(Продолжение, начало в №20, 16.10. 2014 г.)
Столичные будни чиновников районного масштаба.
Когда происходило объединение районов, в новые структуры уже территорий влилось большое количество прежних чиновников из сельской провинции. Они привезли с собой особый провинциальный стиль и дух работы. Неторопливость в исполнении, отсутствие собственной инициативы, постоянное подобострастие перед центром, желание угодить ему, если не делом, то благостной бумагой, с упованием больше на отдалённость от центра, благосклонность и всепрощенчество областных кураторов. Тем самым ещё больше удлинилось «плечо» по проведению «живого» надзора за исполнением в жизнь поручений и директив из областного центра. А это другой темп и ритм, к которому, видимо, пока не привыкли бывшие сельские управленцы. Ведь для этого нужно часто выезжать в сёла и аулы. Вставать из удобных кресел кабинетов и ехать, порой в непогоду, по далеко не лучшим дорогам, а потом сбивать себе там каблуки городской обуви по просёлкам сельских тротуаров.
И здесь на выручку обременённым непосильным трудом районным чиновникам пришел «Его Величество технический прогресс». Именно революция в сфере электронных коммуникаций кардинально упростила всю систему надзора за выполнением работ. Теперь можно руководить не только районом, но и целыми регионами и отраслями, не вставая с насиженного места. Скайпы, электронная почта и факсы предельно сократили время и расстояния прохождения информации. Сделали работу чиновников максимально комфортным занятием. Не нужно без особой нужды тащится в провинциальную глухомань, чтобы воочию лицезреть плоды исполнения, давать указания и советы, глядя прямо в глаза подчинённого, улавливая в них фальшивые ноты и очковтирательские интонации. Взирать на проделанную работу не только со стороны «парадного подъезда», то есть того, что тебе предлагают по отборным фотографиям и отретушированным цифрам отчёта, но и заглядывать самому с «чёрного хода». Пробовать всё своими руками на прочность, как называется, «на зуб».
Нет, сейчас всё построено на принципе доверия – поговорил по скайпу с подчинённым, посмотрел переданные электроникой отчёты, и можно докладывать наверх о собственной проделанной работе. При этом теоретически можно даже ни разу не видеть живьём своего непосредственного подчинённого, не говорить с ним доверительно, выстраивая рабочие, партнёрские отношения. Компьютер оставляет это за бортом, как несущественное и мешающее современному ритму и организации прохождения дел. Ещё и отнимающее драгоценное время от рационального его использования.
В наше время уже нельзя снять ремейк известного когда-то фильма «Мы, нижеподписавшиеся», где по сюжету надзорная комиссия по вводу объекта едет за сотни километров, чтобы своими (а не фотоэлектронными) глазами оценить проделанную работу и на основании этого вынести свое решение. Сегодняшние реалии более подходят к сценарию мультфильма про «Простоквашино», где один герой ведёт оживлённую переписку с другим по пустяковому вопросу, находясь с ним на расстоянии протянутой руки. Вся разница – в мультфильме она велась через почтальона Печкина, сейчас – через Интернет.
Но иногда закрадывается мысль – а не родила ли гора мышь? Сократились ли у нас очереди в присутственных местах? Возросло ли качество прохождения деловой документации? Да и простой информации. Вот возникнет желание просмотреть, допустим, новостной блок местного телевидения за прошедшую неделю на сайте, когда загруженность делами отдалила тебя от информационного потока. Открываешь сайт местного телеканала – а там нарезки из новостей двухмесячной давности. Или заходишь на какой-либо акиматовский сайт, поискать нужное для себя учреждение. А там информация с прошлого года. За это время и учреждение уже не только сменило адрес, но и официальное наименование. А вот заходишь в отделение банка за пенсией, а там компьютер перегружен, работает тяжело, в итоге на обслуживание одного клиента уходит до десяти минут, что на порядок дольше, чем в старые добрые времена, когда достаточно было найти фамилию в ведомости и расписаться в ней. Подобных примеров электронного «комфорта» – хоть отбавляй.
