ТРОПОЙ ПАЛОМНИКОВ

Газета "Flash!"

Начало в №24, 2014 г.

Итак, все готово к купанию в Мертвом море. Песок на пляже настолько горячий, что несколько метров до воды приходится пробегать чуть ли не вприпрыжку. Вторым по солености в мире является Средиземное море, но его вода несравнима с местной водой. Ее тяжесть и плотность ощущаются сразу, как только сделаешь первые шаги. Глубина небольшая, приходится довольно долго идти, чтобы было хотя бы по пояс.

Приятно почитать, лёжа на воде

Вот, можно и ложиться. Да, лежишь без всяких усилий, без движения. При желании можно даже поспать. Чудеса, да и только! Делаю классическую фотографию с журналом в руках. Жаль, что не взял с собой в поездку нашу газету!

А вот и еще чудеса – я не могу встать! Пытаюсь поставить ногу на дно, но вода отталкивает меня обратно. Ничего не получается. Еще несколько попыток, и приходится звать на помощь жену. Не оставаться же мне здесь!

Первый сеанс купания позади. В воде можно находиться не более 10 минут. Теперь мы натираемся целебными грязями Мертвого моря, приобретенными в местном магазине. Мы становимся похожими на шахтеров, только что вышедших из забоя, или нефтяников, попавших под фонтан первой скважины. В таком виде нужно постоять на солнце, но также не более 10 минут. Затем второе купание. Правда, грязь практически не смывается.

Пора завершать процедуры. Душ расположен прямо на берегу. Здесь еще раз для себя отмечаю, что в Израиле удивительным образом сочетаются высочайшие технологические достижения и так похожее на наше разгильдяйство. В одном из самых удивительнейших мест в мире – на берегу Мертвого моря – нет нормальных раздевалок. Автобусы с туристами подъезжают один за одним. А раздевалок всего две! Это самые примитивные пляжные раздевалки. Они даже не разделены по половому признаку на М и Ж. А в той, где довелось переодеваться мне, еще и шпингалет оказался сломан! Поэтому приходится робко приоткрывать дверцу, чтобы не попасть в неловкое положение. А время не ждет – желающих искупаться полно.

Душ – это отдельный разговор. Такого я еще нигде не видел. Посреди бетонного круга стоит гусак с носиком, изогнутым вниз. Вот из него и льется вода. Но чтобы она полилась, нужно дернуть за веревку и потом держать ее. Хорошо тем, кто приехал парами. Один держит, другой моется. А если человек один, нужно или просить подержать веревку, или одной рукой управляться с этим чудо-механизмом, второй шоркать себя. Но одной рукой вымыться невозможно. Соль, да еще и целебная грязь катаются по телу, но не смываются. Не зря нас предупреждали, что нужно купить еще и специальное мыло. Но мы понадеялись на свое, предусмотрительно взятое в поездку. А оно не смывает. А на тебя подпирают другие, им тоже нужно мыться. А такой вот специфический душ всего один на весь берег! Кое – как приводим себя в порядок, оставляя окончательный марафет на потом, после возвращения в свой турецкий отель.



Высыхающее Мёртвое море

Я столь подробно остановился на этих бытовых подробностях, чтобы читатели, пожелавшие повторить наше путешествие, были готовы к некоторым неудобствам. А еще, чтобы показать, что и не только у нас не до конца отработаны вопросы туристической инфраструктуры. Но в Израиле такие «ляпы» особенно бросаются в глаза. Не все идеально в мире сверкающего витринного великолепия Запада, на которое мы до сих пор распускаем слюни. Тут же, на берегу, роскошные пятизвездочные отели, и вот такие раздевалки, и, что-то отдаленно напоминающее душ.

Утомленные, полные впечатлений, мы покидаем Мертвое море. Еще около получаса море сопровождает нас справа от дороги. Хорошо видно, что водоем погибает. Вода отступает. Бывшее морское дно занимает уже немалую часть акватории. Местами такие вкрапления суши просто гигантские. Экскурсовод рассказывает, что при таких темпах море перестанет существовать через 10-20 лет. Это главная экологическая катастрофа Израиля. Южная часть Мертвого моря уже превратилась в самостоятельный водоем, отделившись от основной акватории. Действительно, больно смотреть, как на наших глазах исчезает такое уникальное создание природы. Официальные источники называют причиной этой трагедии хозяйственную деятельность человека. Море омывает берега трех государств: Израиля, Иордании, и Палестинской национальной автономии. Якобы с израильской стороны никаких загрязнений нет, а вот с иорданской и палестинской идут сбросы, из-за отсутствия современных очистных сооружений. Может быть, так и есть. Объединить усилия всех трех сторон для спасения моря мешает бесконечный арабо-израильский конфликт, агрессивная политика Израиля, захват территорий соседних государств. Лучшие израильские ученые усиленно работают над этой проблемой, но только их усилий недостаточно. Для всей планеты это будет огромная потеря, если Мертвое море все же не удастся спасти.

