ЗА МИЛЫХ ДАМ!

Газета "Flash!"

Итак, то, о чем говорили в последние 2-3 года, свершилось. В Парламент поступил проект изменений в пенсионное законодательство.


Собственно изменений немного, и главное – это повышение пенсионного возраста женщин до 63 лет! Инициаторы законопроекта успокаивают милых дам – повышение будет поэтапным, в год по полгода, и окончательно новый возраст выхода на пенсию установится только в 2023 году. Однако, для женщин это малое утешение. Те, кому сейчас 52-53 года, уже будут «трубить» до пенсии по полной программе, вместо 5-6 лет – целых 10-11.


Новый министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов, кстати, бывший первый заместитель акима ВКО и ближайший помощник Бердыбека Сапарбаева, также проявляет трогательную заботу о женщинах. Дескать, повышение пенсионного возраста необходимо, чтобы женщины накопили достаточно средств на своих накопительных счетах на безбедную старость. Так может быть зарплату женщинам повысить – вот и решится вопрос?

Интересно, что сразу после обнародования программы «Казахстан – 2050», где обрисовано прекрасное будущее, которое наступит через 40 лет, началось массированное наступление на остатки социальной защиты. Похоже, государство решило полностью отказаться от каких-либо социальных обязательств перед народом. В стационар теперь можно попасть только с очень тяжелыми болезнями, даже многие операции велено делать только в поликлиниках. Вырезали, например, грыжу, наложили швы, и все, гуляй, Вася, нечего разлеживаться на койке, да лекарства требовать. Внедряется механизм договора об ответственности человека за свое здоровье. Нарушил договор – лечись на платной основе. Жителям Усть-Каменогорска перед подписанием таких договоров нужно поставить условие – вы тогда сначала оздоровите экологическую ситуацию в городе, пролечите каждого горожанина, а уж потом можно и о солидарной ответственности за здоровье поговорить. Да нам памятник надо поставить за то, что не только живем в этой газовой камере, но и работаем, пополняем бюджет страны, а не упрекать, что, дескать, много болеем!

Повысились тарифы на коммунальные услуги, под страхом отключения от воды нас заставляют ставить счетчики, повышается плата за обучение, и при этом закрываются частные вузы, которые могли хоть немного снизить эту оплату. Установили «потолок» декретных для рожениц. Создается единый государственный пенсионный фонд. А ведь это более трех триллионов пенсионных накоплений!

Кстати, о деньгах. За всеми этими новациями, ставящими подавляющее большинство населения на грань выживания, кроется одна причина – нет денег. Не хватает денег на лечение, на выплату пенсий, декретных, на содержание учреждений образования. Не хватает денежек. Так, депутат Мажилиса Толеген Ибраев, совсем недавно возглавлявший областной филиал партии «Нур Отан», сказал по этому поводу: «Есть экономический аспект, мы должны соизмерять это дело с нашим экономическим состоянием». Интересно, что экономическое состояние маленькой Беларуси, где нет нефти, позволяет сохранять еще советский уровень выхода на пенсию: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет. У моих старых знакомых дочь уехала с мужем в Беларусь. Как только оформила гражданство, сразу же стала получать пособие на ребенка, родившегося еще в Казахстане, а это порядка 200 долларов ежемесячно. И будет получать его до 3-х лет! В маленькой Беларуси, не имеющей полезных ископаемых, деньги на такие выплаты находятся, а в большом Казахстане с собственной нефтью – нет. У нас даже мечтать не могут о таких пособиях на ребенка. В маленькой Беларуси и медицинское обслуживание бесплатное, там и в голову никому не придет отказывать в стационарном лечении, если оно необходимо. И высшее образование тоже бесплатное. И тарифы на коммунальные услуги чисто символические, 70% их стоимости покрывает государство. Парадокс? Никакого парадокса. Просто в наших странах разные социальные системы. Беларусь живет по принципу одной семьи, общего котла. И общенациональный доход направляется на благосостояние всех. У нас же каждый сам за себя. И даже прибыль национальных компаний, многомиллиардная прибыль, не поступает в бюджет. Доходы от нефти, газа, урана и прочих природных благ, которые должны, по идее, работать на всех, ведь это всеобщее достояние, данное нам природой, реально оседают в карманах владельцев этих месторождений, олигархов, завладевших общенародным богатством в ходе приватизации. Олигархи только платят совсем небольшие налоги. И этим их участие в общегосударственных делах ограничивается. Во многих капиталистических странах уже давно, еще со времен Великой Октябрьской социалистической революции, поняли, что лучше поделиться доходами, чем допустить социальный взрыв и потерять все. И там правительства установили высокие налоги на сверхдоходы. В Швеции их размер доходит до 80%. В далекой Австралии – до 65%. А почему сбежал из Франции актер Депардье? Президент – социалист Франсуа Оланд повысил налоги на сверхвысокие доходы. И до этого налоги во Франции были немаленькие.