И на всё это электронное заморское великолепие были потрачены миллиарды, но отдача от вложений по схеме «стоимость-эффективность-качество» далека от предполагаемых надежд. А как искорёжился чисто человеческий фактор! Обслуживающие население клерки совершенно разучились разговаривать с людьми, дотошно вникать и разрешать их просьбы и проблемы. Возьмём тот же райцентр, посёлок имени Касыма Кайсенова.
Отдел по контролю и социальной защиты населения. Расположен в здании бывшего детсада. В комнате, некогда предназначенной для детских игр, теперь стоят с полдюжины канцелярских столов, заполняя всё пространство. Вся мебель не входит в отдел и потому загромождает и коридор, где стоят шкафы полувековой давности, с кипами старых отчётов и газет. Тут бы с новыми как-то разобраться. На окнах без занавесок, прежде уютной комнаты, превращённой в канцелярский склад, лежит чёрная сажа в палец толщиной. Эти окна видимо не встречались с тряпкой и водой с момента исхода из помещения детей. За каждым столом в офисе отдела – по компьютеру и офисному менеджеру. Они заняты кипучей деятельностью, что-то мониторят, занимаются рассылкой директив и сбором информации об исполнении. Работа нелёгкая – район увеличился в объёмах, десятки населённых пунктов, правда, с убывающим населением. Вот рассылают информацию о приведении объектов социального назначения к нормативам по доступности для маломобильных групп населения. Переслали – вскоре получили фотоотчёт – «Всё исполнено!». И как этому не верить (см. фото) – прекрасный пандус у крыльца больницы в посёлке Бозанбай (бывшая Никитинка)! Соответствует почти всем международным стандартам! Замечательно! Если бы не одно «но». Присмотритесь внимательнее к снимку. Пандус выложен в никуда, на пустырь, по которому не ходят граждане. Чтобы продефилировать по этому бетонному сооружению, нужно свернуть от главного входа в лечебное учреждение, забраться на косогор, что возле больницы, затем пройти по пересечённой местности и лишь потом ощутить под ногами твердь бетона. Но и тогда не стоит расслабляться, иначе можно угодить под падающую сосульку весной, или промокнуть во время дождя, ибо срез крыши здания в аккурат над чудо-пандусом. Вот и верь после этого фотоотчётам о проделанной работе!
После этого уже не удивляешься, что чиновники переходят на «электронный формат» и в общении с живыми людьми. За примером далеко ходить не пришлось. Здесь же, в поселке Касыма Кайсенова, в районный центр по выплате пенсий (РЦВП), обратилась супружеская пара – Вера Соловей и Александр Калашников – из села Донское, для оформления документов на пенсию. У них была своя трудовая история. В трудные 90-е годы, когда уничтожались целые крестьянские хозяйства, семья подалась в поисках работы и заработка в Узбекистан, где и прожили около двадцати лет. Но пенсию решили встретить на родине – в своём родном селе. Перед отбытием в Казахстан предусмотрительно собрали справки о трудовом стаже в Узбекистане, понимали, что возникнут юридические сложности с начислением пенсии. Но такого ответа, какой они получили в РЦВП, не ожидали: «Документы ваши устарели. Никакой силы они не имеют. Езжайте обратно в Узбекистан за новыми подтверждающими справками». Ни слова поддержки, доброго совета, помощи, собственного участия в деле. А зачем? Ведь тогда нужно дотошно разбираться, делать запросы, выправлять какие-то бумаги и так далее, то есть реально работать с людьми, а навыки или утеряны, или их не было вовсе. Да и зачем «напрягаться»? Оформление пенсии – это ведь нынче дело самих желающих получать пенсию. Это в «застойные» советские годы человек сдавал бумаги в свой отдел кадров, ни о чем не переживал, и аккурат в пенсионный день рождения (60 лет – мужчины и 55 – женщины) получал все документы, цветы, поздравления, слезы коллег. А сейчас – каждый сам за себя.
