В воздухе запахло… выборами

Газета "Flash!"

Вслед за областными депутатами, наконец, озаботились качеством воздуха в Усть-Каменогорске и депутаты городского маслихата. Видимо, в преддверии предстоящих выборов. И пригласили отчитаться представителей государственных контролирующих служб и двух предприятий-загрязнителей – УК ТЭЦ и ТОО «Казцинк». Больше никого в этот раз почему-то не позвали…

Первое, что бросилось в глаза на последнем заседании постоянной комиссии по экологии, состоявшемся 17 ноября 2011 года – это отсутствие представителей других предприятий-загрязнителей – ТМК, УМЗ, Конденсаторного завода, АО «Адиль», Машзавода, мелких и средних заводов, и множества автобусных парков… В общем, всех тех, кто вносит свою негативную лепту в атмосферу нашего города. Ходят упорные слухи, что ТМК обильно выбрасывает хлор по ночам, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы жителей Согры, обратившихся к нам в редакцию. По их уверению, в 3-5 часов утра в микрорайоне от хлора можно просто задохнуться. Но Гидрометцентр в Согре производит замеры лишь три раза в сутки: утром, днём и вечером. А к 8-9 часам утра клубы хлора успевают рассеяться. Машзавод (ВКМЗ) с его арендаторами аффинажного производства – воздух тоже не озонирует! Частенько над ним повисают клубы серого дыма, который в течение получаса свинцовым колпаком накрывает ближайшие жилые массивы. И тогда хоть вешайся! Тошнит до рвоты, до помутнения рассудка. А если к выбросам завода добавит свои «ароматы» мясное производство «Береке», расположенное неподалёку – любого вывернет наизнанку. Однако, ни первых, ни вторых, ни третьих почему-то не одолевают проверками ни Гидромет, ни Иртышский департамент экологии, ни природоохранная прокуратура. Ни даже пресловутые «общественники», вовсю нашумевшие со своей хваленой системой мониторинга воздуха, от которой, похоже, больше шума, чем дела. Не лезут с экологическими проверками вышеозначенные контролёры и на УМЗ. Хотя тамошние производители отравляют атмосферу довольно старательно: автор этих строк не раз был свидетелем, как ранним утром густое плотное облачко неприятного вида и запаха, перевалив через ограду УМЗ, буквально расползалось по округе, прижимаясь к земле. Судя по всему, было оно чуть тяжелее воздуха, а когда его молекулы проникали сквозь закрытые стёкла автомобиля, щемило сердце и резко перехватывало дыхание. Была бы развита у нас экологическая медицина – какое широкое поле деятельности было б для неё! Но нет у нас такой, и не скоро будет. Обычная, да и та хромает, причём сразу на обе ноги! Правда, по уверению депутатов, известный в РК профессор Солтанбеков изучает влияние экологии на здоровье человека, и даже разработал программу изучения влияния экологии на здоровье горожан. Но ответить на многие злободневные вопросы пока не готов. А когда будет готов – неизвестно.

Думается, кого-кого, а УМЗ нынешний состав депутатов городского маслихата тревожить наверняка не будет. И дело даже не в той дымовой завесе секретности, за которой спрятались атомщики, периодически подкидывающие нам в воздух то бериллий, то плавиковую кислоту, то иные, смертельно опасные ингредиенты. Дело в другом: председатель постоянной комиссии по экологии, депутат гормаслихата С.А. Климов – штатный сотрудник УМЗ, ИТРовец. Не потому ли городские народные избранники под его руководством ни разу не рассматривали степень влияния УМЗ на экологию Усть-Каменогорска? Не забили они тревогу даже тогда, когда на заводе произошло ЧП – пожар на бериллиевом производстве. Как-то избирательно изучают экологическую обстановку наши депутаты…

Впрочем, в этот раз справедливый гнев избранников горожан пал адресно: на одного из главных загрязнителей атмосферы Усть-Каменогорска – УК ТЭЦ. И её представителям пришлось неуютно под напором депутатов и руководителей контролирующих служб. Напомним, что УК ТЭЦ совместно с Согринской ТЭЦ выбрасывают в воздух до 70% диоксида азота – смертельно опасного вещества, вызывающего рак органов дыхания (гортани, бронхов, лёгких). И это не считая пыли, золы и прочих продуктов горения, образующихся при сжигании угля. Чем хуже качество последнего (высокая степень зольности), тем больше вредных выбросов. А качество угля, как единодушно отметили собравшиеся, ухудшается с каждым годом. Исполнительный директор АО «AES УК ТЭЦ» Ж.Жумадил попытался оправдаться, заявив, что «такой продукт» им поставляет разрез Каражыра:

