ОПЛОТ ДУХОВНОСТИ

Газета "Flash!"

Во втором полугодии этого года автору данной статьи довелось немало поездить по бескрайним просторам нашей области. Это полугодие путешествий стало возможным, благодаря участию в областной комиссии по контролю за адаптацией социальных объектов для маломобильных групп населения. Естественно, что пользуясь такой возможностью побывать в различных регионах, мне было любопытно посмотреть, как там живут люди, почувствовать их стремления и настроения.


Последняя поездка в этом году выпала в Кокпетинский район, о котором раньше я, признаться, имел весьма смутное представление. Кстати, может оно и к лучшему. В тех местах, где бываешь неоднократно, постоянно невольно ощущаешь воздействие сравнения с прошлым. Что-то начинает раздражать от этого, и уже все рисуется в серых красках в своём восприятии. Когда же встречаешься с чем-то совершенно новым, то психологически начинаешь просто спокойно оценивать обстановку, то есть сохранять большую объективность к увиденному. Теперь в запасниках моей памяти появился отдел с впечатлениями от нового для меня района, будет потом с чем сравнивать. Так какую же картинку впечатлений я привёз из этой поездки?

Общая картина района

Естественно, что отправляясь в поездку, я имел общие данные о районе, его экономике, хозяйственной жизни, природных условиях. Вкратце эти данные можно изложить так: Кокпетинский район – это, прежде всего, животноводство и всё что с ним связано. Все остальные отрасли играют вспомогательную роль. Правда, в последнее время растёт интерес к развитию горнодобывающих производств, в частности рудников по добыче золота.

Благодаря весьма ровному рельефу местности, район издревле оценили не только скотоводы, но и торговые люди. Дороги в этой местности нетрудно прокладывать и содержать. Поэтому ещё в далёкие времена торговые караваны, дороги для которых здесь доступны отовсюду, избрали своим центром Кокпекты – как своеобразную торгово-купеческую столицу региона, расположенного посредине пути от китайских земель до основного центра Восточного Казахстана – Семея, тогда еще Семипалатинска.

Этот отпечаток – купеческого достатка, определённой пышности и невзыскательной помпезности, до сих пор определяет архитектурное лицо нынешнего райцентра. Ещё бросается в глаза в Кокпекты обилие домов, даже совсем небольших, выложенных из белого силикатного кирпича, сказывается долголетняя привязка райцентра к Семипалатинску и его кирпичному заводу. Они дополняют собой весьма внушительный массив этажных административных зданий, оставшихся ещё с советских времён, придавая посёлку вполне городские очертания. Одни из них в стадии разрушения и разбора «на запчасти», другие прошли курс «евромодернизации» и выглядят щеголевато. Такому ресурсу площади административных зданий позавидовал бы и небольшой город. Казалось, что всем хватит места для работы – и районным, и поселковым властям, с их акиматами, маслихатами, отделами и прочая, и прочая. Однако вызвало удивление, что поселковая власть располагается в деревянном коттедже барачного типа, времён покорения целины. Выглядит это очень демократично, сближая народные массы с поселковой властью до уровня трёх ступенек крыльца поселкового акимата.

В целом же и по земле вокруг райцентра, и по нему самому, можно было сделать, пусть и поверхностный, вывод – жизнь здесь если и не бьёт бурным ключом, то и засухи в ней не видно. Пока преодолевали долгий путь по району, везде паслись стада крупного рогатого скота, лошадей и овец. Видны были тучные стога припасённого на зиму сена. За горизонт бесконечных пастбищ тянулись ветки вполне добротных дорог и столбов линий электропередачи.


Наша дорога сворачивает к бывшему райцентру – поселку Самарское. Частота встреч с населёнными пунктами возрастает. За окном машины всё чаще проплывают уже не пастбища, а обработанные поля. По дороге от небольшого посёлка к расположенному в паре километров крохотному селению нас останавливают автостопом два мальчугана лет десяти, просят подвезти до хуторка. Охотно соглашаемся, заодно узнаём от них, что идут они из посёлка домой, с тренировки по спортивной борьбе. Вот так, даже в посёлке из трёх десятков домов – есть своя спортивная секция! Вроде мелочь, а настроение поднимается вверх! Может потому, что именно с таких мелочей начинается стабильность в жизни, её устойчивый рост. Как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь у этих ребят, они до конца жизни будут помнить свою деревню, свою секцию, своего первого тренера, а в целом свою малую родину, давшую им первые навыки и достойные интересы в жизни.

Самарские подвижники

Въезжаем в бывший райцентр – посёлок Самарское. Вспоминаю свою прошлую поездку в бывший райцентр Уланского района – посёлок Бозанбай, и невольно настораживаюсь перед возможным повтором ситуации и в Самарском. То есть, возможностью увидеть запущенность и разруху в бывшей столице района. Но, картина совсем противоположная бозанбайской. Слава самарчанам! О запущенности здесь ничего не напоминает. Всё работает и функционирует – даже полиция! Прямо на наших глазах, возле не вполне трезвого гражданина, впрочем стойко держащегося на своих ногах, тут же, как из под земли, вырос одетый по полной форме полицейский, и вежливо увёл бедолагу с проезжей части дороги. Забавный казус? Возможно, но он показал, что все службы на посту. Здесь царит порядок и спокойствие, что и нужно для нормальной жизни.

