Как поставщик электроэнергии делает нас бессловесными рабами. Взаимоотношения поставщика и потребителя все больше превращаются в издевательство и пытки со стороны тех, у кого власть над рубильником
Недавно пришлось в очередной раз убедится в том, что обещанный ещё четверть века назад «потребительский рай», который вроде как должен был спуститься на граждан после перехода к рыночным порядкам, так и не наступил.
Мало того, государственная власть всё более отдаляется от функций по контролю на потребительском рынке, или завуалировано идёт на соглашательскую позицию с организациями, которые осуществляют услуги населению, в том числе коммунальные. И это при том, что в открытом информационном поле чиновники постоянно говорят и призывают общество к эре «прозрачности и открытости» в правовой сфере и экономике. Постоянно разглагольствуют о неком «электронном правительстве», при котором якобы каждый гражданин будет наделён возможностью получить любую информацию по деятельности государственных учреждений и служб, в том числе тех, которые наделены полномочиями по контролю над так называемыми естественными монополиями, осуществляющими важнейшие коммунальные услуги населению – электричество, воду, тепло.
Нужно прекратить психологический террор монополистов в отношении потребителей коммунальных услуг! Так относятся только к врагам, но не к землякам, к соотечественникам!
Вроде как «действующих структур», призванных регулировать процессы отношений между услугодателями и населением, хватает: Агентство по регулированию естественных монополий, Департамент по защите прав потребителей, а при «тяжёлых случаях» — прокуратуры, суды. И это только полномочные организации, а ведь ещё есть и общественные структуры, занимающиеся, время от времени, данной проблематикой – общественные советы, филиалы политических партий, НПО, которые проводят массу мониторингов, заседаний, общественных слушаний, дискуссий и тому подобное. И все эти многочисленные учреждения, за многие годы диктата «свободного рынка», «прозрачности деятельности предприятий» и прочая и прочая, не удосужились составить и реально довести до сведения каждой семьи, каждого потребителя услуг, внятную памятку для населения. Например, с пояснением о границах разделения полномочий услугодателя и потребителя, о границах ответственности за содержание электрических, тепловых, водопроводных сетей. Это дело поставлено до сих пор из рук вон плохо. В реальной жизни получается, что монополист всегда прав над отдельно взятым человеком. Люди плохо знают свои права, каждый сам по себе, пасуют перед грозными накатами мощных энергетических организаций. Электросети, Водоканал, Тепловые сети обладают реальной физической возможностью усложнить до крайности и разорения скромное существование отдельного индивидуума. Народ и так живет под ежедневным страхом от натиска новых и новых форм дополнительных платежей, повышения прямых и косвенных, но всегда обязательных налогов, страховок, выплат и т.д. И это всё помимо постоянного роста коммунальных тарифов и цен на самые необходимые товары и услуги. Одним словом, это только кажется, что главное дело 90-х годов при переходе к рынку – «шоковая терапия» для простых граждан, канула в Лету. Нет, эта практика, пусть и в более скрытых и осторожных формах — держать население в атмосфере полного подчинения, беспомощности перед хозяевами экономики, страха перед их возможным насилием над отдельным слабым человеком, продолжается и сейчас. И никакие декоративные демократические институты, созданные в изобилии словно в насмешку над простым человеком, даже и не пытаются всерьёз укоротить необузданность желаний наших монополистов.
У кого рубильник
в руках — тот и прав
Приведу в доказательство последний случай взаимоотношений поставщика (ВК РЭК) и отдельной маленькой личности потребителя (автор данной заметки), который случился уже этой весной.
Итак, по порядку. Возвратившись вечером домой после работы в предпраздничную субботу 18 марта, заметил пришпиленный к калитке ограды (проживаю я в частном доме) клочок бумаги. Захожу в дом, включаю свет, одеваю очки, и начинаю читать принесённое сообщение. А это юридический документ под загодя предупредительно-карающим названием «Акт о Недопуске». Судя по бумаге, его подоткнула в калитку «высокая комиссия» из представителей энергопередающей организации (ВК РЭК) и якобы присутствовавших в данной «комиссии» представителей КСК, ПКСК, Кондоминиума. Так записано на бланке Акта, хотя к чему здесь для частного дома КСК или кондоминиум, представляющие совершенно другие по юридической принадлежности жилищные отношения – непонятно. Как и то, почему в неё не включены представители, допустим, уличного комитета, соседей, наконец, что выглядело бы более уместным, обоснованным и заслуживающим доверия. Я так и не понял, какая же комиссия убедилась, что с моей стороны был «недопуск» контролёров РЭКа!