— Угольщики диктуют нам условия. По договору с ними они должны дать нам 80% хорошего угля (11-15% зольности), и лишь 20% угля с зольностью 25%. Но каражыринцы всячески стремятся изменить это соотношение в худшую сторону. Бьёмся с ними…

При этом руководитель УК ТЭЦ постарался подчеркнуть, что в Усть-Каменогорске качество угля ещё приемлемое, а вот, мол, в Семее гораздо хуже, а значит, и выбросов на Семипалатинской ТЭЦ ещё больше. Вторя ему, начальник отдела охраны окружающей среды АО «AES УК ТЭЦ» Марина Стрельцова подчеркнула, что пол-Казахстана отапливается углями Экибастуза, где зольность вообще доходит до 40%, и никто, дескать, не жалуется. Такие узковедомственные рассуждения, весьма далёкие от самого понятия «Охрана окружающей среды», вызвали возмущение депутатов. С.Климов резонно заметил:

— Если у соседа хуже, чем у меня — это не довод!

Любопытно, что представители УК ТЭЦ стали отрицать и оспаривать даже официальные данные, предоставленные государственными экологами. Согласно им, Согринская и УК ТЭЦ ежегодно выбрасывают в воздух Усть-Каменогорска 7000 тонн диоксида азота, тогда как доля частного сектора – 700 тонн, плюс некоторый процент (от 10 до 20%) даёт автотранспорт, а им вообще никто не занимается. М.Стрельцова заявила, что они-де располагают другими цифрами, но их почему-то публично не обнародовала. Словесную перебранку приглушил Жаныбек Жумадил, переведя разговор в более конструктивное русло:

— Сейчас мы совместно с облакиматом, министерством энергетики рассматриваем вопрос обогащения угля прямо на разрезе Каражыра. Естественно, цена за уголь после этого вырастет. Другой путь сокращения выбросов – внедрение новых технологий. Мы этим поэтапно занимаемся. Разработана и запущена комплексная природоохранная программа до 2013 года. В настоящее время на восьми котлах из девяти установлены фильтры-пылеулавливатели, благодаря чему выброс твёрдых частиц в воздух сокращён на 50%, а количество золы уменьшилось на 1752 тонны. Что касается диоксида азота, то его выбросы на нашей ТЭЦ уменьшились на 20% после модернизации двух котлов. Поэтапно мы усовершенствуем и остальные согласно международных стандартов качества.

Планы, конечно, дело благое. Но зашёл разговор о дне сегодняшнем, и совсем недавнем – вчерашнем. Заместитель начальника Иртышского департамента экологии Канапия Бохаев упрекнул представителей УК ТЭЦ в периодическом предоставлении недостоверной информации и высказал обоснованные претензии в адрес энергетиков:

— За лето 2011 года вас дважды подвергли штрафу на сумму свыше 6 млн. тенге за превышение выбросов! При перезапуске котлов случаются залповые выбросы, но вы оспариваете даже очевидные факты. Сейчас по этому поводу идёт разбирательство. Почему-то не ведёте специальный журнал в дни НМУ (неблагоприятных метеоусловий). Мы пристально наблюдаем за вами, будем добиваться устранения неполадок и создания более объективной картины по вашему предприятию.

В итоге председательствующий Сергей Климов невесело резюмировал:

— Очевидно, качество угля будет ухудшаться и дальше. Нас к этой мысли подводят. Как и к грядущему росту тарифов. Замкнутый круг получается: использование угля плохого качества означает повышение тарифа – угля требуется больше. Значит, горожане ещё и приплачивают за то, что их травят.