После ознакомления с районной столичной жизнью задаёшься вопросом – а действительно ли на очевидную пользу пошло объединение районов? Может, погнавшись за бумажной очевидностью оптимизации расходов органов государственного управления, мы не столько сократили их, сколько ухудшили контроль за исполнением, и по этой причине теряем гораздо больше, чем ожидали от экономии?
Бозанбай
К вечеру этого серого, пасмурного дня, наша комиссия добралась до конечного пункта нашего рейда – ещё одного бывшего райцентра, села Бозанбай. Своим видом село напомнило, в миниатюре конечно, древний Рим после нашествия варваров. Следы разрухи и остатков былого величия видны на каждом шагу. При въезде, по левую сторону от дороги – с десяток разрушенных и разграбленных домов. По правую сторону – монументальное, как Колизей, здание бывшей районной больницы, способное и сейчас принять к себе сотни пациентов. Но в данный момент низведённое до статуса больницы для лиц с нервно-душевными проблемами, коих насчитывается на всю громаду зарешёченного и обнесённого колючей проволокой здания, порядка 7-8 десятков. А вот и действующая поселковая больница, теперь расположенная в здании бывшего райкома. О злосчастном пандусе в которой речь уже шла. Попутно выясняем режим функциональности этого объекта здравоохранения. Выясняется, что в трёхэтажной больнице работает всего один постоянный врач и 8 медсестёр, а также шофера, сторожа, кочегары и так далее Единственный на весь округ светило медицины лечит все болезни! Иногда, строго по графику, ему помогают в этом бывающие наездом узкие специалисты. Объект здравоохранения работает только в дневном режиме, однако, как простодушно объяснила нам сотрудница – «Если вечером больных некому забрать до утра, мы договариваемся с ними, или их родственниками о ночёвке». Заботливость о клиентах больницы – это, конечно, замечательно. Вот только слово – «договариваемся» – режет немного слух. К больнице приписаны бригады «скорой помощи». Но машины дежурят возле домов водителей машин «скорой», так как бывшие гаражи, предназначенные для них, приватизированы ещё лет двадцать назад и в данный момент находятся в стадии саморазрушения. Значительная часть здания пустует, но отапливается зимой. Кстати, как и громада для душевнобольных, только в большем размере. За уголь и кочегаров бюджет района платит исправно. Вот такая экономия. Если же говорить об экономике, то она не блещет достижениями. Мне назвали одно крестьянское хозяйство, которое ведёт местный фермер, почему-то отделившийся от села, живущий на выселке, километрах в трёх. Остальные – это бюджетники и самозанятые. Среди последних, в основном – оралманы, составляющие сейчас немалую часть населения посёлка. Они обжили старые, частью брошенные строения, и обитают там, занимаясь скотоводством. Скотина проживает здесь же, в посёлке, не озонируя собой воздух Бозанбая, и не улучшая чистоты тамошних вод.
Осмотрев «древнюю столицу района», мы намеривались успеть до темноты проехать с инспекцией в село Таргын. Однако узнав от местных жителей, что дорога от Бозанбая до Таргына находится в таком состоянии, что без всех ведущих колёс и высокого клиренса поездка будет чревата, решили не усугублять своих впечатлений от посещения «оптимизированного» района. На выезде из села нам ехидно пожелала «Счастливого пути» смятая искорёженная табличка с приветствием для выезжающих. Такая картина вызвала из памяти слова старого хита из 80-х годов, от Михаила Боярского – «Уеду срочно я, из этих мест…», а весь оставшийся до города путь пришлось вспоминать правый берег Иртыша, с его асфальтом в небольших посёлках, крашенными в весёлую краску оградками усадеб и статуей коровы, вместо левобережных разрушенных «колизиеев».
Сергей МИХЕЕВ