозяйств пользуются мобильной связью, цифровая грамотность населения составит 80%, доля пользователей интернета увеличится до 78%. Доля оказанных электронных услуг, по отношению к услугам, оказанным в бумажной форме, увеличится до 80%. Это цитата из интернета (zerde.gov.kz).
Что вся эта сверхбумажная волокита придумана нашими врагами. Чтобы мы не могли развиваться и двигаться вперед, а только и делали, что копошились в стопках бумаг?
На фоне этих позитивных событий, совершенно безрадостным выглядит то, что преподаватели высших и средних специальных учебных заведений в нашей стране никак не могут избавиться от так называемого УМКД – учебно — методический комплекс дисциплины. Что это такое? Это комплекс совершенно бесполезных бумаг, которые якобы должны сопровождать и обеспечивать учебный процесс в ВУЗе и ССУЗе. По мнению большинства, УМКД в нашей стране начали внедрять где — то в 2001-2003 годах. Сейчас уже не актуально (поздно) искать виновников: то ли наши кандидаты и доктора педагогических наук додумались до таких «сверхгениальных новшеств» (со знаком минус), то ли российские чиновники от образования закинули нам свои кое-какие давно устаревшие разработки? Однако в международной классификации вообще нет такой научной специализации — кандидаты и доктора педагогических наук. Это такое плохое наследство нам от СССР досталось. Не они определяют курс развития в образовании и в науке в других развитых странах мира.
Перечислим главные негативные стороны УМКД. В современных условиях преобладающее большинство преподавателей и профессоров имеют доступ к интернету в домашних условиях. Есть множество сайтов, откуда они могут скачивать самые разнообразные книги, учебные и методические пособия, учебники, руководства к лабораторным и практическим занятиям и так далее. У многих преподавателей счет личных электронных книг в цифровом формате в домашней библиотеке давно уже перевалил за тысячи. Любой материал из этих готовых электронных книг можно в считанные секунды открыть и показать студенту и ученику через системы IT. Также можно показать через компьютер задачи и тут же на доске продемонстрировать их решение. Следовательно, для успешного проведения занятия никакой УМКД абсолютно не нужен! И в этих условиях совершенно бессмысленным является то, что в УМКД надо переписывать вручную (самому набирать текст по буквам) полные словесные тексты всех лекционных, практических и лабораторных занятий из этих уже давно известных, всемирно признанных и широко распространенных книг! Которые написаны высокими профессионалами учебного дела, известными и крупными учеными. Если же преподаватель пожелает какой — то материал изложить студентам, допустим, из книги, написанной на английском или же немецком языках, то тогда он должен его еще перевести сам и потом вручную заполнить в УМКД весь огромный словесный текст. Это абсурд и тормоз для развития. Очевидно, что все это — напрасная работа, бестолковая потеря драгоценного времени, которого остро не хватает в стремительный наш век. А ведь время – это самый дорогой ресурс человека и общества, который теряется безвозвратно. Как же мечтают все преподаватели иметь хоть чуточку свободного от пустого бумагописания времени, чтобы посвятить его изучению новых прогрессивных достижений в науке, технике и образовании. Догонять все убегающие вперед технологические новшества.
Поэтому, все преподаватели ВУЗов, ССУЗов и колледжей убедительно просят Министерство образования и науки РК вообще отменить УМКД и срочно перейти к новым, прогрессивным технологиям, правилам и международным стандартам обучения. УМКД вообще отсутствует во всех других технологически развитых странах мира. Там у них и знать не знают что это такое. Надо больше использовать цифровые безбумажные технологии.
В наших ВУЗах и ССУЗах УМКД превратился в удобный инструмент, благодаря которому чиновники из главного административного корпуса (это здание, где сидят весьма многочисленные начальники) просто — напросто «долбят» каждого преподавателя, иногда доводя его до сердечного приступа и нервозного стресса. Чтобы не остаться без работы, преподаватели вынуждены наспех печатать одну некачественную УМКД за другой. Сознательные и умные студенты иногда сами добровольно помогают преподавателям писать УМКД, видя, в каком плачевном положении они находятся. И потом они правильно поступают, что даже не заглядывают в эти УМКД. Кроме всего прочего, преподававатель ВУЗа еще обязан выдавать научный результат. То есть он должен проводить какие-то научные исследования и время от времени публиковать серьезные научные статьи в журналах. Все знают, что публикация даже одной научной статьи требует огромного труда, много времени, проведения серьезных исследований, вычислений и экспериментов. Вот и получается, что мы, желая из простого преподававателя ВУЗа или ССУЗа сделать три в одном, в итоге не используем в полной мере его творческий и научный потенциал даже один в одном. Следовательно, не правильная система организации труда виновата в низких наших к.п.д. и невысоких показателях.
УМКД в корне противоречит современным передовым цифровым технологиям обучения и дистанционным формам передачи знаний. Он не позволяет своевременно, оперативно и гибко изменять, дополнять и совершенствовать содержание и структуру документа в течении учебного года.
Как раньше поступали хорошие и опытные преподаватели ВУЗов и ССУЗов? Если речь идет о лекционном занятии, то на руках у них в лучшем случае можно было увидеть очень краткие тезисы лекции и некоторые мини — шпаргалки на формулы. Причем эти тезисы и шпаргалки у них всегда были рукописные, а не печатные. Это, если речь идет о каких-то очень громоздких химических формулах, которые могут занимать много места: одна формула-один большой плакат. Или же, допустим, очень длинные математические уравнения и формулы, которые также могут занимать объемы одного или нескольких демонстративных плакатов. А как же воспринимается УМКД на самом-то деле, когда туда вместе с формулами пишется буквально весь огромный словесный текст всех лекций, практических и лабораторных занятий? Это просто глупо и смешно смотрится. Как будто — бы дело рассчитано на глупых людей, которым остается только прочитать весь текст по буквам и по словам в микрофон, словно некоторому диктору радио. И при этом можно ничего не понимать в прочитанном тексте. Вот к чему приводит этот самый УМКД. А может быть, на самом — то деле, оно так и задумано было, чтобы всякие глупцы могли проводить занятия? Для хороших, умных и успешных преподавателей, доцентов и профессоров все это – не нужная, пустая трата очень дорогого рабочего времени.
Есть другое мнение. Что вся эта сверхбумажная волокита придумана нашими врагами. Чтобы мы не могли развиваться и двигаться вперед, а только и делали, что копошились в стопках бумаг?
По мнению большинства преподавателей, из всех надуманных и надутых сопровождающих документов должен остаться только один — Рабочая учебная программа дисциплины (РУП). И она должна быть совершенно краткой, объемом не более трех страниц. Именно такого малого объема они во всех других передовых технологически развитых странах мира.
Уважаемое руководство МОН РК, пожалуйста, услышьте нас. А ведь во всех развитых странах мира существует система обратной связи с народом. Следовательно, как можно больше простых преподавателей и научных исследователей должны быть вовлечены в обсуждение любого проекта, их мнение необходимо учитывать при разработке того или иного документа или же закона. Чего, к сожалению, мы не можем сказать относительно нас — простых тружеников в системе образования и науки в РК. Это и явилось бы внедрением гласности и расширением демократии в системе образования. Еще у наших преподавателей чрезмерно большая нагрузка, выраженная в завышенных объемах часов проводимых занятий, если оценивать по международным стандартам. Однако это уже предмет другого разговора.
Айкен Актогаев, кандидат технических наук
(Продолжение следует)