Остановить рост цен. Реально ли это?

Газета "Flash!"

23 августа по инициативе Восточно-Казахстанского обкома Коммунистической народной партии Казахстана должны были состояться общественные слушания на тему: «Остановить рост стоимости коммунальных услуг», с участием представителей власти, хозяйствующих субъектов и общественных организаций.



Впрочем, полноформатных слушаний не получилось. Началось с того, что на дверях областного Дома Дружбы, где должны были состояться слушания, срочно появилась запрещающая табличка «РЕМОНТ», причём (вот совпадение!), именно в конференц-зале. Никто из представителей власти и организаций, осуществляющих жилищно-коммунальные услуги, и не думал появляться на слушаниях, что говорит об их консолидации в деле обороны крупного капитала от критических народных настроений. Однако такую позицию можно было предугадать. Более того, власть даже где-то нужно поблагодарить за не препятствие импровизированному мини-митингу, всё же состоявшемуся у здания на теневой стороне. А ведь могли и прессинг применить, по примеру коллег из Тараза, где подобное мероприятие завершилось летом этого года полицейскими протоколами.

Но слушания, хоть и в импровизированном варианте, состоялись. Открывая их, секретарь ВК обкома КНПК, Юрий Кушкунов отметил:

– Необходимость проведения данных слушаний вызвана продолжающимся безудержным и бесконтрольным повышением цен на товары первой необходимости и услуги ЖКХ. Это не голословное мнение оппозиции. Вот данные мониторинговых исследований за период 2006-2010 годов – рост стоимости коммунальных услуг составил: содержание жилья – 51%, водоснабжение, в среднем – 44,4%, газ – 59%, центральное отопление – 38,6%, услуги по текущему содержанию и ремонту жилья – 47,6%, транспорт – 60%, услуги бань и саун – 70%, электроэнергии – 38%. Если в советское время человек тратил на коммунальные услуги 5-7% своего месячного дохода, то сегодня этот показатель составляет примерно 25%. К тому же, нужно учитывать ещё следующий фактор – более двух третей населения страны тратит на питание более половины месячного семейного бюджета. Если сложить эти цифры, то окажется, что 75% душевого дохода большинства граждан уходит на обязательные расходы, а в оставшиеся 25% входит всё остальное: одежда, лекарства, предметы быта, образование и т.д. Даже этот приблизительный подсчёт даёт основание считать, что уровень бедности в нашей стране, не только не сокращается, но и продолжает расти. И нынешний её уровень, при сохраняющейся динамике развития, например, той же сферы ЖКХ, далеко не предел. Чего только стоит известие о внесении поправок в закон, регулирующий жилищные отношения, по которому собственников квартир в обязательном порядке заставят платить за ремонт общего домового имущества, а уклоняющихся от расходов на содержание, будут судить, причём вместо двух-трёх месяцев подобные дела будут рассматриваться за пару дней. Что называется, вот вам бабушка и Юрьев день! А ведь начиная с 1996 года, когда отдав на приватизацию квартиры, но не дома, государство обязано было вкладывать в их ремонт средства, соответствующие их износу, но этого на практике никогда не было. И основные материальные усилия все 15 лет лежали также на самих жителях. Не их вина, скорее беда, что этих усилий не оказалось в достаточной мере, а теперь государство желает навесить на них, уже без всякой маскировки, все ржавые коммуникации и протекающие кровли. Вопрос в том, какой процент населения сможет осилить это дополнительное ярмо? О соотношении семейного бюджета сказано выше.

С этим мнением собравшиеся единодушно согласились, дополнив его в последующих своих выступлениях массой собственных примеров из жизни – лейтмотивом которых было несоответствие представляемых КСК услуг по соотношению качество-цена, о повальном увеличении стоимости на все жизненно необходимые услуги и товары при несоответствующей индексации зарплат, пенсий и пособий. Подобные индексации порой только усиливают расслоение общества. Взять, к примеру, госслужащих. Учитель школы, получавший 40 тысяч до индексации, допустим в 10%, будет получать 44 тысячи, а высокопоставленный чиновник с окладом в 120 тысяч, сразу 132 тысячи. Разделим разницы, 12:4, получается у чиновника прибавка в три раза выше.