Деньги в Казахстане есть. Председатель Нацбанка Марченко сетует на отсутствие денег. Говорит, что если не повышать пенсионный возраст, то уже в 2042 году закончатся средства национального фонда, все, мол, уйдут на выплату пенсий. А в это время уже несколько месяцев в Усть-Каменогорске идет шикарный ремонт фасада областного филиала Нацбанка. Миллионов 50 туда наверняка уже вбухали. В эти сказки, что «нет денежек», сегодня поверит, разве что детсадовец, да и то в младшей группе. Деньги есть, но они в частных руках, они в сверхприбылях олигархов, они растащены коррумпированными чиновниками через взятки и «откаты». Эти деньги оседают либо в «северной столице Казахстана – Лондоне», либо в «южной столице – Дубаи», где олигархи и обогатившиеся чиновники скупают недвижимость и готовят себе тылы.

Министр Абденов также посетовал, что у наших женщин «большой период дожития». Говоря проще – долго живут после выхода на пенсию. Получается, что относительно долгая жизнь женщин – это плохо. Денег много приходится расходовать на пенсию. Ну, а то, что выйдя на пенсию, женщины в качестве бабушек помогают поднимать на ноги внуков – так кому они нужны, эти внуки?! Не будет хватать рабочей силы – позовут китайцев.

Примут ли депутаты это решение? Конечно, примут. Так, депутат Светлана Ферхо считает, что «пенсионный возраст повышать придется». Правда, при этом она готова отказаться от уже получаемой ею пенсии и «жить на одну зарплату». Ну, на депутатскую зарплату в 800 тысяч тенге многие готовы пожить. Конечно, не исключен вариант, что мудрый и справедливый Президент в дальнейшем наложит вето на изменения в закон и пожурит нерадивое правительство и депутатов. Но такой сценарий маловероятен.

А вообще мы сами виноваты в том, что происходит. Когда в 1997 году принималось решение о повышении пенсионного возраста, профсоюз металлургов попытался собрать подписи против повышения. Ведь именно горняки и металлурги теряли больше всех, утратив право выхода на пенсию в 45-50 лет. Им объясняли, что до 63 лет при таких условиях труда просто не дожить. Но никто подпись не поставил – «боимся»! Многие из тех, кто «боялся», уже в матушке – сырой земле, так и не дождались пенсии. Теперь им некого и нечего бояться, да и пенсия не нужна. Власть поняла, что с этим народом можно делать все. Можно вообще пенсию отменить. Можно всех посадить только на хлеб и на воду. И еще благодарить будут, что хоть и ржавая, но есть вода. И 5 с плюсом будут ставить власти за работу. Можно и заставить всех ходить вниз головой. Поворчат, сделают гневный комментарий в Интернете, позвонят в редакцию газеты, упрекнут журналистов – вы делайте что-нибудь! – и утром пойдут вниз головой.

Есть предложение. Со следующего года отменить праздник 8 марта. А женский день отмечать в ту дату, когда будет принято решение о повышении пенсионного возраста прекрасного пола. И в этот день провозглашать тост: «За милых дам!».

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