СУДОИСПОЛНИТЕЛЬ, ТЫ ЗА КОГО?

Газета "Flash!"

Решение давно вступило в законную силу. Исполнительный лист передан судебному исполнителю. Но, не смотря на установленный законом определенный срок, решение годами остается не исполненным. С такими жалобами к нам в редакцию зачастую обращаются отчаявшиеся восточноказахстанцы. Вопрос у них один: где еще искать справедливости?



Оставили без жилья


77-летняя жительница Усть-Каменогорска ждет исполнения решения суда седьмой год. За это время поменялось порядка десяти судоисполнителей. Однако, воз и ныне там.

Годы ожидания и беготни по кабинетам Зурай Дакиевой обошлись слишком дорого. Изрядно подкосилось здоровье. Ноги слушаться перестали. Давление все чаще резко подскакивает. Вся пенсия, 37 000 тенге, уходит на медикаменты. Она до сих пор не может прийти в себя после всего произошедшего. Несколько лет назад ее квартирой обманом завладела чужая женщина. Старушка до сих пор не может понять, как могла довериться ей и будто под гипнозом отдать документы на квартиру. Дочь Алия в это время жила в Павлодаре. Услышав про случившееся, она срочно выехала к матери.

В 2008 году, спустя год судебных разборок, Зурай апа наконец добилась справедливости. По решению суда с мошенницы в пользу Зурай Дакиевой должны были взыскать 11 000 долларов США (почти два миллиона тенге). Однако выплат старушка не может дождаться по сей день.

– До 2012 года поменялось уже 8-9 судоисполнителей, – говорит дочь пенсионерки Алия. – ничего не делали. Я неоднократно писала жалобу, заявление, чтобы привлекли за неисполнение решения суда по статье 362 УК РК. Но до сих пор хожу по кругу. Даже не удосужились вызвать ее в отдел полиции. Может быть, у нее есть какой-то покровитель?

Сейчас мать с дочерью скитаются по съемным квартирам. В связи с обострившейся болезнью матери, Алие пришлось даже уволиться с работы.

По словам последнего судоисполнителя, с должницы брать нечего. За ней числились два жилых дома, но оба были заложены. Если один дом уже по решению суда отошел одному из банков, по другому дому еще идут судебные тяжбы. Должница, якобы, не работает по состоянию здоровья. Хотя дочь пенсионерки уверяет, что женщина занимается торговлей и ее легко можно найти на одном из рынков Усть-Каменогорска. Дескать, не раз ее видела.

– Она издевается над нами. Как-то встретила ее, она говорит: «Что, не сдохла еще твоя старушка?», – продолжает Алия. – Это же бесчеловечно.

Теперь Зурай апа надеется, что на ее проблему обратят внимание местные власти, представители партии «Нур-Отан», куда она уже отправила письма с просьбой помочь. К слову, Зурай апа – из категории «дети войны». Когда началась Великая Отечественная Война, ей было всего 11 лет. В то тяжелое время дети помогали взрослым в тылу во всех делах. Они не наедались досыта, не играли в игрушки, не спали спокойно, как нынешнее поколение. Война отобрала у них детство. Зурай апа вспоминает, как работали на поле по 12 часов в день. Полученные за труд стакан киселя и жареной кукурузы были счастьем. Они не просили большего, потому что осознавали – идет война. Они не брали чужого – потому что знали, что это плохо. В последнее время сны про войну стали сниться все чаще…

Почему судоисполнители бездействуют?

Пополнить бюджет за счет матери-одиночки?


А вот матери-одиночке с ребенком – инвалидом на руках повезло меньше, чем мошеннице, оставившей старушку без жилья. Судоисполнитель подал на нее в суд за неуплату штрафа в размере …..100 тысяч тенге.

Сейчас Вера Архипова и сама не рада, что решила «вынести сор из избы» и пожаловаться на домашнее насилие. Но, впрочем, все по порядку. Семейные скандалы у нее начались после того, как старший сын привел домой сожительницу. Бесконечные пьянки и конфликты на протяжении трех лет превратили жизнь женщины и остальных ее пятерых детей в кошмар. Не выдержав постоянных пьянок, хозяйка квартиры попросила сына и его пассию выселиться. Тут и разгорелась нешуточная склока между родными, которая едва не вылилась в трагедию.

