До 95-го года не считается

Газета "Flash!"

Вопрос «А что ты делал до 1995-го года?» при начислении пенсий теперь не задают. Этот период жизни и работы новоиспеченных пенсионеров сегодня никого не волнует. Как будто в то время ничего не было, ничего не работало, не строилось, не создавалось. Вот и получается, что проработав до 1995 года по 25-30 лет, люди, наконец достигшие долгожданного пенсионного возраста, эти годы своей жизни могут просто выкинуть. Для получения пенсии засчитывается только работа с 1 января 1995 года.



– Дети часто упрекают меня за то, что я в их детстве уделял им мало времени. Как они говорят: «Постоянно был на работе или по общественным делам». А ведь мы, как нам всем казалось, строили для них светлое будущее. Вот и построили…, – рассуждает Станислав Данилов, пенсионер с августа 2010 года.

Станислав Николаевич всегда был уверен, что уж хорошую пенсию он себе заработал. Общий трудовой стаж у него 40 лет, 5 месяцев и 5 дней. По образованию он инженер-физик по специальности «Экспериментальная ядерная физика», закончил Томский политех. С 1971 года работал на Ульбинском металлургическом заводе, и на рабочих, и на руководящих должностях, получал хорошую зарплату. В трудовой книжке у него 72 благодарности за изобретения и рационализаторские предложения.

– Отработав в особо вредном производстве более 10 лет и имея более 25 лет стажа, я надеялся, что на основании действовавшего в то далекое и счастливое время законодательства, я пойду в 1997 году на пенсию в 50 лет, и при достаточно высоком заработке буду получать 176 рублей. Однако, наступил период развала. Уйти на льготную пенсию я не успел, правительство уже суверенного Казахстана дважды продляло срок ее начисления, а с 1 января 1998 года льготные пенсии по вредности были вообще отменены. Взамен возможности уйти на полноценный отдых в 50 лет, правительство РК назначило мне по достижении 53 лет нищенское государственное специальное пособие по списку №1, причем, как было записано в удостоверении – пожизненно.

Многие годы работы во вредном производстве не могли не сказаться на здоровье. С 2001 года я уже не мог продолжительно и активно работать. Чтобы выжить, приходилось подрабатывать по разовым трудовым договорам, заниматься и индивидуальным предпринимательством, ведь на государственное «пособие» не проживешь, хватит только на хлеб, да на воду, — продолжает свой рассказ Станислав Николаевич.

Но особо он не переживал. Терпеливо ждал пенсию. А когда пошел ее оформлять в 2010 году, то испытал настоящий шок. Вся его работа до 1995 года пошла «псу под хвост».

Вот какие пояснения дал Станиславу Данилову директор департамента по контролю и социальной защите населения по ВКО Бакытбек Кизатов: «В соответствии с п.1, 4 ст.9 Закона «О пенсионном обеспечении» пенсионные выплаты по возрасту назначаются мужчинам по достижении 63 лет при наличии трудового стажа не менее 25 лет по состоянию на 1 января 1998 года. Согласно п. 1,2, 3 ст. 13 исчисление размера пенсионных выплат производится из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд с 1 января 1995 года. При этом размер пенсионных выплат за каждый отработанный год до 01.01.1998 года сверх требуемого трудового стажа (25 лет) увеличивается на 1% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии».

– Интересно, что эти изменения порядка расчета пенсии, как указывалось в средствах массовой информации, сделаны «с целью совершенствования пенсионного законодательства»! – возмущается Станислав Николаевич. – Но ведь я уже до 1 января 1998 года имел более чем 25-летний трудовой стаж, и считал, что уже обеспечил себя на старость.

Посудите сами: ведь период с 1995 года – это время неплатежей, банкротства, развала предприятий, передела собственности. Какие заработки могли быть у простого человека в это время? Зачастую зарплату не выдавали месяцами, годами, а если и выдавали, то «в конверте», по «серым схемам». Как можно было за это время честным трудом заработать на достойную пенсию?

В итоге так и получилось. Станислав Данилов набрал только на нищенскую пенсию с 31.08. 2010 года в 23 397 тенге, да плюс базовая президентская выплата 5 981, всего 29 387 тенге. С 1 января этого года пенсии повысили на 30%, и он стал получать 38 417 тенге.