Заходим в здание поселкового акимата инкогнито, как известные гоголевские персонажи. «Добрый день! Мы к вам с проверкой из областного центра!». Думаете, что там наступила немая сцена? Ошибаетесь. Встретившая нас заместитель поселкового акима по социальным вопросам Рауза Толегеновна Вольф, совершенно не выказала своего удивления или тайного душевного переполоха. «Рады вас видеть. Пойдёмте осматривать». Всё строго рационально, деловито, по рабочему. Никаких заискивающих фраз, типа – мы исправим, дайте срок (а также деньги и время). Нас вёл на интересующие нас объекты человек, абсолютно уверенный в своих делах, в проделанной и налаженной ею работе. Людям, которых мы встречали, отдавались короткие, ясные указания, что им делать. Никакой суеты, поспешности, желания выказать показное усердие. В этой молодой женщине мы обнаружили удачный сплав душевной теплоты казахского народа с присутствием знаменитого немецкого «ордунга», привычки к порядку во всём, что касается дела.

Заходим в неказистый по размерам, но ярко и весело раскрашенный Дом творчества школьников с расположившимся здесь музеем посёлка и всего бывшего Самарского района. Нас встретили сотрудницы Дома творчества – Галина Штукерт, Любовь Ситникова, Гульбагира Дюсюпова и другие. Осматриваем под их рассказ помещения Дома творчества школьников. Сразу видно, что люди здесь работают не только за зарплату, но и по зову сердца и велению души. Всё здесь дышит уютом и заботой о ребятишках. Женщины рассказывают о кружках и секциях, о проводимых праздниках и мероприятиях. Это всё, конечно, очень важно, но, в той или иной степени, можно услышать и в других обстоятельствах. Но вот такую душевность в словах о работе встречаешь всё реже и реже.

Наконец изюминки осмотра – зал живописи и местный исторический музей. В первом запомнилась предрасположенность местных мастеров к классическим формам живописи – портретам, пейзажам и так далее Никаких сюрреалистических мотивов. И, в то же время, пока женщины делятся радостью о признании произведений местных учеников Дома творчества на более высоком уровне, удаётся понять, что, к сожалению, в последнее время гранты из министерства культуры всё больше достаются представителям не классических направлений в искусстве. Всё более упор делается на последователей всяких модернов и другого околокультурного ширпотреба по западным лекалам. Слушая это, не хочется верить, что когда-нибудь наши города и посёлки наводнят «творения» какого-нибудь местного Марата Гельмана с ужасающими инсталляциями в виде унитаза. Но пока наш взгляд восхищают пейзажи местной природы и портреты людей этой прекрасной земли, посвятивших свою судьбу развитию района.

Переходим в зал исторического музея. Здесь, конечно, нет высоких потолков и мраморных холодных стен, зато вся история района рядом – в нескольких сантиметрах от глаз. На тебя – близко, в упор, смотрят с фотографий люди – герои. Их глаза на одном уровне с твоими. Мы смотрим друг на друга. Они как бы задают вопрос – как вы там без нас, справляетесь?

Не забыли ли наши заветы заботиться о земле, на которой мы жили и поднимали её? Живёте ли вы в единстве и согласии, преданности своей земле, своему делу? Сбережёте и приумножите ли всё, что создано нами?

Мы были поражены, в как бережно хранятся экспонаты музея. Как полно в нём отражена эпоха создания района, его достижений, и трудовые подвиги самарчан. Здесь представлены фотографии, письма, воспоминания, вещественные экспонаты обо всех Героях Советского Союза и Героях Социалистического труда, о других кавалерах наград за ратные и трудовые подвиги. Здесь на нас смотрят с фотографий все руководители района и крупных хозяйств. Вот такая забота о памяти прошлых поколений!

И ведь это делают люди, не имеющие отношения к прошлой КПСС, но понимающие, что партии приходят и уходят, а вот дела и свершения остаются навсегда. Они должны быть вечным напоминанием о преемственности главных истин на земле – служения делу труда, мира и созидания. Это главная земная идеология, на все времена. Об этом пекутся работники Самарского Дома творчества. В 90-е годы они не получали своей скромной зарплаты месяцами, нуждались во всём, шили сами костюмы для детей, берегли и пополняли экспонаты музея, и терпели.

Терпели тогда, когда люди тысячами предавали свои прежние идеалы, когда потянулись потоки переселенцев из района. Они оставались преданными своему служению памяти и творчеству, земле, на которой они живут. Они сберегли это духовное сокровище, этот сакральный огонь, и сберегут, передадут следующим поколениям! Сегодняшние школьники, которые становятся в очередь, чтобы прикоснуться к памяти своих земляков, должны проникнуться пониманием, какой нравственный подвиг совершили для них эти женщины, и в дальнейшем возьмут у них эстафету. Спасибо тебе, Самарское! Низкий поклон вам, женщины – подвижницы. Пока есть такие люди, мы не погибнем! В сегодняшнем море пошлости, аполитичности, эгоизма, так необходимы вот такие настоящие оплоты нравственности, опираясь на которую только и можно попытаться вырулить на курс новых свершений.

Сергей МИХЕЕВ