В Акте вполне не двусмысленно было сообщено, комиссия ВК РЭК, пришедшая с целью осмотра и инструментальной проверки коммерческого учёта, была не допущена для этих целей, и поэтому «на Ваш объект будет приостановлена подача электроэнергии без дополнительного предупреждения». Время в этот момент показывало половину пятого пополудни. Незамедлительно с моей стороны последовал звонок за разъяснениями в ВК РЭК, где меня перенаправили на телефон местного отделения ВК РЭК. Но, наверное, потому что день был предпраздничным, к 17 часам филиал отделения РЭКа, от которого и было получено предписание, уже обезлюдел почти на неделю, до 24 марта. Вначале даже шевельнулась паническая мысль – а вдруг возьмут да и отключат, согласно собственно сочиненного Акта, вот и сиди в темноте в лучшем случае до конца марта? Затем вмешалась элементарная логика, которая подсказала – у руки, держащий рубильник, тоже наступили праздники, поэтому можно ограничится для себя на праздничной неделе только раздражением на столь грубо, бездоказательно состряпанную бумажку Акта о недопуске, но, всё же, при свете и работающих бытовых электроприборах.
Наконец, 24 марта удаётся дозвонится до местного отделения и высказать своё несогласие с Актом, так как счётчик показателей учёта вынесен на улицу, вне дома. Калитка в ограде не закрыта на замок, злого сторожевого пса хозяин не держит, нет у меня и трёхметрового забора с колючей проволокой под током. И как я вообще мог «не допустить», если весь день был на работе?! Кто, в таком случае, помешал представителям РЭКа пройти к счётчику и снять показатели? К тому же, предстоящий осмотр никак не был подкреплён никаким известием или сообщением – ни телефонным, ни печатной запиской. Получается, подошли целых трое работничков от РЭКа к калитке, для проформы подали голосом команду: «Хозяин, на выход!», никто не ответил, вот и воткнули свирепую бумажонку в щель калитки, и с чувством хорошо сделанного дела удалились. И то ещё хорошо, что бумажку не унёс ветер, а то бы хозяин и не догадался, что он уже в «чёрном списке» для отключения и последующих мытарств. Что нужно доказывать свою невиновность, исправные платежи, и готовности заплатить милостивому монополисту за новое подключение электроэнергии. Всё это могло бы быть, да и сейчас ещё не исключен подобный сценарий событий. И как назвать такое отношение РЭКа к людям?! Да ведь это настоящий психологический террор! «Развод» населения на дополнительные платежи, которые потом можно будет представить как собственные инвестиции в обновление производственных объектов. А иначе как прокомментировать слова представителей РЭКа о том, что абонент должен сам, за свои деньги, искать и покупать электроприбор для счётчика (так называемый автомат на 16 Ампер), для замены старой модели? Мало того, оказывается, эту замену (это если ты ещё сумеешь правильно купить этот прибор), клиент РЭКа должен осуществить сам, или с привлечением нанятого, опять же за свои средства, электрика. А ведь это «партизанщина»! Кто-нибудь думает, что человек может погибнуть в случае его собственной отважной попытки поменять прибор?! Такой исход может быть и для нанятого по случаю первого попавшегося умельца, назвавшего себя электриком, и решившего слегка «закалымить по случаю». Заявление, что абонент должен сам менять приборы под напряжением — это производственное преступление, тянущее в случае гибели человека, на уголовное. Неужели сотрудники производства, связанного с использованием электричества, не имеют понятия о таких азбучных истинах техники безопасности в работе с электроприборами и сетями, как – строгое соблюдение специальных квалификационных норм допуска специалиста в энергетике. Наверняка знают и регулярно расписываются об этом в журнале по соблюдению техники безопасности, но получение дополнительных материальных прибылей за счёт потребителей их, наверное, всё же волнует в большей степени, чем возможная гибель человека. Что вы хотите – Закон рынка на все времена!