По завершении словопрений, собравшиеся приняли резолюцию, которую намерены направить в адрес самых высоких государственных кабинетов областного и республиканского уровня. Вот что в ней, в обобщённом виде, говорится.



Резолюция

Рассмотрев на общественных слушаниях состояние стоимости жилищно-коммунальных услуг, проезда в городском транспорте и т.д. участники слушаний, представляющие филиалы общественных объединений, пришли к выводу о том, что исполнительные органы, передав тепловые, электрические, водопроводные сети монополистам, не контролируют их работу, пустили на самотёк всю жилищно-коммунальную сферу.

На ключевых по своей значимости объектах руководители компаний поставили своей целью наживу на нуждах людей, не заботясь о качестве услуг и снижении их стоимости. Население всё больше убеждается в их неблаговидных целях, перестаёт им верить и не желает платить неразумные цены за услуги, зачастую не отвечающим нормативам.

Население убеждено, что их главная цель – прибыль. Договоры с населением предусматривают только интересы поставщика, никаких санкций за некачественные услуги, перебои в их поставках, они не несут. Отключение электричества, воды, низкая температура в жилищах зимой – стали обыденным явлением.

В областных и городских исполнительных и представительных органах сложилась система поддержки надуманных и высоких поборов с населения. Поэтому жильцы всё больше не доверяют местным властям.

Уровень такого недоверия угрожает сохранению единства и стабильности в обществе. Значительное количество жилищно-коммунальных услуг поставляют компании с иностранным происхождением, которым вообще нет дела, до того, довольны ли их услугами люди. Это наиболее яркое свидетельство низкой дееспособности местных исполнительных органов.

Призываем местные исполнительные органы, маслихаты, особо рассмотреть состояние служб жизнеобеспечения, стоимость жилищно-коммунальных услуг, а также объявить мораторий на стоимость жилищно-коммунальных услуг и усилить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью коммунальной сферы.

Исправление сложившегося положения предлагаем начать с разработки механизма передачи стратегических объектов ЖКХ в собственность государства.



Анализ резолюции

Конечно, в искренней наивности пожеланий, резолюции не откажешь. И состояние сферы ЖКХ отражено верно, но если честно, привкус «гапоновщины» присутствует. Самое удачное место – насчёт низкой способности властей поменять что либо.

Но местная власть и не пытается скрыть свою слабость по этому вопросу. Вот честный ответ акима города, который он дал в прямой линии для горожан 22 августа: «Мы не можем диктовать свои цены в условия рыночной экономики. У нас нет для этого сегодня ни оснований, ни правомочий, ни каких любых ещё эффективных механизмов, чтобы удержать цены. Государство старается не вмешиваться в торговлю. Если сейчас начнём регулировать производство, потом снабжение и ценообразование, сделаем государственную монополию, то по сути вновь встанем на советский путь. Тогда законодательство и всё остальное менять нужно будет. Возвращаться к прежней системе. Этот путь не реален».

То есть сама местная власть признаёт, что кроме разгона на пару-тройку дней частников у магазина «Берёзка», её прерогативы по борьбе с ценами и тарифами исчерпываются. Но в таком случае резолюция рассчитана на прочтение её в более ответственных и высоких кабинетах столицы. Если там услышат, проявят политическую волю, подключат при необходимости средства «Нацфонда», которые составляют по официальным данным 63 млрд. долларов, то многое можно поправить. Но драма заключается в том, что и у Правительства руки коротки и в желании что-то менять и распоряжаться национальным достоянием.

Всё дело в суверенитете, который де-юре присутствует, а де-факто еле просматривается. Разумеется, абсолютно независимых стран, равно как и людей не бывает, тем более в век глобализации. Но степени независимости, конечно, существует и базируется она во все времена на финансово-экономическом или военном фундаменте. Нам ближе первый, его и рассмотрим.

