КОМУ НУЖЕН РАСКОЛ?

Газета "Flash!"

Именно на раскол общества направлен новый законопроект по языкам. Он уже широко обсуждается, его публикация вызвала настоящий шок. Напомним, что законопроект предусматривает кардинальные меры по продвижению казахского языка. В частности, предлагается перевести на казахский язык всю финансовую, техническую документацию. Визуальная информация также должна быть только на государственном языке, так же как и названия фирм, организаций, торговых точек (в общем объеме предлагается не более 20% названий на других языках). Вся входящая и исходящая документация в госорганах, согласно законопроекту, будет только на казахском языке, заявления от граждан и юридических лиц на русском языке приниматься не будут. Намечено при поступлении на любую работу, хоть дворником, сдавать тестирование на знание государственного языка. Интересно, кто будет принимать этот экзамен, если работодатель сам не владеет языком? В школах предложено создавать смешанные классы и часть предметов преподавать только на казахском языке.



Действительно, эти новации не вызывают восторга не только у русскоязычной части жителей Казахстана, но и у самих казахов. Сложно даже представить, что, например, будет, если техническая и финансовая документация перейдут на государственный язык. Да ничего не будет, вот именно – в прямом смысле ничего. У нас и так, в том же строительстве подготовительные работы идут месяцами и годами. Если же еще проектно-сметную документацию переводить на казахский – то и вовсе все остановится. А в каждой бригаде нужно будет держать переводчика, чтобы прочитать описание к чертежам и расчетам. Все прекрасно понимают, что это абсолютно нереальное предложение. Это паралич экономики. Но, тем не менее, такое предложение выдвигают. И выдвигает не дядя с улицы, а наши любимые депутаты.

Вообще в языковом вопросе очень много политической трескотни. Худо ли бедно, но за 20 лет независимости здесь пройден огромный путь. Казахский язык пусть медленно, но верно занимает подобающее ему место. Молодежь неказахской национальности хорошо понимает, что без знания языка продвинуться, сделать карьеру сегодня невозможно, особенно на государственной службе. Язык изучают. Можно много говорить о методике, учебниках, мерах поощрения и так далее – это отдельная тема. Но тот факт, что число изучающих язык, владеющих им возросло за эти годы в разы – никто отрицать не станет. Этот процесс будет идти и дальше, таково веление времени. Так к чему же столь революционные меры, если все движется в нужном направлении эволюционным путем?

Единственное, в чем власти так и не определились за эти 20 лет – в вопросе, какое государство мы строим. Или это многонациональное государство, где учитываются интересы всех проживающих, или это государство, где на первом месте стоят интересы только одной национальности. По Конституции, вроде бы, выбран первый вариант. Но вот подобные законопроекты вызывают в этом большие сомнения.

Казахстанская многонациональность – это наше отличительное преимущество, которое нужно с умом использовать. Не понимать этого, проповедовать путь национальной исключительности и национальной замкнутости – тупиковый путь. Я не был в Канаде или в Швейцарии, где есть весьма успешный опыт нескольких государственных языков. Опыт многоязычия довелось посмотреть в Таиланде. Там наряду с тайским функционирует английский язык. Причем, Таиланд никогда не был английской колонией, так исторически сложилось, что английский стал вторым языком. Вся визуальная информация в Таиланде на двух языках, подавляющее число тайцев хорошо говорят на английском, включая и т.н. простой народ. И это несомненное преимущество. В стране туристический бум, и знание английского помогает тайцам без труда общаться с гостями, а приезжим не чувствовать дискомфорта. Никаких споров о том, какой язык главнее – в Таиланде нет. Более того, учитывая все большее проникновение в Таиланд китайского бизнеса – сейчас в школах начинают учить и китайский язык. И все это происходит спокойно, естественно, никто и не задумывается о том, почему в стране действует английский язык. Просто это дано, это пришло из вековой истории, и этим пользуются, как воздухом.

Почему же у нас в языковом вопросе так много надрыва, истерии? Ответ прост – политика и ничего кроме политики. Уже через несколько дней после того как законопроект был обнародован на одном из Интернет – сайтов ответственный секретарь министерства культуры Жанна Курмангалиева поспешила успокоить общественность, что, дескать, ничего страшного нет, это только рабочий проект, который еще будет долго обсуждаться. Но камень-то уже вброшен. Зачем тогда вообще было его обнародовать, если он «сырой»? Просто так утечки из недр Мажилиса произойти не могло, тем более, сейчас парламентарии вообще на каникулах. Значит, это был зондаж, проверка. А еще могли просто отвлечь общественное мнение от других проблем – например, от проблемы роста цен, особенно на бензин. Или от активно раздуваемого оппозицией вопроса о состоянии здоровья Президента. Или нужно отвлечь от вопроса об угрозе радикального ислама.

Может это быть и хороший предвыборный ход. Сейчас напугать всех, а накануне выборов партия «Нур Отан» выступит с заявлением, что не позволит нарушать наше главное достояние – межнациональный мир, согласие и стабильность. И обрадованные казахстанцы дружно отдадут ей свои голоса.

Всякое может быть. Одно понятно, что этот законопроект появился неспроста. И пока такие проекты появляются, немалая часть казахстанцев находится в подвешенном состоянии. Что дальше – вот главный для них вопрос.

Вот какое мнение по этому поводу высказал известный писатель Гарольд Бергер, кстати, прекрасно владеющий казахским языком: «Разговоры о том, что с такого то времени мы перейдем на государственный язык, что вся документация будет на казахском языке, что казахский язык возьмет верх везде и всюду, я слышу уже 25 лет. Однако при всем своем патриотизме по отношению к казахскому языку я считаю, что это нереально… Нечего озвучивать такие громкие заявления, нечего пугать народ и нечего заранее бить в колокола тревоги. Все это предложения, все это желания, а фактически в реальной жизни неосуществимо» (газета «Мегаполис»).



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