Храмовая гора


Дорога сворачивает в сторону от моря. Утомленные ранним подъемом и обилием впечатлений, туристы в подавляющем большинстве уже не могут бороться со сном. Нужно поспать. Мягкий ход, гул мотора, идеально ровная дорога позволяют нам отдохнуть и накопить силы для следующего этапа путешествия. Просыпаемся уже на подходе к Иерусалиму. Итак, мы подъезжаем к главной святыне – старому городу и Храмовой горе. Даже не укладывается в голове – сколько же веков этим камням, этим храмам! На входе – тщательный досмотр службы безопасности, проход через металлоискатели, причем мужчины и женщины проходят раздельно. Такие повышенные меры объясняются угрозой терроризма, беспорядков, возможных столкновений евреев и арабов. Храмовый комплекс, как и другие земли Иерусалима, а также оккупированная палестинская территория, давно являются предметом арабо- израильских споров, столкновений и войн. Именно там расположена мечеть Аль-Акса, построенная в конце VII – начале VIII века.

Не так давно, в конце октября прошлого года здесь произошли очередные столкновения евреев и палестинцев. С камнями, «коктейлями Молотова», с ранеными, но, слава Богу, без погибших, словом, по полной программе. Полиция на некоторое время полностью закрыла доступ к Храмовой горе.

Храмовый комплекс в Иерусалиме считается третьей по значимости и величине святыней мусульман после Мекки и Медины. Именно в сторону мечети Аль-Акса обращались на заре ислама правоверные во время молитв. Здесь же расположены и главные святыни христианства и иудаизма – Храм Гроба Господня и Стена Плача.

Со Стены Плача мы и начинаем наше соприкосновение со святынями. Стена называется еще Западной, поскольку это единственная оставшаяся часть древней стены, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 г. Еще ранее на этом месте был построен Храм Соломона, разрушенный вавилонянами. Его и стали окружать стеной, строительство началось в 19 г. Разрушение Второго Храма и оплакивают иудеи, отсюда и название.

Получается, что Стене почти две тысячи лет! Само по себе сооружение уникальное, состоящее из идеально обработанных, огромных, а в некоторых местах просто громадных камней. Учитывая высоту стены в десятки метров, отдаешь дань уважения строителям начала нашей эры. Ведь камни нужно было не просто обработать, и поднять их на такую высоту, но и сложить в стену, которая простояла двадцать веков!

Перед Стеной – большая площадь. Когда-то на этом месте был арабский квартал, место перед Стеной едва вмещало всех желающих. Но в 1967 году, во время шестидневной войны, прямо к Стене десантировались израильские солдаты. Арабский квартал был разрушен бульдозерами, вся Храмовая гора, Старый город, впрочем, как и весь Иерусалим, перешли под контроль Израиля. Сейчас площадь способна вместить несколько сот тысяч человек, и здесь находится еврейский квартал. На площади происходят многие торжественные мероприятия, в частности, армейские новобранцы приносят присягу. Мы увидели, как на площадь привезли совсем юных ребят, еще школьников, видимо, перед военными сборами. Их пришли провожать родные. Довольно впечатляющая картина. Хорошо, когда у народа есть свои традиции, есть свои символы, святыни, и никто не собирается их отменять, а тем более разрушать. Это, наверное, чисто наша национальная черта, всех народов, живших в Советском Союзе. И разрушаем ведь с каким-то остервенением, и грязью прошлое обливаем так, что это похоже на какой-то мазохизм. А ведь у нас немало героических страниц, гораздо более героических, чем в той же израильской истории. Одна Великая Победа – это уже предмет гордости и поклонения на века! Но не хотим мы гордиться прошлым, своей историей. Мы только ожесточенно спорим, до хрипоты – а как же было? Хорошо ли было, или плохо? Герои или злодеи вершили дела десятилетия или столетия назад? В Израиле таких проблем нет. Там с историей и национальными святынями все просто и ясно. Никто не смеет и не желает подвергать свое прошлое осмеянию или поруганию. Наверное, так и должно быть. Хотя бы ради уважения предков, ради воспитания молодежи.



