«Мы, ветераны войны и труда многострадального города на Иртыше — Семипалатинска (Семея), которому через год исполняется 300 лет, объединившись по принципу «Одна страна, один Президент и один народ», выражаем Вам самое искреннее и глубокое уважение и признание.
От имени и по поручению всех слоев населения Прииртышья, обращаемся к Вам с огромной просьбой. Мы просим прислушаться к нашему мнению: накануне 300-летия города (дата – особая и заслуживающая особого уважения и внимания ) рассмотреть вопрос о реальном восстановлении исторической справедливости — вернуть городу статус областного центра в прежних границах: центра всего верхнего Прииртышья, простирающегося от границ Китая почти до самого Омска, края, имеющего богатую историю и славные традиции.
Глубокоуважаемый Нуреке! Мы видим, наблюдаем и понимаем, что Вы душой болеете за страну, рады за Вас. Поверьте, уважаемый Нуреке, как нам от души хочется, и, верим в это, надеемся, еще при жизни увидеть своими глазами восстановленную Семипалатинскую область, на развитие которой мы вложили и посвятили свою молодость, труд, талант и здоровье, гордились этим и гордимся до сих пор……
… Напомним, что 3 мая 1997 г., т.е. ровно 20 лет тому назад Семипалатинская область, родина и хранитель бессмертного наследия великих мыслителей Абая, Шакарима, Мухтара Ауэзова, по праву названная духовной Меккой казахского народа, перестала существовать».
Вот такое слезливое письмо было отправлено недавно стариками Семея на имя Президента РК. Но зададимся вопросом, почему это произошло? Кто больше всего виновен в этом? Почему города Талдыкорган и Кокшетау добились возвращения желанного статуса, а мы нет?
Думаю (и не только я) все дело в том, что у нас в Семее, в отличие от них, можно сказать, совершенно отсутствуют настоящие аксакалы. Ведь что такое аксакал – это пожилой многоопытный человек с высоко развитым чувством справедливости. Такой не соврет и не струсит в любых условиях.
Известно, что ветераны и местный маслихат г.Талдыкорган совместно и дружно сумели уговорить Президента изменить статус города. Таким же образом произошло и восстановление статуса областного центра Кокшетау. И теперь эти города процветают. У нас же старики (язык не поворачивается назвать их аксакалами) попросту сдали наш город. Вот всем известный факт.
В 1997 году Президент приехал в Семей — специально, чтобы узнать мнение общественности на предмет изменения (понижения) статуса нашего города. На собрании городского актива (ветераны, депутаты, предприниматели) Президент поинтересовался мнением горожан на этот счет. За всех ответил местный «серый кардинал» Аким Иванович Атмачиди (тогда директор ПОСЖБ), который постарался убедить Президента в том, что горожане, якобы, просто мечтают об этом. И действительно, речь «серого кардинала» зал сопровождал бурными аплодисментами. Так была решена судьба многострадального Семея.
И вот теперь, когда семейчане на своей «шкуре» испытали все прелести данной оптимизации, до них, можно сказать, дошло, что они наделали. Тем более, что у семейчан и ранее было немало проблем, а лишение города статуса областного центра, так называемая «оптимизация», лишь усугубило и добавило их количество.
Что же сказать по поводу данного обращения? Считаю эпистолярный жанр не совсем удачным, чтобы добиться своей цели. Вряд ли у Президента есть время такие письма читать. Их в лучшем случае просматривают самые низшие чиновники канцелярии Администрации главы государства, и то, только для того, чтобы тут же отправить обратно.
Думаю, для этого более эффективен метод «ходоки». Помните картину «Ходоки к Ленину»? Вот и нам нужно группу (3-5 человек) аксакалов направить из Семея в Астану, чтобы с глазу на глаз встретиться с Президентом и обговорить эту проблему. Скажете, шутка? Нет, таковы наши реалии. Однако и тут нужны аксакалы, а где их взять? Они у нас в большом дефиците. Ведь большинство местных стариков кроме «одобрям-с», похоже, других слов не знают. Вот отсюда, наверное, и все беды Семея.
Болатбек Темербаев,
член Союза журналистов Казахстана