Если судить по результату мини-опроса, проведенного мной среди местных предпринимателей, то уже сейчас можно уверенно сказать: восточноказахстанцы, а конкретнее, семейчане, ждут от нового акима области перемен в лучшую сторону. Бывший аким ВКО Бердыбек Сапарбаев в самом начале от журналистской братии получил ласковое имя «Бордюр-ага», или «Бордюрбек» с намеком на его пристрастие к замене прежних бордюр на новые, помпезные, и даже гранитные.
Говорили, что это не простое пристрастие, якобы, у кого-то из родственников акима есть завод по производству бордюр то ли в Алматинской, то ли в Кызылординской областях. Но сам Бердыбек Сапарбаев решительно опроверг эти слухи.
Нынешний областной глава Даниал Ахметов, еще на стадии изучения состояния дел получил в среде предпринимателей, хотя и с иронией, но твердое имя: «Поручатель» (видимо, от слова поручение). Выяснилось, что многие считают столь обильную раздачу новым акимом различных поручений местным чиновникам не чем иным, как своеобразно – закамуфлированным «отпущением» их от ответственности за свои былые «грехи». Да и сам Даниал Кенжетаевич иногда повторяет выражение: кто старое помянет… А ведь в данном случае кое-где речь может идти о «старых» миллионах и даже миллиардах тенге уже бездарно использованных и пущенных по ветру или осевших в карманах местных чиновников и горе-менеджеров.
Когда Даниала Ахметова подвели к стендам с планом реконструкции многострадального теплового комплекса ГКП «Теплокоммунэнерго», он сразу заметил:
– Новая станция, говорите, теперь вырабатывает хорошие мощности. А что дальше? Старые сети выдержат нагрузку?
Услышав отрицательный ответ, Даниал Кенжетаевич обратился к акиму города:
– Айбек, пожалуйста, разберитесь. Даю Вам поручение…
Жаль, конечно, что столь мягкий подход у нового главы области к человеку, деятельность которого, по мнению немалой части местных предпринимателей и породила весь этот бардак в Семее! Тем более, что недавно они (предприниматели и депутаты) обратились к областному акиму с коллективным письмом по этому поводу!
Или вот еще: посетив несколько энергообъектов, и вдоволь налюбовавшись свежевыкрашенными металлоконструкциями котельных, областной глава отметил:
– В общей сложности 33 миллиарда тенге вложены в реконструкцию котельных. Но все это сделано как будто из-под топора! Никто здесь и не думал о том, что на этих объектах будут работать люди. Я думаю, что начальники должны нести ответственность за условия работы.
Правда, какие начальники и кто конкретно должен «ответственность иметь», так и не пояснил. Посетив СемАз – завод, «успешно» занимающийся сборкой тракторов «Беларусь-1221», Даниал Кенжетаевич и вовсе загрустил:
– Цена у трактора «бешеная», а качество нижайшее. Перспектив у этого трактора нет никаких! Проще сдать в утиль – жестко подметил Ахметов. Кстати, как известно, еще хуже дела обстоят на Кожмехзаводе, на новейшее оборудование которого затрачены миллиарды тенге и который вынужден теперь больше простаивать, чем работать, из-за хронической нехватки сырья. Но настоящий шок Даниал Ахметов испытал, познакомившись с предприятием-банкротом: Птицефабрикой «Семей», которой местные власти так и не смогли своевременно организовать должную помощь, хотя это был единственный крупный производитель яиц в области. В результате, хозяева вынуждены были приостановить производство из-за его нерентабельности. Около 100 тысяч несушек были уничтожены. Более 50 работников в вынужденных отпусках. Причина банальна – не хватило кормов. Теперь, по мнению горе-хозяев, для возрождения производства нужен крупный инвестор. Только где его взять? Даниал Ахметов попросил местных чиновников еще раз крепко подумать над тем, как спасти предприятие.
– Возможно, надо будет выделить работникам посевные площади, чтобы сами выращивали корма – подсказал он.