У Стены Плача

На площади очень многолюдно, оживленно. Нам дают полчаса на посещение Стены Плача. Поясняют простые правила. Мужчины и женщины идут раздельно, в свои сектора, разделенные перегородкой. Мужчины должны надеть головной убор – иудейскую шапочку, чем-то напоминающую тюбетейку. Шапочки лежат в корзине перед входом на мужскую часть, потом головной убор можно не возвращать, взять в качестве сувенира. Смысл посещения Стены – общение с Господом. Оно может быть мысленным, можно разговаривать. Но самое главное – оставить в Стене свои самые сокровенные пожелания, записанные на бумагу. Говорят, что они обязательно сбудутся. Отходить от Стены можно только лицом к ней, шагая назад. И лишь пройдя метров 50 можно повернуться спиной. Вот, собственно, и всё.

На мужской половине довольно свободно. Кто-то прижался к Стене лицом, и что-то шепчет. Кто-то сидит на стульчике и молча созерцает. Кто-то читает священную книгу. Я тоже подхожу, прижимаюсь к камням. Сколько же здесь прозвучало сокровенных пожеланий, сколько прочитано молитв за века, за тысячелетия! Это действительно намолённые камни! Все расщелины между камнями плотно забиты записками. Сейчас к Стене могут подходить люди любого вероисповедания, и атеисты, никто не контролирует и не проверяет. Записку можно прислать даже по почте – обычной или электронной. В адресе написать: «В Стену Плача». Есть такая услуга. Заверяют, что обязательно распечатают и отнесут на место. Содержание записки остается тайной. Свои записки в Стену клали даже Папа Римский и президент США Барак Обама. О чем он просил Всевышнего – может, о мировом господстве? Жена рассказала, что на женской половине к Стене не протолкнуться. А записок так много, что их просто некуда класть, они выпадают из расщелин под ноги. Раз в год расщелины очищают, а записки не сжигают, а закапывают в землю. Так ли это в действительности – мы не знаем, приходится верить на слово.

Кладу свою записку с сокровенными пожеланиями, отхожу назад. Да, если бы все было так просто. Положил записку – и жди исполнения желаний. Но все гораздо сложнее. И нам всем нужно делать этот мир справедливее и добрее, кроме нас этого никто не сделает. И здесь, в этих святых местах, идет непрекращающаяся война, два народа, живущие бок о бок, готовы уничтожить друг друга. Но, тем не менее, в чудеса всегда хочется верить.

Мы собираемся в условленном месте и продолжаем свой путь по извилистым, узким улочкам Старого города. Это совершенно уникальные улочки. Что интересно – здесь, в этих домах многовековой постройки живут люди, это жилые кварталы. Как они здесь живут – в уме не укладывается. Улочки в несколько метров шириной загромождены торговыми рядами. Это то, что у нас называют «тропой». Сувениры, сладости, религиозная утварь, магнитики, чего здесь только нет. Мы двигаемся по арабскому кварталу. Словно воробьи, оживленно галдят ребятишки – смугленькие, кучерявые, с черными большими глазами. Охотно откликаются на просьбу сфотографироваться. Периодически встречаются патрули израильских солдат с автоматами. Довольно долго мы петляем по закоулкам. Экскурсовод права – здесь рот разевать нельзя. Чуть отвлечешься, отстанешь, и ты обречен. Здесь можно будет ходить днями и неделями, но самостоятельно дорогу не найдешь, это похлеще любого лабиринта.

Наконец, мы выходим на простор. Совсем рядом расположены две святыни: мусульманская – мечеть Аль-Акса, и христианская – Храм Гроба Господня. Так вот он какой – главный храм всех христиан – большой, величественный, загадочный. Останавливаемся, чтобы перевести дух, и послушать советы нашего гида. Передышка нужна. Все-таки, мы в двух шагах от главной цели любого паломника – христианина. Через несколько минут нам предстоит войти в Храм.

(Продолжение следует)

Денис Данилевский

Иерусалим – Усть-Каменогорск