Боль моего народа (о людях, которые еще живы)

Газета "Flash!"

Каждый год в августе мир склоняет головы, поминая жертв атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Там было два ядерных взрыва. На Семипалатинском полигоне – более пятисот! Тем не менее у нас… Мы не устаем аплодировать медалям на грудь, иногда у людей, совершенно далеких от проблем по закрытию Семипалатинского ядерного полигона, хотя и понимаем, что это не их заслуга.

Что же касается последствий ядерных испытаний, то принято всеми силами стараться не афишировать эту нашу общую боль. Даже памятник жертвам полигона в Семипалатинске стыдливо упрятали на глухом заросшем острове на Иртыше, куда изредка и возят на смотрины заезжих гостей и высокопоставленных чиновников. Благо, не забыли застроить этот клочок земли кафе и ресторанами. По этой причине многим семипалатинцам не удалось лицезреть его (памятник), кроме как по телевизору.

Такое отношение, в конце концов, привело к парадоксу: мир знает больше о Семипалатинском полигоне, чем сами казахстанцы.

Десять лет назад шотландец, депутат Европарламента Струан Стивенсон, узнав о полигоне, приехал в г.Курчатов (тогда уже рассекреченный) и был удивлен спокойствию людей из окрестных сел, которые продолжали, как ни в чем не бывало, жить на зараженной радиацией земле, пить отравленную воду. И тогда он понял, что казахи – настолько преданная своей земле нация, что становится очевидным: ничто не заставит этих людей уйти, пусть и больной, пусть зараженной, но родной земли. На пресс-конференции его спросили: «Может быть, стоит вывезти этих людей из зараженного региона? Пока земля сама не справится с болезнью?».

«Нет – ответил Стивенсон – эти люди никогда не покинут родную землю. Такая преданность земле у них природная и они будут бороться за свою землю до конца».

Шотландец пришел в ужас, узнав, что средняя продолжительность жизни в Семипалатинском регионе составляет всего пятьдесят четыре года (это сопоставимо только с самыми отсталыми странами Африки). Уровень онкологических заболеваний – почти в пять раз выше, чем в среднем по стране. И Стивенсон, непрофессиональный фотограф, начал снимать этих людей, которые еще живы. Страшные его слова, но это правда: еще живы.

А потом член Европарламента сделал из фотографий экспозицию и начал ее демонстрировать в европейских столицах – в Лондоне, Эдинбурге, Брюсселе, а также у нас в Алматы, Астане, Семее. Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме полутора миллионов человек из зоны бедствия – символа былой ядерной мощи Советского Союза – Семипалатинского ядерного полигона.

На снимках Стивенсона взрослые, но в основном дети – изуродованные, с нечеловеческой болью в глазах… На это очень страшно смотреть. «Заложники ядерных испытаний, подопытные «кролики» военщины – так шотландец назвал этих людей.

Он, Струан Стивенсон, показывает слайды и рассказывает зрителям о людях, которых снимал:

«Вот кладбище в Кайнаре. Это могилки детей, подростков… Смотрите, смотрите… Вот девочка – у нее сразу и «волчья пасть» и «заячья губа». Еще два года назад ей обещали сделать операцию, но так и не сделали. Тогда это стоило десять тысяч долларов, сейчас будет дороже, малышка стала старше. В будущем году я покажу эту экспозицию в Вашингтоне, на Капитолийском холме. Может быть, найдется богатый человек, который даст деньги на операцию».

В этой связи хочется спросить, а у нас разве нет богатых людей, для которых десять тысяч заокеанских денег все равно, что для бедняка коробок спичек!? У нас разве нет государства, которому мы платим налоги, содержим невиданную армию чиновников и которое взамен обязано заботиться о нас? Ну, ладно, не обо всех нас, но хотя бы вот об этой девочке, из полутора миллионов жертв полигона?

Да, согласен, это наследие тоталитарного режима, который ради своей военной мощи запросто мог пожертвовать сотой частью своего населения.

Но ведь уже двадцать лет, как мы не являемся частью империи. Однажды депутат Мажилиса заверил, что десять миллиардов тенге пенсионерам из зоны бедствия уже выплачены. Правда, мол, вышла небольшая заминка с облученными людьми допенсионного возраста – должок в тринадцать миллиардов. Но сумма из бюджета будет несколько ниже, потому что… «ну понимаете, миграционные процессы и…». Что «и»?

А то, что умирают люди в четырех областях вокруг Семипалатинского ядерного полигона. Те, что постарше просто умирают, кто помоложе – вены режут, вешаются. Ну, что же, такова се ля ви (жизнь), зато разумная экономия бюджета. Очевидно, вот в таком ракурсе рассматриваются все проблемы этого несчастного региона. Иначе было бы по-другому.

Странно все это, правда? Вот он, шотландец, возит свою выставку по всему свету, пытаясь привлечь внимание людей к проблеме. А мы, как бы о ней забыли. Закрыли полигон? Закрыли!

Ура? Ура миролюбивой политике суверенного Казахстана! Но люди-то продолжают жить на отравленной радиацией земле, пьют отравленную радиацией воду, рожают неполноценных детей. Кто решит их проблемы? Шотландец? Дядя из Америки?

А ведь сейчас у нас в Казахстане есть деньги. Понимаем, Астана – это важнейшая стройка. Но проблемы полуторамиллионного населения Семипалатинского региона, пострадавшего от пятисот(!) ядерных испытаний, тоже необходимо решать. И сейчас. Не откладывая ни на один день. Сколько можно откладывать? Почему бы государству уже сейчас не взять на себя, к примеру, оплату операций и лечение детей региона? Ведь Достоевский сказал: «Все беды мира ничто, в сравнении со слезами маленького больного человечка». Разве не так?

Ну а пока же о людях пострадавшего региона «пекутся» только «чужие головы». Тот же Стивенсон покупает для онкологической клиники Семея оборудование, помогает (за свои же деньги) обустроиться людям из больного региона. Его коллеги (из Европарламента) ломают головы, как помочь этим людям.

А мы… Мы продолжаем возносить общественные организации, которые теперь вовсю прославляют «мирный атом», тем самым пытаясь подставить наш маленький народ под вполне реальную угрозу полного исчезновения (от техногенно-ядерных катаклизмов), а также продолжаем аплодировать людям, часто не имевшим никакого отношения к закрытию ядерного полигона.

Хочется сказать большое человеческое спасибо Струану Стивенсону, за сочувствие и помощь людям когда-то славного, а ныне забытого всеми города Семипалатинска.

Правильно он сказал: «Вы, ваши власти… просто не знаете своей боли». Правда, мне больше кажется, что некоторые попросту не хотят о ней знать. Так им, видимо, комфортней жить.



Болатбек ТЕМЕРБАЕВ

Семей