Имеет ли Казахстан экономическое обоснование считаться суверенным, когда ведущие отрасли промышленности переданы и находятся в руках иностранных компаний, которые и диктуют раздел продукции? Пример. По ныне действующему соглашению о разделе продукции до 80% извлекаемой нефти зарубежными компаниями идёт на компенсацию расходов по её добыче и лишь 20% составляет прибыль, которую ещё раз делят между собой инвестор и государство. Если вычесть из этого ещё и демпинговые долгосрочные цены, коррупционные, таможенные и прочие издержки, то что достаётся стране и народу? Но ведь 63 млрд. в валюте всё же есть. Есть-то есть, да не про нашу честь. Эти средства находятся на заграничных банковских счетах и взять их по своему усмотрению, для того чтобы повысить благосостояние народа, непросто. Вечная наивная доверчивость слабого перед сильным. Примеров не возврата чужих активов масса. Последний, красноречивый – из Ливии. Надеялся Каддафи на благородство Италии и Франции, переводил туда нефтедоллары – и что случилось? Даже сегодня выдают переходному правительству по «чайной ложке», и то только после того, как это самое переходное правительство пересмотрело соглашение о разделе продукции в сторону повышения доли прибыли добывающих компаний в ущерб собственному народу. А ведь при Каддафи доля прибыли государства от нефти была равна 81% и лишь 19% компаниям! На эти деньги какие дороги выстроены были в пустыне! У нас на центральных магистралях областных центров таких днём с огнём не встретишь. А зарплата медсестёр в 700 долларов? А бесплатные медицина и образование? Теперь этого ливийцы долго не увидят. Вот перейдут на казахстанский тариф 80 на 20 в пользу компаний и помянут добрым словом «тирана». А уж о тех деньгах, какие осели при Каддафи в западных банках – и не мечтай! Отдадут. Потом. Половину. Может быть. Будьте уверены, вычтут всё до цента, за каждую сброшенную на головы ливийцев бомбу!

Да причём здесь Ливия!? Мы то на крыши плакучие, да трубы текучие просим денег из СВОЕГО «Нацфонда»! Нельзя – ответят нам, Казахстан имеет долгов у зарубежных банков на сумму более 110 млрд. долларов, и ваш «Нацфонд», размещённый у нас, служит своего рода гарантом ваших платежей по долгам. К тому же это верный инструмент политического нажима, только попытайтесь что-то ценное вернуть государству, сразу ваши счета заморозим. Вот полтора года назад в период лютой зимы, отягченной повышением тарифа на электричество и веерными отключениями, заикнулись только о возврате в казну за выкуп бывших своих ГЭС и ТЭЦ. А нас сразу припугнули Лондонским арбитражным судом, который присудил бы такую сумму выкупа, что легче новую ГЭС было бы построить. Теперь больше ни о каком возврате речь не идёт. Так что если запросите собственных денег на выкуп своих бывших ГЭС или ещё чего-нибудь, мы со своей стороны вынуждены будем требовать с вас возврата своих кредитов, а их сумма почти в 2 раза больше вашего «Нацфонда», и что тогда с вашими финансами будет? – говорят на Западе.

Однако финансы всегда можно поправить за счёт собственного производства. Но за годы независимости потеряны целые отрасли, производящие товары народного потребления, и в связи с этим в Казахстан завозится как минимум, половина потребительских товаров. Тому же ЖКХ требуются трубы и краны, краски и древесные плиты, и многое другое. Зайдите в «Строймарт», много вы там увидите товаров с казахстанским наполнением, как принято сейчас выражаться? Увы, гвозди — и те китайские, из нашего металлолома, правда, разжиженного. Будь у нас собственное производство, была бы возможна какая-то конкуренция и уже этим можно было бы влиять на цены, а так их диктуют зарубежные производители. И не только аким города, но и правительство здесь бессильно.

Вот исходя из всего этого, многие аналитики сходятся во мнении о том, что Казахстан экономического суверенитета не имеет, потому что немалая часть его природных богатств – продана и находится в руках иностранцев. А раз суверенитет ограничен, требовать у власти каких-то решительных мер, как об этом заявлено в резолюции, разве возможно?

А пока, все же, скажем спасибо участникам прошедших слушаний за то, что они не боятся говорить о наболевшем во всеуслышание. А говорящего, когда-нибудь, но все равно услышат.



Сергей МИХЕЕВ