Наш город накрыла осенняя непогода. Пролившееся избыточное количество небесной влаги в очередной раз показало горожанам всю неготовность городских дорог и дренажной системы справляться с водой. Многие дороги и тротуары города сразу превратились в ловушку для пешеходов.
Многочисленные полноводные лужи, кое-где напоминающие своими размерами и глубинами пруды, резко сократили возможности по комфортному пешему передвижению по городу. Этот факт тем более печальный, если учитывать, что на большинстве центральных улиц и тротуаров города выложена современная плитка и новые асфальт и бордюры. Много миллионов бюджетных средств было освоено совсем недавно по программе «Дорожная карта». Эту программу активно пропагандировали, выдавали за панацею от мирового экономического кризиса, и как уникальную возможность по доведению города до приемлемых стандартов по комфортному проживанию. Итогом этих весьма затратных титанических усилий стало то, что можно увидеть на фотографиях и ощутить на собственных промокших ногах. Особенно впечатляет водоём, с мини – марсианскими впадинами в нём, который уже давно нашёл себе спокойное прибежище возле здания по улице Казахстан, 27. В этом здании, более известном горожанам как «Автоуправление», расположился, в том числе, именно тот отдел системы городского управления, который и призван делать наш город комфортным для проживания – «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог»!
Удивление вызывает и тот факт, что не далее как в прошлом году в этом здании проведена большая работа по модернизации внешнего вида. На установку облицовочной плитки ушёл не один миллион тенге, но вот средств на приведение подъездных и пешеходных путей к зданию в надлежащий и безопасный вид, то ли не хватило, то ли их сэкономили для фасада.
Результат – издалека здание выглядит вполне современным, даже суперсовременным, но вот подъехать и даже просто пройти к нему, особенно после дождей, бывает делом нелёгким и даже не безопасным. Люди, чтобы попасть в здание со стороны двора, вынуждены лавировать между гигантским водоёмом, припаркованными автомобилями, владельцы которых, не желая замачивать колёса своих «железных коней» в этом пруду, ставят их на оставшиеся узенькие пятачки, не поглощённые водой. В итоге, страждущие попасть в здание, по – цирковому, обтирая своими телами новую блестящую плитку, крадутся по узенькой ленте фундамента, рискуя соскользнуть с неё и очутиться по колено в пруду. И это возле дома, в котором сидят большие начальники, ответственные за дороги!
Городские тротуары, даже с новейшим покрытием, сплошь усыпаны впадинами, в которых скапливается вода, что вынуждает прохожих сходить на скользкие газоны, протаптывая на них тропинки и уничтожая растительность.
Но наибольшие неприятности и риски испытывают наши пешеходы во время перехода улиц. Здесь нужно учитывать, что на перекрёстках дорожное покрытие испытывает наиболее полные нагрузки на полотно. На этом участке происходит активное торможение транспорта, на полотно давит статичная нагрузка от стоящих на светофоре машин. От всего этого быстрее происходит продавливание и разрушение дорожного полотна – в этих местах появляются впадины, заполняемые водой в непогоду. Пешеходам приходится искать наиболее сухие участки дороги возле переходов, а значит, переходить её в не положенном месте, рискуя при этом быть не просто оштрафованным за не правильный переход, но и стать жертвой наезда автотранспорта, со всеми возможными печальными последствиями. Возникает вопрос – почему при проведении дорожных работ мало учитывается данный фактор – особой транспортной нагрузки на пешеходные переходы? В нашем городе чрезвычайно мало насчитывается так называемых «лежачих полицейских», когда перед переходом укладывается дополнительная полоса асфальта, делая её слегка возвышенной над общим полотном дороги, а значит недоступной для дождевой воды. По ней и можно пробежать в случае затопления. Мало того, в некоторых городах и сам переход делают чуть-чуть возвышенным на несколько сантиметров по отношению к дороге. Этим достигаются сразу две цели – спасение от луж и практически рефлекторное торможение транспорта в наиболее опасном для участников движения участке дороги. Такой подход к проблеме широко применяется, например в российском городе Иркутске, чему автор заметки живой свидетель.
Но в нашем городе относятся к проблемам пешеходов по старинке, заставляя их судорожно искать хоть сколько-нибудь подходящие пути для перехода улиц и движению по тротуарам. Вот и выписывают пешеходы «кружева», поминая при этом городские власти «незлым, тихим словом».
Сергей МИХЕЕВ
От редакции. Как известно, по итогам весеннего рейтинга, аким Усть-Каменогорска Темирбек Касымжанов стал лучшим в республике среди руководителей городов – областных центров. По итогам осеннего рейтинга наш градоначальник чуть опустился – на второе место. Исследователи поясняют, почему он вознесли акима Усть-Каменогорска на пьедестал почета. Оказывается за то, что он провел совещание по развитию городских окраин. Так вот, оказывается, какой критерий отбора! Тогда неудивительно, почему наш Касымжанов все время в лидерах. Что-что, а по части совещаний он мастер. Вот если бы устроители рейтинга приехали в Усть-Каменогорск поздней осенью или ранней весной, то, наверное, поняли, что критерии оценок давно нужно менять. Главное в работе местной власти, все-таки, не совещания, а реальные дела, налаживание хотя бы сносной жизни для населения своего населенного пункта. А мэру областного центра пора проводить совещание с совсем другой повесткой: почему центр города превращается в окраины?