Доклад ведущего специалиста Казгидромета Т.Козлянской не внёс ничего нового, но посеял очередные сомнения у собравшихся относительно точности и непредвзятости данных, предоставляемых метеорологами. Так, уровень диоксида азота в сентябре-октябре 2011 года был 1,9 ПДК, диоксида серы – 1,5 ПДК, фенола – 1,1 ПДК, взвешенных веществ- 1,2 ПДК. Остальные ингредиенты, по уверению Гидрометцентра, были в норме. Отсюда их вывод: ИЗА (индекс загрязнения воздуха) за два первых месяца осени 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился с 8,9 до 6,8. При этом, как заметили собравшиеся, дышать стало хуже, несмотря на 13 дней НМУ, бывших в сентябре — октябре. Стоит сказать, что так считают и горожане, буквально задыхающиеся в последнее время от всевозможных выбросов. Массовые обращения в редакцию неопровержимо свидетельствуют об ухудшении экологической обстановки. Люди уверены: несмотря на все бодрые декларации с высоких трибун, выбросов стало больше, а их солидарное воздействие на организм человека усилилось. Лично меня насторожили цифры, приведённые метеорологом по формальдегиду, фенолу и бенз(а)пирену. Их присутствие в атмосфере якобы держится на уровне 1ПДК, и даже уменьшилось на 0,3%! Странно: число автомобилей в областном центре неуклонно растёт, и уже превысило 74 тысячи, причём из них подержанных – большая часть. Да и качество топлива оставляет желать лучшего! До евростандартов нам, как до Луны пешком. Число всевозможных СТО и прочих лакокрасочных производств, подкидывающих вышеупомянутые вещества, тоже не уменьшилось. И никто ни их, ни автотранспорт не проверяет, ни к чему не обязывает. Так с чего это вдруг нарисовалось такое снижение на бумаге? В 2007-2009 гг. показатели по фенолу, формальдегиду и особенно по бенз(а)пирену были совсем иными: колебались от 4 до 9 ПДК! И это по данным того же Казгидромета. В 2010 году цифры по этим ингредиентам метеорологи затемнили – нигде публично не афишировали. А теперь внезапно дали: якобы 1 ПДК! Видно в надежде, что за «темный» год всё забудется, и несведущие дилетанты проглотят информацию, не морщась. Но, не вышло!

Главный эколог ТОО «Казцинк» Борис Колпаков предъявил метеорологам и вовсе вопиющий факт, и, по сути, уличил их в возможной фальсификации данных:

— 4 ноября 2011 года мы остановили Свинцовый завод УК металлургического комплекса, остановлена предположительно до 21 ноября установка Хальдор Топсе. Производим ремонт, который не делали два года. Гоняли без устали, чтоб не допустить увеличения выбросов диоксида серы. Так вот, несмотря на остановку завода, данные поста Казгидромета, расположенного поблизости, показывают не снижение выбросов диоксида серы, а их рост! Интересно почему? Ветром надуло? Тогда откуда? От соседей? Два года назад была похожая ситуация, когда полностью стоял свинцовый завод, который и является производителем сернистых газов, но при этом концентрация этих газов в атмосфере города практически не снизилась! Хотя, традиционно считается, что основная доля сернистого газа – это наша, казцинковская! Но ни Гидрометцентр, и никто другой в этом так и не разобрался тогда. Прямо чудеса творятся, да и только!..

Б.Колпаков привёл и другой, не менее любопытный факт: оказывается в районе Согры неоднократно отмечается наличие в воздухе диоксида серы на уровне 1,7 ПДК. Но дело в том, что ветер от Казцинка в ту сторону не дует. В последние два года преобладает юго-восточный – в сторону Защиты, аэропорта. Так откуда тогда в Согре этот газ? Не от какого-то ли иного источника, который просто не видят или не хотят видеть? Ещё одна загадка для метеорологов и «общественников», которым не мешало бы заняться серьёзным анализом экологической обстановки. Да и, пожалуй – не им одним. А всем контролирующим органам. Ведь только последний факт свидетельствует о вероятном наличии ранее неизвестного загрязнителя в том районе, ещё не взятого на учёт. Этакого «колобка», ушедшего от внимания и государственных органов, и общественности!..

Отчётом Б.Колпакова и городские депутаты, и государственные контролёры остались полностью удовлетворены. Борис Викторович чётко и откровенно ответил на все интересующие вопросы. Да их и было-то немного – производственная и природоохранная деятельность «Казцинка» тесно взаимосвязаны и достаточно прозрачны. Нарушений экологического законодательства нет, как нет превышений по выбросам. Более того, из года в год идёт их неуклонное снижение. Если в 2001 году в воздух выбрасывалось 70 тысяч тонн диоксида серы, то в нынешнем будет не более 19 тысяч тонн. А в следующем году – и того меньше.

— К этому процессу мы подключили иностранцев,- сказал Б.Колпаков. – Осваиваем новейшие технологии. Что обещали – делаем. Медный завод пока запустили на 50% от проектной мощности. Пока не форсируем. К весне следующего года завершим реконструкцию Свинцового завода, тогда и Медный запустим на полную мощь. Системы очистки и производственные циклы там связаны воедино, потому в 2012 году мы добьёмся очередного и существенного уменьшения выбросов. Резкое снижение выбросов произойдёт за счёт замены технологии на свинцовом заводе и даже когда на 100% заработает медное производство, всё-равно суммарное снижение по всему металлургическому производству Казцинка в городе будет ниже 1 ПДК.

