Чтобы не было наводнения – нужно думать мозгами

Газета "Flash!"

Как говорится, после драки кулаками не машут, но всегда полезно проанализировать происшедшее, чтобы не повторилась чрезвычайная ситуация.



В данном случае вспомним о регулярном подтоплении Согры – окраинного района Усть-Каменогорска. Само слово «согра» – дословный перевод «болото». И действительно, близко расположенные грунтовые воды доставляют жителям немало хлопот, а тут ещё реки, ручьи и пруд-накопитель в п. Солнечный…

Но не только капризы природы, но и человеческий фактор играет далеко не последнюю роль в возникновении все сокрушающей водной стихии.

Взять, к примеру, ручей Безымянный ключ, протекающий в районе новой горнолыжной базы. Ручеёк берет начало в полевых логах и в обычное время не превышает по объёму напор трёх огородных шлангов. Местные жители, которым уже совсем лень вывозить мусор на тележке в образовавшуюся неподалёку свалку, с успехом используют ручей как мусоропровод. Их совсем не заботит тот факт, как много на коротком пути ручья до реки Ульба узких водопроводных труб. Ручей умудряется подтапливать около 20 домов по ул. Согринская, а иногда несколько раз в год. В чём же причина? Подрядная организация ТОО «Земстрой» ежегодно проводит работы по его углублению и расчистке, уходят немалые бюджетные деньги, да только толку мало.

Если взглянуть на эту проблему глубже, очевидным станет факт обильного заиливания ручья после каждого дождя. У этой проблемы есть не одно решение, но на их пути возникают различные препятствия.

До сих пор остаётся загадкой – для чего его вообще было принято решение о переносе ручья?! Раньше русло ручья проходило между двух домов по ул. Согринская в районе остановки «Береговая» и впадало в р. Ульба. А теперь в зоне подтопления ручья более 40 жилых домов! Увеличилась протяженность ручья, больше стали выделять денег на его содержание, расчистку! Не это ли и стало причиной переноса – отмывание денег на противопаводковых мероприятиях? Настораживает и тот факт, что ручей на протяжении 100 метров протекает в непосредственной близости от железнодорожного полотна.

Теперь о самом эффективном и наименее затратном способе решения этой проблемы, способном раз и навсегда устранить подтопление жилых домов по ул. Согринская.

Все признают факт регулярного заиливания ручья – и не видят очевидного – брошенный глиняный карьер! Дождевыми потоками глина смывается в ручей, тут же оседая на дне на всём его протяжении, забивая водопропускные трубы, в разы уменьшая глубину арыка.

Вот бы спросить природоохранную прокуратуру, на каком основании организации, проводившей разработку карьера и забор глины, позволили его просто так бросить?! Неужели закон не предусматривает по завершении эксплуатации произвести восстановительные работы по выравниванию местности и восстановлению плодородного слоя? Ведь покрытую грунтом и травой глину вряд ли смывало бы в ручей. Очевидно, вопрос упирается в эпоху развала и предприятие уже давно не существует? А вдруг и существует, надо только этим заняться, выяснить. Может, стоит предусмотреть наказание для тех, кто недосмотрел, выдал разрешение? Ведь это они должны расхлёбывать последствия наводнения, объяснятся с разъярёнными жителями, выплачивать им, в конце концов, компенсацию! А то люди снова идут в акимат, который выплачивает им каждый раз энную сумму из средств бюджета.

Другой вопрос – о реке Маховке. Здесь основной проблемой считают пруд-накопитель в п. Солнечный. Вспоминаются события весны 2002 года, когда непредусмотрительно был осуществлён аварийный сброс воды, что привело к затоплению. Но самое интересное – у пруда тогда даже хозяина не нашли. Пруд – накопитель существует уже давно – это сооружение ранее было модернизировано из двух водяных мельниц, которые обеспечивали всю округу мукой, но подтопления люди вспоминают только последние 8-10 лет. Причин этому тоже не мало, решение которых хотелось бы рассмотреть подробнее.

