А собственность чья?

Газета "Flash!"

В Усть-Каменогорске состоялась региональная конференция, основу которой составило Послание Президента народу Казахстана от 29 января 2011 года «Построим будущее вместе», где провозглашена необходимость проведения масштабной модернизации систем

водо-, тепло-, электро- и газоснабжения, а также обеспечение создания оптимальной модели жилищных отношений.



Для реализации целей Послания Правительство РК постановлением №473 от 30 апреля 2011 года утвердило Программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из главных целей которой является обеспечение комфортных условий проживания населения, за счет средств предоставляемых ему в беспроцентный кредит.

Тема конференции действительно касалась будущего – применение инноваций и энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве. И только для руководителей КСК и сервисных компаний (сейчас это «Оскемен Тартип») после обеда главным специалистом департамента жилищных отношений АО «КазЦентр ЖКХ» был озвучен главный стержень всей программы: «Механизм финансирования ремонта многоквартирных жилых домов».

Наше будущее мы начали строить 20 лет назад, когда обрели независимость от северного соседа. Известно, что будущее без прошлого невозможно. А из прошлого нам досталась государственная собственность в виде приватизированной жилплощади, что закреплено договорами о приватизации. Все остальное пока принадлежит государству, значит, и ремонтироваться должно за государственный счет. Для переложения бремени расходов по ремонту госсобственности на население внесены поправки в Закон РК «О жилищных отношениях», где установлено, что с 2012 года оформление кондоминиума и его юридическая регистрация являются обязательными.

А пока население уговаривают добровольно заключать договоры на оплату ремонта зданий за собственный счет, без предварительного взноса. С 2012 года необходимо будет вносить сразу 50% от стоимости ремонта, приходящейся на одну квартиру, согласно смете затрат.

Однако противостоять задумке организаторов и разработчиков Программы можно. Если 1/3 граждан не захочет ремонтировать госсобственность за свой счет, то предложенная Программа минует всех жителей дома, так как согласно Методического пособия, розданного на конференции, решение общего собрания о проведении ремонта и расходах на него имеет законную силу, когда за него проголосовало не менее 2/3 владельцев квартир.

Дело жителей каждого дома решить судьбу своих средств: надеть на себя финансовый хомут или нет. Если жители обветшавших домов решат все-таки сэкономить средства на ремонт пока не принадлежащей им собственности – то, чтобы не кормить энергоаудиторов, сметчиков, проектантов, банкиров, монтажные организации, являющиеся плательщиками НДС, работников жилищных инспекций, организаций, согласовывающих проектно-сметную документацию и армию чиновников всех рангов – могут составить дефектную ведомость на ремонт отдельных частей здания. И не торопясь реализовывать меры по сохранности дома. Армия чиновников с ложками необходима для освоения ссужаемых населению средств, возврат которых проблематичен, а начального взноса в 50% у большинства населения нет, и не будет. Инициаторов программы не волнует, где население их возьмет. Так что сознательная 1/3 владельцев воздуха в квартирах может, надышавшись этим воздухом, дружно выдохнуть – нет! Ведь средства, выделенные владельцам квартир на ремонт чужой собственности, необходимо вернуть, квартира будет обременена долгом и продать ее будет невозможно.

Теперь самое время оглянуться назад, в недалекое прошлое, и вспомнить, а что же там было? А было там Послание и Указ Президента, имеющий силу Закона о жилищной реформе. Для реализации задач жилищной реформы Правительство РК издало постановление №1299 от 4 октября 1995 года. В нем местным властям поручалось в 3-х месячный срок сделать ревизию всего жилого фонда. Ветхое жилье снести, представив гражданам новые квартиры. Выполнить капитальный ремонт в полном объеме и только потом провести приватизацию. Кроме этого, в целях повсеместной экономии топливно-энергетических ресурсов, предусматривалась разработка и осуществление мер по приборному учету тепловой энергии, холодной и горячей воды, газа, реализуемых населению коммунальными предприятиями, бюджетными организациями. Указ Президента и постановление Правительства никто не отменял. Поэтому их необходимо выполнить, а потом городить огород из новых нормативных актов и Программ.

На конференции шла речь и о термомодернизации зданий. Это очень дорогостоящее мероприятие не окупится за разумный срок, ибо сэкономленная теплоэнергия позволит государству не тратиться на ввод новых мощностей в теплоэнергетику. Плата за теплоэнергию растет ежегодно, и темпы её роста опережают сроки окупаемости термомодернизации в разы. Поэтому никакой экономии средств не предвидится.

Каков же выход? Во-первых – не участвовать в финансово-хомутной программе, путем противостояния ей 1/3 граждан, которые по действующему законодательству могут освободить себя и 2/3 остальных собственников от обременения приватизированной собственности и угрозы возможной её потери. Во-вторых – пока еще государственная собственность должна ремонтироваться за государственный счет в рамках действующего законодательства. То есть необходимо изменить приоритеты и точку отсчета. Ведь в России уже поняли пагубность приватизации госсобственности в жилом секторе и там, похоже, начался процесс деприватизации.

Что касается внутренней начинки здания, т.е. инженерных сетей, то «программистам» необходимо напомнить содержание статьи 487 Гражданского Кодекса РК, где пунктом 2 определено, что: «В случае, когда абонентом по договору выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии, возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законодательными актами».

Пока внутренние сети дома находятся в собственности государства, то нести расходы по установке приборов учета должен собственник, также как и расходы за отопление своей собственности. Об этом читайте в статье «Нормативная кормушка монополиста» в ближайших номерах.



Эдуард ДАТЧИКОВ

председатель

общественного

объединения «LIFE»