– Эти пьянки опять начались. У меня с сердцем плохо стало. Их ежедневные попойки меня довели. Я сказала – уходите, тут сожительница подскочила и сильно ударила меня в грудь. Я потеряла сознание, – с горечью вспоминает Вера Архипова.

Так очередные семейные разборки вылились в судебные разбирательства. Подав в суд, Вера Архипова надеялась хоть как-то образумить сына – дебошира. Но вместо того получила еще большую головную боль. Суд вынес решение оштрафовать обе стороны на 50 МРП. Из зала суда она вышла шокированная. А ведь она ждала помощи и защиты!!! Уже больше полугода, как она пытается оспорить это решение. Для одинокой женщины, с пятью детьми на руках, штраф почти в 100 тысяч тенге – сумма астрономическая. Инвалидность одного из детей не позволяет ей работать, а пособия ребенка по инвалидности не хватает даже на его лечение. И снова Вера Архипова обивает пороги суда. Только на этот раз уже судебные исполнители подали в суд на нее – за неуплату того самого штрафа.

– Для чего и зачем меня оштрафовали? – недоумевает Вера Ивановна. – Ведь я всего лишь хотела покоя для моих детей.

Результаты последнего судебного заседания удручают еще больше. К 50-ти МРП Вера Архипова теперь должна выплатить еще 10 процентов пени – за несвоевременную оплату взыскания. Между тем, совсем скоро 12-летнему Владу, инвалиду детства, необходимо пройти дорогостоящее обследование. Но из-за непредвиденных расходов, лечение ребенка видимо Архиповым придется отложить.

Почему социально-уязвимая семья оказалась под «прицелом» судоисполнителей? Как это допустили государственные органы?

Вотум доверия?


А вот еще одно дело. Но тут уже речь не о каких-то 100 тысячах тенге, неподъемных для матери-одиночки. Руководитель ТОО «Казпромприбор» получила в банке более 190 миллионов тенге, предоставив в качестве залога недвижимое имущество, состоящее из десяти корпусов. И тут же умудрилась «продать» заложенное. Взяла задаток с потенциальных клиентов в сумме 28 миллионов тенге. Потом еще 10 900 000 тенге. И была такова.

Дальше – больше. Она вошла во вкус. И заверив, что имеет личные связи с крупным промышленным предприятием области, заинтересовала директора одной фирмы ремонтными работами на 450 миллионов тенге. Услуги «посредника» оценила в шесть миллионов тенге. Предпринимателю передала ксерокопии фальшивых договоров подряда между промпредприятием и стройфирмой. На аналогичную приманку попался директор еще одной строительной организации, выложивший ради маячившего подряда два миллиона тенге.

В 2009 году Усть-Каме-ногорским судом №2 «обаятельная кидала» была приговорена к пяти с половиной годам колонии общего режима с конфискацией имущества. Областной суд оставил приговор без изменения. Правда, брать под стражу оказалось некого. Жанна Ким отбыла в неизвестном направлении. Некоторое время она была в розыске.

Спустя годы она объявилась. Но по странному стечению обстоятельств, взыскателям деньги по сей день не вернули. Хотя имущество имелось.

– Приговор вступил в законную силу. Однако, получается, с 2009 года денежные средства потерпевшим до конца так и не выплачены, речь идет о миллионах, – негодует адвокат одной из потерпевшей стороны Сергей Шигрин.

По словам юриста Сергея Шигрина, дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как документы в прошлом году передали частным судоисполнителям. Вырученная сумма от продажи действующей производственной базы позволила исполнить 87 судебных актов. По остальным, на общую сумму свыше 80-ти миллионов тенге, судебное производство оказалось парализованным.

– Из-за того, что у одного частного судоисполнителя приостановили лицензию, сейчас дело передали второму. И второму пытаются приостановить лицензию. Интересы обманутых граждан должны как то отстаиваться, а получается наоборот, – возмущен юрист. – Если государственные судоисполнители не могли исполнить, частные судоисполнители сейчас не имеют возможности исполнить, тогда к кому нужно обращаться, чтобы в результате решение суда все таки пришло к своему завершению?

Почему исполнительное производство по этому делу так долго тянется?

Почему частные судоисполнители, наконец взявшиеся за исполнение решения суда, в ответ получают только проблемы, лишаются лицензии?! И почему «обаятельной кидале» все сходит с рук?

Просим считать эти вопросы как официальный запрос в Департамент Юстиции по ВКО.

Жанар АСЫЛХАНОВА