Экология: общественность бьет тревогу

Газета "Flash!"

В Усть-Каменогорске состоялось расширенное заседание Совета общественности при акиме ВКО на тему «Экологическая ситуация в области».



С развёрнутым докладом, охватывающим наиболее важные проблемы экологии, выступил председатель экспертной комиссии по экологии Совета общественности Геннадий Корешков. В докладе говорится:

– Восточно-Казахстанская область является сгустком экологических проблем по атмосферному воздуху в городах, загрязнением почвы и водных бассейнов, главными источниками которых являются: последствия Семипалатинского ядерного полигона, производственная деятельность горно-металлургических предприятий, предприятий теплоэнергетики, влиянием возрастающего количества автотранспорта и низкого качества топлива.

Фактически регион можно отнести к «Зоне чрезвычайной экологической ситуации» (не путать с Зоной экологического бедствия). Наряду с объективными причинами чрезвычайной экологической ситуации в ВКО, есть и субъективные – отсутствие системности, целенаправленности и организованности в решении вопросов экологической безопасности.

В многочисленных программах отсутствует важнейшая графа – экологическая эффективность мероприятия, т.е. какой конкретный экологический показатель будет улучшен и на сколько. К разработке региональных программ не привлекаются экологи предприятий, общественность, не проводится тщательная экспертиза каждого пункта бюджетных средств. Подчинённость госструктур различным министерствам также не способствует оперативному и планомерному решению экологических проблем. Взимаемая с предприятий ВКО плата за эмиссию вредных веществ в окружающую среду (около 2,5 млрд. тенге) не используется на проблемы экологии и уходит в республиканский бюджет. В то же время, областное управление природных ресурсов и регулирования природопользования занимается контролем выполнения утверждённых программ, на которые выделяются мизерные средства (около 80 млн. тенге в год). В городском акимате по экологии работает один специалист и он входит в состав отдела предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии (!?). В областном акимате вообще нет отдела экологии. Вся работа по экологической безопасности строится без учёта требований международных стандартов, а многие о них и не знают.

Председатель Совета общественности ВКО Владимир Лопаткин дополнил доклад следующим сообщением:

– Немаловажную роль в медленном решении вопросов экологии играет существующее положение, что без наличия проектно-сметной документации или технико-экономического обоснования бюджетные комиссии не рассматривают реальные предложения от общественности, а средств на разработку ПСД никто не выделяет, получается замкнутый круг. Это надо признать, при том, что в областной бюджет, помимо упомянутых 2,5 млрд. тенге, идущих в республиканский бюджет, за эмиссию вредных веществ в окружающую среду, поступают ежегодно средства в размере от 3,8 до 5 млрд. тенге, из них 1,8 млрд. в городе. То есть деньги на решения экологических проблем есть. Частично они действительно используются по назначению. Например, за счёт этих средств решается проект по восстановлению и очищению речки Комендантка, на что запланировано выделить порядка 750 млн. тенге, на установку городского коллектора водозабора, это ещё 481 млн. тенге и т.д. Но вместе с тем, приходиться констатировать, что до должной прозрачности в деле принятия решений по экологическим программам, распределению и утверждению на них средств из бюджета, речь пока не идёт. Определённую деструктивную роль играет и имеющаяся неопределённость в ряде нормативных законодательных документов, в т.ч. в Экологическом кодексе и инструкции об исполнительной власти, из которых неясно, кто отвечает за экологию региона.

Поэтому на данном заседании встал вопрос о создании Центра экологической безопасности, который позволил бы реализовать задачу консолидации и координации усилий всех государственных структур для выполнения требований Экологического кодекса, т.к. этот орган постоянно занимался бы вопросами экологической безопасности и являлся инструментом власти для реального воздействия на предприятия – загрязнители окружающей среды.

Задачами Центра могли бы стать – повышение эффективности природоохранных программ предприятий и организаций, осуществляющих эмиссию вредных веществ в окружающую среду, путём их участия в согласовании и контроле за их выполнением. Снятие барьеров, мешающих решению вопросов экологической безопасности (возможность разработки ТЭО и ПСД). Участие в формировании общественного мнения по вопросам охраны и улучшения качества окружающей среды; участие в разработке региональных природоохранных программ; выявление незарегистрированных источников загрязнения экосистемы и т.д…

По ходу заседания были заслушаны выступления директора КГП «Центр матери и ребёнка», депутата ВК областного маслихата Раи Рахимовой, секретаря ВК обкома Коммунистической народной партии Казахстана Юрия Кушкунова, специально приехавшего на этот «круглый стол» секретаря ЦК КНПК, недавнего кандидата в президенты РК Жамбыла Ахметбекова и других участников заседания. В целом, несмотря на критику существующего положения с экологической ситуацией в области, большинство согласилось с проектом по созданию областного Центра экологической безопасности, с дальнейшей проработкой той части проекта, которая касается прав и полномочий будущего Центра.

В заключение заседания, участниками был принят Проект обращения к первым руководителям страны, области и города, в котором говорится, что «Экологическая обстановка в регионе остаётся напряжённой, несмотря на определённые финансовые затраты на природоохранные мероприятия. В связи с этим, Совет общественности при акиме ВКО выражает неудовлетворение состоянием экологической безопасности в регионе и предлагает: на основе существующих многочисленных программ разработать единый перспективный план реализации экологических проблем, где главным будет – эффективность реализации всех мероприятий по экологии. Завершить создание согласованного во всех инстанциях РК Центра экологической безопасности для решения экологических проблем, с достаточным финансированием, техническим оснащением и законодательной базой. Эффективно использовать средства, собранные с предприятий за эмиссию вредных веществ и добиться возврата в регион средств, направляемых предприятиями области в республиканский бюджет в качестве штрафных санкций. Обратиться в Парламент РК о восстановлении действия закона о реабилитации здоровья населения, вызванного влиянием Семипалатинского ядерного полигона, и распространение экологических выплат населению регионов, подвергшихся воздействии полигона».

Хотелось бы верить, что данное обращение будет с пониманием и ответственностью, воспринято государственными структурами для дальнейшей консолидированной работы по улучшению экологической обстановки в регионе.



Владимир САХАРОВ