Как мы знаем, Казахстан еще с 1994 года предпринимал попытки урегулировать водную проблему с Китаем. Наконец, в 2001 году была создана казахстанско-китайская совместная комиссия по использованию и охране трансграничных рек. С тех пор делегации двух стран ежегодно встречаются и ведут переговоры.
Недавно в Семее прошло, уже восьмое по счету, заседание совместной казахстанско-китайской комиссии по трансграничным рекам, в ходе которого должны быть достигнуты новые договоренности о статусе Иртыша. Кроме того, намечен целый ряд других, не менее важных для Казахстана вопросов по охране и использованию водных ресурсов трансграничных рек.
Отметим, что работа комиссии проводилась строго при закрытых дверях. Представителей средств массовой информации пригласили буквально на несколько минут и после приветственной речи руководителя казахстанской делегации Ондасына Жиенкулова журналистов вынудили спешно покинуть зал заседания. Официально этот шаг был предпринят, якобы, по причине крайней деликатности проблем, обсуждаемых делегатами. По другим источникам вся «соль» в том, что переговоры идут в режиме явного доминирования китайской стороны.
Дело в том, что в планах Китая – значительное расширение использования воды. Для технических нужд они уже построили искусственный канал к городу Карамай, где будет добываться нефть. Канал этот они намерены заполнить водами Иртыша. То есть, ниже по течению от канала Иртыш обмелеет чуть ли не вполовину. Ясно одно, если Китай осуществит свои масштабные промышленно-водные планы, то это может обернуться для нас экономической и экологической катастрофой.
Ведь из КНР в нашу страну течет крупнейшая в регионе река – Иртыш, фактически обеспечивающий питьевой водой весь восток республики вплоть до центральной ее части, включая Астану, Караганду и Экибастуз (через систему канала им. Сатпаева). На реке построен целый каскад ГЭС – Бухтарминская, Шульбинская и Усть-Каменогорская, вырабатывающих порядка 15% всей производимой в Казахстане электроэнергии.
Кроме того, Иртыш питает водами Зайсан – крупнейшее озеро Восточно-Казахстанской области, которое уже сегодня находится на грани исчезновения в результате действий Китайской Народной Республики. По оценке экспертов, строящиеся в Китае гидротехнические сооружения, сдача которых намечается в 2014 году, будут способны забирать до 40% вод Иртыша. И очевидно не случайно, что именно к этой дате, по словам председателя Комитета по водным ресурсам МСХ РК Анарбека Ормана, китайцы приурочили подписание наиважнейших пунктов договора. То есть, у делегации китайцев теперь одна задача: «тянуть резину» переговоров до конца 2014 года, чтобы поставить нашу делегацию перед уже свершившимся фактом. Что ж, надо отдать должное их делегации, которая успешно с этим справляется, «важно» разъезжая по нашим городам и ведя «резиновые» переговоры. В общем, тянут время.
Отсюда, уважаемый читатель, полагаю можно сделать вывод: казахстанской делегации (и, естественно, правительству РК) необходимо найти (и побыстрей) контрмеры, которые позволят перехватить инициативу в переговорах и достаточно успешно (для нас) решить эту архиважную проблему.
Болатбек Темербаев
член Союза журналистов Казахстана