Небокоптители в «законе» или Дым над «Адилем»

Газета "Flash!"

В последнее время густые клубы темно-серого практически чёрного дыма стали периодически накрывать проезжающий автотранспорт, учреждения, магазины и дома частного сектора в районе винно-водочного завода по проспекту Абая. Работники многочисленных офисов и местные жители, пожаловавшиеся в нашу редакцию, заявили, что им надоел постоянный смрад, из-за которого нечем дышать. По их словам, особенно тяжко было в конце мая- июне нынешнего года.



Мы несколько раз выезжали на место и смогли удостоверить этот факт. Действительно, в июне нещадно чадила труба «Адиля» (см. фото), а в июле количество выбросов несколько уменьшилось: труба стала дымить не каждый день, случались и простои…

В Иртышском департаменте экологии, куда мы обратились за комментариями, подтвердили, что на фото сильно дымит труба котельной винно-водочного предприятия, на при этом заявили, что в 2010 году ими была проведена плановая проверка АО «Адиль» и «никаких нарушений требований природоохранного законодательства зафиксировано не было». Государственные экологические инспекторы сослались на действующее законодательство в природоохранной сфере, согласно которому проверка предприятий проводится не чаще одного раза в год. Да и то, если предприятие считается опасным. А если не очень – то и вовсе раз в пятилетку. При этом план проверок утверждается заранее, и как бы оповещает потенциального нарушителя: жди нас, скажем в июле, а до этой поры можешь творить, что угодно…

Виталий Чернецкий – начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО, увидев предоставленные нами снимки, сказал следующее:

-Среднегодовые выбросы у них формально могут быть в норме. Однако, данная информация свидетельствует о резких залповых выбросах, и о возможно значительном превышении ПДК. Чтобы проследить, как часто повторяются эти «залпы», необходим постоянный контроль.

При этом Виталий Евгеньевич откровенно признал несовершенство действующего природоохранного законодательства, не позволяющего произвести внезапную проверку, чтобы поймать нарушителя, как говорится, «с поличным». По существующим сегодня положениям, предприятия сами заявляют о своих возможных выбросах, и согласно их же слов, получают разрешение на эмиссию в окружающую среду. «Прищучить» их можно лишь в том случае, если они нарушат собственные обязательства. Весьма гуманны наши нынешние законы к экологическим загрязнителям! По словам В.Чернецкого, давно настала пора вносить изменения в природоохранное законодательство на республиканском, парламентском уровне. Только тогда можно будет обуздать недобросовестных природопользователей.

К слову сказать, винзавод «Адиль» однажды что называется «накрыли» и «ударили по кошельку». Винзаводчики не выполнили условия природопользования, не соблюдя ими же заявленный план природоохранных мероприятий. Поэтому государственные экологи приостановили действие разрешения на эмиссию в окружающую среду на 1,5 месяца, плюс наложили 10-кратный штраф.

По словам В.Чернецкого, труба котельной АО «Адиль» выбрасывает в воздух ежегодно 228 тонн вредных веществ. В их числе сажа, зола, диоксид натрия, сернистый ангидрид (128 тонн), диоксид азота (14 тонн). Последние два компонента III и II класса опасности, причём последний – диоксид азота, чаще всего вызывает развитие онкологических заболеваний. Конечно, такое количество вредных выбросов несопоставимо с тем, что вылетает в атмосферу из труб УК ТЭЦ, УМЗ и асфальтовых заводов, расположенных неподалёку, но свою долю в загрязнение воздуха, безусловно. вносит. Влияет и на здоровье горожан. Многие годы внимание экологов и общественности города было приковано к гигантам металлургии, а менее крупные предприятия вроде АО «Адиль», маслозавода АО «Май», хлебокомбината «Аксай-Нан», пивзавода на ул. Кайсенова и другие, им подобные заводики «средней мощности», могли годами жить припеваючи. Выбрасывать в воздух, что вздумается. Между тем, жители микрорайонов, в которых располагаются подобные «середнячки», давно бьют тревогу по поводу качества воздуха, которым им приходится дышать. И, похоже, наконец, государственные экологи обращают свои взоры на эти, не менее важные проблемы. Во всяком случае в Иртышском департаменте экологии нам клятвенно пообещали, что будут почаще направлять передвижные лаборатории, производящие замеры воздуха, на проспект Абая, на улицы Бажова и Питерских Коммунаров, а также в другие районы города, где будут замечены подозрительно активно дымящие трубы.

В заключение приведём один, весьма любопытный факт. На днях заместитель директора АО «Адиль» К.Рахманов, выступавший в облакимате, заявил, что с мая этого года предприятие якобы остановлено «из-за нехватки оборотных средств». И его запуск планируется лишь с июля, да и то на 25-30% от полной мощности. Но в таком случае возникает вполне резонный вопрос: почему столь обильно дымила «адилевская» труба именно в мае-июне, если винно-водочный завод не работал? Неужели в котельной сжигали старые носки, фуфайки и вышедшую из употребления тару? Или котельная работала для обогрева замёрших в 35-градусную жару рабочих? Странно это как-то и совершенно не стыкуется с заверениями об остановке предприятия. Правда, всё тот же господин Рахманов, сделавший вышеупомянутое заявление, тут же сказал, что «дефицита алкогольной продукции не следует опасаться – накопленных объёмов должно хватить на удовлетворение покупательского спроса населения в течение продолжительного времени». Отсюда вполне можно допустить, что остановленное на словах или на бумаге в мае-июне винно-водочное производство все же работало, «накапливая» алкогольную продукцию. Чтобы не допустить её возможный дефицит! Во всяком случае, на соседней с винзаводом улице Колхозной никакого дефицита безакцизной водки не ощущалось ни в мае, ни в июне. Нет его и теперь. Торгуют ею исправно и совершенно не таясь, в каждом дворе. У ворот многих частных домов выстраиваются вереницы машин, особенно в канун выходных. Автолюбители по одному ныряют в проёмы калиток, а спустя считанные минуты возвращаются назад, гружённые пластиковой тарой с вожделённой «разливухой». Специалисты утверждают, что её качество не идёт ни в какое сравнение с акцизной, бутылочной продукцией. И запасы никогда не кончаются… Интересно, откуда черпают? Из какого неиссякаемого источника? Впрочем, это уже другая история. И компетенция совсем иных органов…

Сергей Васильев