КАК СТРОИТЕЛЕЙ ЗАГНАЛИ В УГОЛ

Газета "Flash!"

Тезисы выступления директора Ассоциации строителей ВКО Литвинова Михаила Викторовича на отчетной конференции ДПК «Ак жол». В своем недавнем Послании Президент страны Нурсултан Назарбаев поручил выделить колоссальную сумму из Национального Фонда (500 млрд. тенге) и отметил необходимость «засучить рукава и приняться за дело». Но, к сожалению, не удается работать, чтобы пыль столбом стояла, и надеяться на средства, выделяемые из Нацфонда.


Строительство, которое является одним из локомотивов экономики, сильно хромает. Строительная отрасль в регионах идет на спад. Мало где в регионах есть строительные организации, которые обладают финансовой самодостаточностью и полной материально-технической базой. Поэтому они прибегают к госзаказу и услугам банков. Но, к сожалению, там мы получаем только подножки и кабальные условия. Если такая тенденция будет продолжаться, то в скором времени в областях некому будет строить. А крупных строительных корпораций, которые работают в основном в Астане и Алматы, не хватит на всех.

И здесь я полностью разделяю позицию партии «Ак жол» о том, что продолжают действовать, иногда даже увеличиваются, всевозможные административные барьеры, включая жесткий фискальный режим. Это серьезно ограничивает гражданскую и предпринимательскую инициативу. Не случайно, что большинство представителей молодежи сегодня мечтают не о творческой реализации или собственном бизнесе, а о карьере чиновника или менеджера национальной компании.

Отечественный бизнес не получает и своевременных преференций со стороны правительства. Если они и есть, то, как правило, носят запоздалый и половинчатый характер.

На личном примере могу сказать, что условия государственных тендеров создают предпосылки к коррупционным действиям и могут загнать в долговую яму и банкротство любую строительную фирму.

По требованиям законодательства при реализации госзаказа необходимо заложить в банк 30% от общей суммы тендера. Это уже приводит к удорожанию проектов. Если в среднем взять сумму в 6 млрд. тенге, то вряд ли найдется такая организация, которая на срок строительства, а это в среднем 2-3 года, может заложить в банк 2-2,5 млрд. тенге. Самое главное – возврат этой суммы под очень большим вопросом. Банк может вернуть их только после принятия заказчиком объекта и письма согласования. Но заказчик может придираться ко всем мелочам, пока его не «задобришь».

В результате складывается такая ситуация: компания, уже не имея достаточных оборотных средств, просит оказать в долг услуги организаций, владеющих спецтехникой. Эти фирмы в свою очередь ставят высокую надбавку, что также приводит к удорожанию проектов.

Как вариант выхода из этой ситуации можно было бы рассмотреть получение банковского займа. К сожалению, как отмечают сами банки, строительная отрасль – это самый рискованный сегмент рынка, и поэтому они ее не финансируют. Они ссылаются на то, что заказчик в лице государства в любой момент может заморозить строительство и остановить финансирование, и называют эти проекты «воздушными». Поэтому неудивительно, что процент финансирования банками строительной отрасли намного ниже, нежели потребительские кредиты.

Государственные финансовые институты тоже не выделяют средства на финансирование строительства.


Еще одна из важнейших проблем: никто не контролирует стоимость строительных материалов. Зачастую монополисты задирают цены. К примеру, наш Бухтарминский цемент реализуется в Алматы по цене 14000 тенге за 1 тонну. В ВКО имеются 2 цементных завода, но цена за тонну составляет от 18000 до 22000 тенге.

Цена за 1 тонну щебня в Алматы составляет 1400 тенге за кубометр, тогда как в ВКО, имеющей такой природный ландшафт, мы вынуждены покупать его по цене 1800 тенге.

Природный песок в Алматы стоит 500 тенге за тонну, хотя у нас есть свой уникальный курчумский песок с высоким содержанием кварца, и цена его составляет 3000 тенге за тонну.

В Послании «Нурлы Жол» Президент РК отметил, что общая потребность в инвестициях составляет 2 триллиона тенге, по 200 млрд тенге в год будет выделяться на развитие и модернизацию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

В 4 пункте Послания уделено внимание модернизации инфраструктуры ЖКХ и сетей водоснабжения. У нас в области нет нормального завода по производству труб стальных в предизолированной оболочке из пенополиуритана, которая заложена в проектах. Нет и заводов, выпускающих пластиковые трубы. Имеются в области огромные запасы глины и несколько кирпичных заводов, но цена на кирпич в строительный сезон достигает 45 тенге, что гораздо выше, чем в остальных регионах. Все это повышает стоимость строительства социальных объектов.

Как выход из этой ситуации предлагаю заключать меморандумы и покупать инертные материалы по себестоимости для строительства социальных проектов по программе «Доступное жилье». Так же предлагаю заключить меморандум с компанией «Карагандинский металлургический комбинат» по продаже арматуры. Это должен сделать акимат!!!

Большая проблема в проектировщиках. Выиграв тендер, они стараются экономить на геологических и геодезических работах, берут советские топографические съемки, зачастую даже не выезжая на объект. Строителям приходится самостоятельно решать проблемы с грунтами. Проекты старые, скачанные из Интернета или просто привязанные к земельным участкам. Фактическая топосъемка не совпадает с проектной. На месте строительства жилых домов располагаются уже существующие дома, огороды, постройки, инженерные сети, линии электропередач. Проектировщику главное пройти экспертизу, которая, в свою очередь, из-за большого количества проектов пропускает с ошибками, в конечном итоге проекты получаются «сырыми», а последствия такого проектирования опять ложатся на плечи подрядчика.

В проектах используются еще советские, морально устаревшие серии на малые архитектурные формы (качели, горки, песочницы и др.). Не применяются современные отделочные материалы при проектировании фасадов зданий.

Выход – дать больше полномочий частным экспертизам с возложением ответственности вплоть до уголовной при лицензировании.

Как выход из этой ситуации предлагаю следующие меры.

Во-первых, законодательно прописать страхование авансового платежа. Страховые компании и банки готовы на это. Но, к сожалению, этой нормы нет в законе.

Во-вторых, из средств, выделяемых из Нацфонда, кредитовать строительные организации. На сегодняшний день объем выдаваемых кредитов низкий. Больше времени тратишь на сбор документов и получаешь максимальную сумму в районе 40 млн. тенге.

В-третьих, предлагаю ввести программу по поддержке строительной отрасли в Фонде развития предпринимательства «Даму».

В-четвертых, чтобы мы могли работать, засучив рукава, внести предложение по продлению моратория на проверку бизнеса до 2016 года.

Уверен, что хотя бы частичное решение этих вопросов, повлияло бы на решение проблем жилищного обеспечения, который находится на постоянном контроле партии «Ак жол». Мы все видим, что несмотря на гигантские затраты из бюджета, в стране не решена жилищная проблема.

Мы полагаем, что главной ценностью Казахстана является не нефть и металлы, а наш талантливый народ. И я тоже убежденный сторонник такой политики.