Есть в нашем городе организация с интересной аббревиатурой БВУ, расшифровать которую под силу только тем, кто сталкивался с вопросом оформления земельного участка вблизи водного объекта. «Экология» не даст своего разрешения без заключения Бассейнового водоохранного управления. Организация БВУ серьёзная – компромиссов не признаёт, но всегда ли? Расстояние от реки должно быть не менее 100 метров, от ручья – 50 метров. Вот, например, в п. Новая Согра, напротив остановки «Свято-Зиновьевский храм», на земельном участке, угол которого упирается в ручей Безымянный, успешно ведётся закладка фундамента жилого дома. Как им удалось получить согласование БВУ – остаётся загадкой. Может, причина в неведении работников управления? Так, однажды моя хорошая знакомая оформляла земельный участок на ул. Дружинников, как раз на том месте, где по сведениям БВУ было русло ручья. В организации случайно не знали, что несколько лет назад русло ручья было перенесено в сторону аж на 170 метров, причём с соблюдением всех правил безопасности! В итоге девушке пришлось за свой счёт проводить обследование и наносить новое русло на карту. Остаётся вопросом, как это перенос ручья был произведён без соглашения с БВУ и кто вообще проводил эти работы?

Жители тоже знают свои права, и, производя застройку с обеих сторон от русла р. Маховка (ул. Дружинников, ул. Скалистая) во время противопаводковых работ не пустили технику через свои огороды, чтобы прочистить и углубить русло. Земельному комитету стоило бы проверить наличие самозахвата земель, ведь приватизация и оплата производится за 10 соток земли, а остальное надо было выкупать и платить значительно больший налог. И осталась р. Маховка между двух приусадебных участков ничья, за годы заросла ивняком, завалили её буреломом и мусором – и никому нет до неё дела, пока не топит.

Такая же ситуация с дачными массивами садовых обществ «Металлург-3», «Восточник-5», «Восточник-6». Здесь есть где развернуться архитектуре и земельному комитету вместе с БВУ, которые с помощью закона смогли бы вмешаться: все участки ближе 100 метров от реки снести, предложив людям взамен пустующие огороды в глубине садоводческих обществ. Брошенных участков здесь не мало, а садоводческие домики в большинстве случаев – не узаконенные строения. А то приватизация и легализация участков идёт полным ходом. И пусть на заболоченном участке практически ничего не растет, зато получение материальной компенсации из-за подтопления выглядит заманчиво. Те, кто отказывается бросать свои участки, пусть пишут заявления, что об угрозе подтопления уведомлён и от возмещения ущерба отказывается, так как добровольно подвергают себя риску.

Берег реки Ульба в районе средней школы №18 (ул. Городская) сегодня выглядит пусть и не вполне обычно, но никого, кроме жителей этой улицы, заборы которых почти висят над рекой, не пугает. Тем не менее, каждый год, во время паводков, река «съедает» по 5-10 метров береговой линии, уверенно приближаясь к жилому массиву. Может ещё год-два, и этот район тоже станет «головной болью», но пока данный вопрос «на контроле» ЧС. И пока на этом все.

Да, в том месте, где р. Ульба поворачивает на 90 градусов, берег надо серьёзно укреплять. Но можно и эту проблему решить без бюджетных затрат: стоит лишь предложить любой строительной компании – тому же ТОО «Бергштайн» – осуществить забор гравия в месте старого русла реки, обеспечив их только разрешением природоохранных органов. Здесь и экономия бюджетных средств на противопаводковых мероприятиях и поддержка, и развитие среднего бизнеса. В итоге река вернётся в прежнее русло, подальше от жилого массива, и люди не будут со страхом ожидать очередного ледохода.

Вот, казалось бы, простые решения имеющихся проблем, но кто возьмёт на себя ответственность за их решение – пока неизвестно. У городских властей, видимо, более важные вопросы, не до ручьев и рек.

Конечно, хотелось бы, чтобы в нашем городе, наводнённом проблемами экологии, число других забот стало бы поменьше. Да только с кого спросить, если всегда можно найти пути бездействия. Ведь правильно сказал один мудрец: «Нет не решаемых проблем, есть только пути решения, которые нас не устраивают!»



Елена КОНОВНИЦЫНА