Да ведь и не будут они ни за что отвечать, если какой-нибудь мужичонка полезет ставить этот злополучный автомат, полезет сам, чтобы сэкономить тысячонку, которую придётся отдавать, если пригласить электрика. Ну, шарахнет мужичонку током, ну, отдаст он Богу душу. «А мы здесь не при чем», — скажут в РЭКе. «Он сам полез». Ведь письменных предписаний, что потребитель сам должен заменять автомат, они не дадут. Будет бумага – это уже свидетельство должностного преступления. Они говорят только на словах. А запуганный человечек пойдёт на всё, только бы был свет. Нужно лезть под напряжение – полезет.
Однако все мои попытки «достучаться» до сотрудников РЭКа по поводу такого, в прямом смысле, жизненного вопроса, были обречены на механический безапелляционный ответ по телефону сотрудника РЭКа: «По нашим внутренним нормативам, все операции по содержанию приборов учёта потребитель должен осуществлять за свой счёт и своими силами». Но хотелось бы узнать – а кто устанавливал подобные не безобидные нормы? Кто утверждал их своими подписями? Местные исполнительные органы, или, может, они прикрылись правительственными министерскими положениями? Вообще доступны ли эти нормативы для граждан, желающих с ними ознакомиться и принять к сведению?
Во всём это пора решительно разобраться и провести жирную черту зон ответственности потребителей и поставщиков. А то, скоро вообще они скажут, что мы должны их c хлебом – солью встречать. А если нет хлеба с солью и красной дорожки, то сразу отрубят свет. Ведь так относятся только к врагам, а не к собственному народу, к своим землякам и соотечественникам. Не обижайтесь, на правду не обижаются. Лучше остановите террор по отношению к людям! Я не говорю о ремонтниках, монтёрах, дежурных, оперативно-выездных бригадах, которые и в мороз, и в дождь несут службу, и ликвидируют аварии. Им честь и хвала! Им спасибо! Про их рабочую доблесть нужно писать на первых страницах газет. А вот разные многочисленные проверяющие и составители грозных бумажек, и прочие, сеют только рознь и социальную напряжённость.
Вообще — то, по здравому смыслу, вся работа любых компаний по оказанию коммунальных услуг должна быть предельно простой для понимания рядового обывателя. За магистральные сети, находящиеся вне дома, коммуникации и приборы, должны отвечать компании по предоставлению коммунальных услуг, которые все издержки по замене оборудования, его модернизации, или установке дополнительных мощностей, или качественных опций, должны включать в свои инвестиционные планы развития и закладывать это в тарифы. А стоимость того же киловатт/часа оплачивает потребитель, становясь инвестором. Всё остальное – это беспредел, управляемый хаос, при котором вполне соседствуют официальная производственная инвестиционная программа, и не проходящая ни по каким отчётным документам, чуть ли не благотворительная инвестиция в хозяйство ВК РЭК от напуганных граждан. Впрочем, такая «благотворительность» постоянно поддерживается рейдами самих энергетиков, об одном из которых я и рассказал.
А нам, рядовым жителям, чтобы противостоять этому беспределу, нужно поголовно приобрести мобильные телефоны с камерами, и записывать на видео подобные рейды. К любым проверяющим выходить только с включённой видеокамерой. Все засунутые в двери бумажки нужно игнорировать. Сейчас даже суды высылают СМС-сообщения о времени заседания. Может и ВК РЭК предупредить с помощью СМС или Ватсапа о предстоящей проверке. Могут, но не хотят тратиться.
Обязательно нужно требовать предъявление служебного удостоверения. А также все предписания о замене приборов и т.п. принимать только в письменном виде. Конечно, пожилые люди вряд ли смогут последовать моему совету, а вот тем, кто помоложе, нужно решительно сопротивляться этому электрическому рабству!
Иван Безутешный