– Оформлять пенсию я начал рано, с мая прошлого года. Так получилось, что делом моим занимались разные специалисты ГЦВП. Не все представленные документы были ими приняты. Так, почему-то сначала у меня приняли справку о работе в ТОО «Профит», а затем ее отклонили. Хотя есть запись в трудовой книжке и пенсионные отчисления. Отклонили и справки о подработке в ОАО «Казактелеком» и ТОО «Нефтегазмаш». С сентября 1997 года по июль 1999 года я работал на ведущих должностях с достаточно высокой зарплатой на АОЗТ «Финконкорд», взявшего в аренду у УМЗ танталовое производство. В 1999 году «Финконкорд» изящно «подвели» под банкротство. Поэтому пенсионные отчисления были произведены лишь частично. И при расчете пенсии моя работа в «Финконкорде» не была учтена. Получается, что меня наказали дважды, – говорит Станислав Данилов.

И снова комментарий Бакытбека Кизатова: «В соответствии с законодательством размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды».

Выходит, что зарабатывай хоть тысячи долларов, но если нет пенсионных взносов – на размере будущей пенсии это никак не отразится.

– Вот и вышло, что проработав всю свою сознательную жизнь, я не смог при расчете пенсии набрать необходимые 36 непрерывных месяцев работы. У меня набралось только 32 месяца, что значительно уменьшило размер пенсии. Не могу сказать, что специалисты ГЦВП не помогли мне. Помогали. Но больше по «форме», чем по «содержанию». Думаю, что, все-таки, их задачей является не столько выискивание несоответствий в документах, причем этому они уделяют основное время, а помощь в получении максимально возможной пенсии, – с горечью рассуждает Данилов.

Еще одним шоком для него стала отмена специального госпособия по списку №1. Он-то наивно полагал, что если написано, что пособие назначено пожизненно, то и получать его он будет вместе с пенсией. Но не тут-то было. Пособие в 12 717 тенге ему перестали платить с 30.08. 2010 г. в связи с назначением пенсии. По закону пособие после начисления пенсии отменяется.

– Чтобы не забыть «запах колбасы» и для экономии семейного бюджета приходится вкалывать на двух садовых участках. Несмотря на паховую грыжу и остеохондроз, который я заработал в молодости, трудясь в стройотрядах. По ночам я уже несколько месяцев не сплю из-за онемения конечностей и сильной боли пальцев и мышц рук, днем испытываю общую слабость, по-видимому из-за лейкопатии, выявленной при медосмотре. Врачи прописали мне лекарств более чем на 60 тыс. тенге с необходимостью курса лечения 2-4 раза в год. Мне стыдно просить у детей деньги на лекарства.

А еще мне стыдно за депутатов-законотворцев, принимающих такие законы, стыдно за чиновников.

А вот ни депутатам, ни чиновникам, совсем не стыдно за то, что благодаря вот таким законам пенсионеры у нас, по сути, нищие. Кому взбрело в голову взять и отменить весь советский период экономики при начислении пенсий – нам неведомо. Но авторам этой идеи тогда нужно пойти дальше. Если следовать этой логике – тогда давайте разрушим все заводы, фабрики, электростанции, фермы, дороги, нефтяные и газовые месторождения, дома, школы, построенные до 1995 года, и начнем с чистого листа. А ведь все это построено поколением Даниловых и более старшим поколением. Им в ноги надо поклониться, обеспечить всем необходимым, ведь мы сегодня, по сути, живем за счет созданного их трудом. За два десятилетия рыночной экономики не создано практически ничего, кроме новой столицы. Но власти выкинули поколение созидателей, строителей на обочину жизни.

А Станислав Николаевич не прекращает свою борьбу за достойную пенсию. Из ГЦВП и департамента по контролю и социальной защите он получил формальные отписки – мол, все правильно. Ушло в никуда и его обращение в парламент. Сейчас он подал иск в суд с требованием перерасчета. На моей памяти это первый подобный иск. Мы будем следить за борьбой ветерана за право жить по-человечески, и желаем ему успехов и здоровья.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