Побывав на очистных сооружениях «Семейводоканала» Даниал Кенжетаевич не выдержал и разразился тирадой:
– В течение восьми лет было выделено на новые очистные сооружения десять миллионов долларов! Где они, ведь результат – ноль!? – раздраженно бросил он. Но не стал углубляться в причины такого печального положения. А ведь за это время и оборудование и сам проект успели и морально, и физически устареть. – Почему это произошло, сейчас не будем выяснять. Как говориться, кто старое помянет… Самое главное, что сейчас перед акимом города мною поставлена задача: через полгода ввести в эксплуатацию блок механической очистки канализационных вод, – строго подчеркнул глава области, чем вызвал вздох облегчения у градоначальника. Тот, видимо, понял, что ему в очередной раз удалось избежать ответственности за все те «дрова», которые он успел здесь наломать. По словам предпринимателей, полгода для местных «жакияновцев» (говорят, что Айбек Каримов – выдвиженец времен Галымжана Жакиянова) и пришлых южан и столичных вполне достаточно, чтобы выдавить любого неугодного из кресла главы области. Кстати, если вспомнить, такой прецедент уже был, связанный с руководством областью Жаныбека Карибжанова, которому не дали поработать в кресле акима ВКО и более года. А ведь он, в тандеме с тогдашним градоначальником Семея Мейрамхатом Айнабековым, очень много сделал для города и горожан. При нем, наш старый, но гордый Семей буквально расцвел. Своевременно строились и ремонтировались дороги. В кварталах появились оборудованные детские площадки. Везде, где только можно, были «разбиты» цветники. Обновлена и покрыта цветами Центральная площадь. Повсюду «кипела» стройка. Возводились Центр логистики, Онкоцентр, спортивный комплекс на 343 квартале и ряд других социальных объектов (школы, детсады, больницы). Также в Семее, на деньги «Казахмыса» велось строительство оригинальной мечети. С назначением Айбека Каримова акимом Семея, все это ушло на второй план. При нем приоритеты сместились в сторону обновления (и так недавно реконструированной) Центральной площади и строительства помпезной Аллеи на острове Полковничий. С подачи акима улицы города вдруг наводнили каменными фигурками домашних и экзотических животных. К чему это – семейчане так и не поняли. А строительство детсадов, школ, не стало для акима первоочередной задачей. Кстати, отказали Каримову в доверии и меценаты – казахмысовцы. Говорят, узнав, кто стал новым акимом Семея, председатель правления «Казахмыса» Эдуард Огай самолично распорядился спешно прекратить дальнейшее финансирование строительства оригинальной мечети. С тех пор так и стоит «замороженная» (недостроенная) мечеть.
Стоит, наверное, здесь вспомнить и о скандальном, если не сказать безумном, намерении градоначальника заранее (в долг) начать строительство пресловутого Музея мира, стоимостью более миллиарда тенге, причем на острове Полковничий, где нет никаких коммуникаций. В результате бюджет необоснованно потерял несколько десятков миллионов тенге. Кстати, по некоторым источникам, прокуратура наконец-то взялась за расследование обстоятельств вокруг строительства данного объекта.
Если же мы вспомним о Жаныбеке Карибжанове, то причиной его снятия с поста акима ВКО стали его решительные действия по отмене тендера на реконструкцию ТЭЦ-1 в Семее, состоявшегося в конце 2006 года. Посмотрев документы, Жаныбек Салимович нашел столько нарушений, что волосы у него встали дыбом. Он лично распорядился отменить итоги тендера и попросил прокуратуру заняться этим делом. Но, работавший тогда прокурором ВКО Хаким Кушкалиев, занялся совсем другим – принялся обливать грязью акима, созывать пресс-конференции, рассказывая о своих «разоблачениях» главы области. Хотя эти «разоблачения» и яйца выеденного не стоили. Вся вина Карибжанова состояла в том, что он задел интересы очень могущественных лиц, в том числе и «семейских». Ведь на кону стояла громадная сумма в 10 млрд. тенге. Карибжанова убрали, и «семейские» показали свою силу.
Хорошо знающий историю нынешней политической и деловой элиты Казахстана, расклад сил на центральном Олимпе, и на местном уровне, Даниал Ахметов наверняка знает и помнит печальную историю правдолюбца Карибжанова. Может быть, поэтому и не трогает пока «семейских», зная, что те могут хорошо огрызнуться? Конечно, это предположения, основанные на собственных наблюдениях и выводах. Во всяком случае, он дал возможность Айбеку Каримову работать и дальше. Пока на ближайшие три месяца, после чего он посмотрит по итогам выполнения его поручений. Подождем до марта, а там посмотрим, будет ли выписана Айбеку Каримову индульгенция, или, все-таки, настанет время, когда каждому воздастся по делам его?
Болатбек ТЕМЕРБАЕВ
член Союза журналистов Казахстана
От редакции. В начальный период работы Бердыбека Сапарбаева мы возмущались его резкими действиями, когда он слишком рьяно начал «мести новой метлой», в том числе и в кадровых вопросах. Теперь критический настрой начинает проявляться к острожному, постепенному, поэтапному подходу к работе со стороны Даниала Ахметова. Может быть, так и нужно – сначала посмотреть, изучить обстановку, а потом уже принимать решения?
Если говорить о народной мудрости, то на этот счет есть известное изречение: «Семь раз отмерь – один отрежь».
Возможно, что Даниал Кенжетаевич и не собирается забывать «старое», но чтобы его «помянуть», нужно хорошо подготовится. Пока, по истечению всего лишь месяца работы, рано делать далеко идущие выводы. Хотя, не только в Семее, но и в Усть-Каменогорске не мешало бы провести кадровую ревизию. Уж слишком удручающие результаты работы самого лучшего акима всех времен и народов – Темирбека Касымжанова. Повторяться не будем, об этом мы писали из номера в номер, да и наши читатели все хорошо знают и видят.
Что касается кадровых перемен, то они все-таки, есть. Ушел первый заместитель акима ВКО Ермек Кошербаев. Говорят, что ушел по собственному желанию. Видимо, все-таки, он был слишком слит с командой Сапарбаева, и без самого шефа не увидел перспектив своего дальнейшего пребывания в ВКО. А может быть, разочаровался, если сам метил на «ноль первого»?
Хотя это и не государственная структура, но очень важная – произошла смена председателя Совета ветеранов ВКО. Вместо Геннадия Бердюгина им стал Василий Ахаев – бывший секретарь облмаслихата, затем работавший инспектором акима области. Бердюгин сослался на усталость.