На недавнем брифинге начальник областного управления энергетики и ЖКХ Айтказы Шерубаев сообщил любопытные цифры по обеспечению региона углем. Итак, области на осеннее-зимний период требуется 2,7 млн. тонн угля. Практически весь уголь поступает с разреза «Каражыра».
Население для отопления своих домов закупило около 700 000 тонн угля. Средняя цена за тонну для жителей области составила 8357 тенге. Средняя цена для бюджетных организаций – 6500 тенге за тонну, а крупные ТЭЦ платили за тонну на разрезах 3200-3500 тенге.
Дорогой получается уголек, особенно для населения. Цена запредельная. Судите сами. На Украине разгорелся скандал вокруг министра энергетики. В отношении него возбудили уголовное дело по факту закупки угля в Южно-Африканской республике. Уголек, дескать, очень дорогой. С учетом доставки из ЮАР до Украины получается 84 доллара за тонну. В Восточном Казахстане жители платят около 50 долларов за тонну! Разрез рядом, несколько сот километров. А из ЮАР до Украины нужно преодолеть по морю тысячи километров, если не десяток тысяч. И почему-то никто не задается вопросом – а почему уголь такой дорогой? Ведь в той же ЮАР его добывают в шахтах, а на бывшем ядерном полигоне – открытым способом.
Этот вопрос задавал бывший аким области Бердыбек Сапарбаев (смотрите материал «Почем уголек?», в №19 нашей газеты от 2 октября). Но тогда мы предположили, что это по большей части показательное сотрясание воздуха. Никто не тронет угольных олигархов, уж слишком крутые люди за ними стоят, и слишком большие денежки. Бывший глава региона дал поручение исключить из системы продажи угля всех посредников и таким образом снизить цену топлива. Но было ясно, что это поручение невыполнимое. Через месяц Бердыбека Сапарбаева перевели в правительство, курировать социальные вопросы. А разве цена на уголь – это не социальный вопрос? Сколько тратится из бюджета на отопление сельских школ, детсадов, клубов при цене в 6500 тенге за тонну!
Судя по всему, угольное лобби всячески препятствует и газификации региона. Ведь при масштабной газификации и подаче в область природного газа, в первую очередь очень быстро на газовое отопление может перейти частный сектор. Посчитайте, сколько в этом случае потеряют угольные олигархи – 700 000 тонн умножьте на стоимость угля. Разве позволят они потерять такие деньжищи?!
В случае газификации можно было бы отдельные поселки и районы переводить на отопление через газовые котельные. Средняя газовая котельная на поселок в несколько тысяч жителей стоит примерно 1,5 млрд. тенге. Это небольшие деньги. Именно столько в этом году было затрачено на содержание футбольных команд «Спартак» (Семей) и «Восток» (Усть-Каменогорск). Так постепенно регион начал бы избавляться от угольной зависимости и привязки к разрезу «Каражыра» и одновременно значительно улучшать экологическое состояние. А там глядишь, дошли бы и до реконструкции ТЭЦ под газовое топливо.
Видимо, рука угольного лобби чувствуется и в размерах дифференцированного тарифа на электричество. Ведь когда был период низкого ночного тарифа, и его действие распространялось с 22-00 до 8-00, то многие жители индивидуальных домов установили электрокотлы. Они отапливали жилище в ночное время. На день запаса тепла хватало. При этом и дневной тариф был вполне приемлемым. Стало выгодно и владельцам домов, и над поселками исчезли сплошные клубы печного дыма. Но длилась эта иллюзия недолго. И ночные тарифы подняли, и время сократили – с 23-00 до 7-00.
Много шума было вокруг внедрения тепловых насосов. Даже предприятие по их производству открыли под эгидой «Казатомпрома». Установили один котел в школе села Прапорщиково. И на этом все затихло. А ведь дело очень хорошее. На Усть-Каменогорском металлургическом комплексе «Казцинка» уже давно отказались от тепла, вырабатываемого ТЭЦ. Там мощные тепловые насосы. Настолько мощные, что избыток получаемого тепла могут отдавать в городскую теплосеть для обогрева домов. Но разве позволит это сделать энергетическое и угольное лобби?
Интересные вопросы, не правда ли? И еще один, последний штрих. В разрушенных, окровавленных гражданской войной Донецкой и Луганской народной республиках населению, проживающему в частных домах, власти бесплатно раздают по 3 тонны угля. Так почему же в этих непризнанных республиках, уже более полугода находящихся в состоянии войны, могут позволить обеспечить людей бесплатным углем, а в наших благополучных мирных краях за топливо дерут баснословные деньги?
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