Последним выступил ярый общественник Геннадий Корешков – один из проводников пресловутой системы экологического мониторинга, запущенной в Усть-Каменогорске и уже вызвавшей шквал критики среди горожан. На слушаниях депутатских комиссий Геннадий Леонидович представился в новом качестве: уже как директор созданного 28 октября 2011 года ТОО «Центр экологической безопасности». Громкое название, казалось бы, частной независимой фирмы красноречиво свидетельствовало о том, что бывшие «общественники», как минимум, претендуют на роль третейских судей. Выступление её руководителя подтвердило это:

— Два месяца Система Мониторинга воздуха находилась в опытной эксплуатации, но в самое ближайшее время подрядчик («СоюзАтомПрибор») привезет специалистов для аттестации приборов, и тогда все наши данные мы будем оглашать. Наша Система – это инструмент управления ситуацией для власти и для Совета общественности, и, надеюсь, что к 15 декабря, если нас аттестуют, этот инструмент заработает. Мы станем настоящим аналитическим центром! Уже сейчас мы способны на многое, можем ответить на ряд вопросов, но пока я помолчу…

В заключение Г.Корешков подчеркнул, что вместе с ними экологической ситуацией озаботились руководители области и города: «несмотря на увеличение средств, нет никакого эффекта от природоохранных мероприятий» (к слову сказать, кто же мешает общественным деятелям потребовать от власти направлять все экологические платежи от предприятий – тех же Казцинка, УМЗ, Казахмыса, ТМК и т.д. – набегает по году более 1 млрд. тенге – действительно на экологические мероприятия в городе, а не на расширение реки Комендантки или промывку канализационного коллектора). Мысль, конечно, отрадная, но не новая. Господа «общественники», очевидно, полагают, что теперь, когда экологические деньги потекут на счета вновь образованного ТОО – эффект будет максимальным. Но я, как старый скептик, глубоко в этом сомневаюсь. Система мониторинга воздуха, внедрённая в областном центре, как мы проинформировали читателей ранее, устарела минимум на 10 лет. А её стоимость была завышена фактически в три раза. Это к вопросу о компетентности и финансовой рачительности новоявленных «борцов за экологию». Их административно – командный стиль и келейность при обсуждении вопросов не позволили приблизиться к решению экологических проблем многим специалистам -профессионалам. Хотя, у них были весьма дельные, и менее затратные предложения в области экологии — в частности, по экологическому мониторингу. Будет ли от такой организации толк и польза горожанам при таком раскладе? Я лично сомневаюсь.

Уж лучше проще, и чисто по-депутатски пообещать что-нибудь более-менее реальное. Например, расширить мост через р.Комендантку. Или, скажем, предложить побыстрее запустить на городских улицах троллейбусы. И расширить сеть трамвайных путей. Что ни говори, а экологически чистый транспорт! Не пытаясь выглядеть Мессией, как предыдущий оратор, депутат С.Климов подвёл итог:

— Наша задача принять конкретные меры к улучшению экологической обстановки. Возможно, что выполнять их будут уже депутаты следующего созыва. Но, чтобы сократить выбросы от транспорта, нужно внедрение трамваев и троллейбусов, нужны новые мосты. Общеизвестно: где «пробки», там и обилие выбросов. Машины стоят и газуют. Ещё в городе 20 всевозможных котельных. Многие не топят, а просто жгут мусор – как на «Адиле», на маслозаводе АО «Май». Пора покончить с этим. Надо закрывать! АО «Май» и АО «Адиль» уже оштрафованы за превышение эмиссии. Это было предупреждение. Надо заняться ими, да и другими загрязнителями всерьёз. Департаменту экологии необходимо ограничить выдачу разрешений на эмиссию. Обратить, наконец, внимание на автотранспорт и топливо. Немало проблем с почвой и водой.

Работу в этом направлении депутаты решили продолжить. Теперь, скорее всего, после выборов. Будет хорошо, если после электоральной кампании их пыл не спадет. Ну а мы в свою очередь посмотрим: как она будет выполняться и кого из загрязнителей потревожат в следующий раз… Хотя бы ради объективности.

Сергей Васильев.