В редакцию обратились жители населенных пунктов Шемонаихинского района, через которые осуществляется транспортировка полиметаллической руды, добываемой на рудниках «Казахмыса», на обогатительную фабрику в Усть-Таловке. Как сообщают читатели, ранее, в советское время, руду перевозили в закрытых вагонах по железной дороге. Сейчас везут большегрузными самосвалами без соблюдения всех необходимых правил безопасности при перевозке подобных грузов. Руда перевозится в открытом кузове, ее даже элементарно не укрывают брезентом.
Полиметаллические руды, как сообщают читатели, радиоактивны и опасны для здоровья. При прохождении самосвалов через населенные пункты радиоактивная пыль рассеивается вокруг, что представляет угрозу для жителей. Может быть, по этой причине Шемонаихинский район – один из лидеров по количеству онкобольных. Кроме этого, самосвалы разбивают и без того плохие дороги.
Мы направили вопросы в Департамент экологии ВКО. Вот что нам ответил и.о. руководителя Департамента Дмитрий Кавригин.
Известно ли Департаменту экологии о таком способе транспортировки полиметаллической руды?
При плановых и внеплановых проверках государственными экологическими инспекторами осуществляется контроль, в том числе и за перевозками руды.
С 1 июня 2011 года предприятием ТОО «Востокцветмет» прекращена транспортировка полиметаллической руды большегрузным автотранспортом по городу Шемонаиха между Николаевской обогатительной фабрикой и Артемьевским рудником.
Транспортировка руды производится с рудного склада Артемьевского рудника до перевалочной базы (8 км) автотранспортом по дорогам общего пользования местного значения согласно договору от 04.07.2014 г. с ТОО «Транспортная компания «АДИС ГРУПП». На перевалочной базе после разгрузки автотранспорта производится погрузка на открытые железнодорожные платформы и железнодорожным транспортом полиметаллическая руда отправляется на Зыряновскую обогатительную фабрику, медно-цинковая – на Николаевскую обогатительную фабрику согласно договора от 31.01.2014 г. с ТОО «КМ Tranco».
Транспортировка руды между Юбилейно-Снегирихинским рудником и Николаевской обогатительной фабрикой осуществляется большегрузным автотранспортом согласно договорам от 04.07.2014 г. с ТОО «Дорстрой материал – XXI», от 04.07.2014 г. с ТОО «Транспортная компания Восток».
ТОО «Дорстрой материал – XXI» согласно договора от 31.01.2014 г. принимает обязательства по содержанию участка автомобильной дороги протяженностью 128,2 км.
Имеется ли разрешение на перевозку руды самосвалами без соответствующего укрытия?
Получение разрешения на перевозку руды не регламентировано экологическим законодательством РК.
Контроль – укрывается ли специальным тентом перевозка руды, а также состояние и содержание автомобильных дорог – не входит в компетенцию департамента экологии. По имеющейся информации использование дорог общего пользования предприятием осуществляется согласно меморандуму с Акиматом Шемонаихинского района.
Просчитывалась ли степень вредного воздействия на окружающую среду и здоровье людей от пыли, рассеиваемой при транспортировке руды?
Полиметаллическая руда перевозится во влажном виде, что исключает процесс рассеивания пыли в окружающую среду.
Ранее для перевалочной базы Артемьевского рудника была проведена оценка воздействия на окружающую среду как существующего объекта (заключение государственной экологической экспертизы Иртышского департамента экологии от 13.11.2009 г.). Проектом предусматривалось введение дополнительных элементов благоустройства на участке временного хранения руды, в целях упорядочивания комплекса работ по перегрузке временного хранения руды. В соответствии с заключением ДКГСЭН МЗРК по ВКО №561 от 21.06.2010 года, площадка временного хранения руды на существующей перевалочной базе Медно-химического комбината относится ко 2 классу опасности, санитарно-защитная зона (СЗЗ) 500 метров.
Почему в «Казахмысе» не перевозят руду по железной дороге?
С перевалочной базы после разгрузки автотранспорта производится погрузка на открытые железнодорожные платформы и железнодорожным транспортом полиметаллическая руда отправляется на Зыряновскую обогатительную фабрику, медно-цинковая на Николаевскую обогатительную фабрику согласно договору с ТОО «КМ Tranco».
Итак, как мы и предполагали, экологи считают, что ничего страшного в том, что руду везут через населенные пункты, нет. Вот только у жителей почему-то совсем противоположное мнение. Ведь они ежедневно глотают пыль. А экологи говорят, что пыли совсем не должно быть, потому что руду перевозят во влажном виде. Наверное, нужно экологов переселить на недельку из уютных кабинетов в те села, по которым проходит дорога с рудника на обогатительную фабрику. Пусть поживут, тогда и поймут – есть пыль, или нет. На практике, а не теоретически.
Кстати, недоволен положением с дорогами, по которым «Казахмыс» перевозит руду, и аким Шемонаихинского района Амангельды Токтаров. Об этом он сказал на брифинге. В частности, о состоянии дороги между Шемонаихой и Секисовкой.
– В течение двух лет мы выставляем претензии «Казахмысу», просим их отремонтировать дорогу. Специалисты областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог подготовили проктно-сметную документацию для реконструкции этого участка. Осенью мы направили исковое заявление в Карагандинский облсуд (т.к. центральный офис «Казахмыса» находится в Караганде) с требованием принудить компанию провести ремонт. Судебное решение принято в нашу пользу и в апреле 2015 года на данном участке будет произведен ремонт.
Агентство «Восточный экспресс»