СКОЛЬКО СТОИТ БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Газета "Flash!"

19 сентября в Усть-Каменогорске состоялось заседание круглого стола, инициированного ВК обкомом Коммунистической народной партии Казахстана. В заседании, котороё вёл секретарь ВК обкома Сергей Михеев, приняли участие – главный специалист областного управления образования Гульмира Ильясова, председатель областного Совета общественности Владимир Лопаткин, а также представители от родительских комитетов, НПО и СМИ. В ходе заседания были обсуждены наиболее острые вопросы, связанные с соблюдением конституционных гарантий по бесплатному среднему образованию. Открывая заседание, Сергей Михеев, сказал:

– С началом учебного года среди населения и в СМИ, начинает подниматься тема о бесплатности отечественного среднего образования. Претензии на этот счёт примерно одни и те же из года в год – дополнительные поборы на ремонт школы или кабинетов, замаскированные под добровольно-принудительное спонсорство родителей; очереди и ажиотаж вокруг покупки учебников; возникают вопросы по обеспечению школьников горячим бесплатным питанием, в частности, по доступности его только определённым группам учащихся; то же самое можно сказать и о доступности дополнительного питания в виде мёда и молока.

Существуют вопросы по работе групп продлённого дня в школах, где понятие о бесплатности этой образовательной услуги носит размытый характер. И не только бесплатности, но и вообще о наличии групп продленного дня.

Все перечисленные вопросы составляют костяк вынесенной на обсуждение темы. Она не нова, по ней неоднократно высказывался аким ВКО Бердыбек Сапарбаев, в частности на расширенной коллегии управления образования с его участием, состоявшейся в феврале этого года. Напомню, что он запретил собирать деньги в школах с родителей, а также собирать деньги на нужды класса, покупку подарков и прочее. Контроль за выполнением данного поручения он возложил на руководителя управления образования ВКО совместно с органами правопорядка. При этом аким сказал: «Почему родители должны платить за то, за что платит государство? Каждый год выделяется достаточно средств на все необходимые затраты». Однако с началом нового учебного года вновь родителями стали фиксироваться случаи сборов средств на школьные нужды.

В дополнение к перечисленным вопросам, существуют и вопросы косвенного характера по громадным затратам на образование детей для рядовых семей казахстанцев. К таким жизненно важным вопросам могут быть отнесены – стоимость подготовки ученика в школу (форма, канцелярские принадлежности, плата за дополнительное и углубленное образование в кружках и спортивных секциях, участие в различных культурно-массовых мероприятиях и т.д.). По совокупности общих затрат на обучение школьника на повестку дня встают уже вопросы общесоциального масштаба – способности различных слоёв населения нашей страны нести такие расходы.

Главный специалист управления образования Гульмира Ильясова не согласилась с таким мнением.

– Ситуация по предоставлению бесплатных государственных услуг в среднем образовании, вполне удовлетворительная и не нужно по этому поводу нагнетать ненужные страсти.

Свою позицию она подкрепила длинными статистическими данными, которые в основном касались обеспечения учащихся из малообеспеченных семей. Наличие же длинных очередей за учебниками прокомментировала своеобразно – естественным (!) разнобоем цифр по количеству планируемых и реальных, на начало учебного года, учеников по школам. И вызван этот «разнобой» трудно учитываемой миграцией населения в летний период. Она полагает, что нужно «оценить беспримерный трудовой подвиг сотрудников «Дома книги К. Кайсенова», решивших вести продажу учебников в сверхурочное время и тем самым утолить покупательский спрос на учебники». А родители сами виноваты – хотят, чтобы их дети пользовались новыми, а не подержанными учебниками, чего им запретить нельзя. А также желают иметь более комфортные условия в оборудовании и содержании классных кабинетов для своих детей в школах.

Представитель от НПО Алла Казакова выразила мнение о полезности и необходимости сбора средств от родителей на подарки учителям:

– Они этого заслуживают, и нет в этом ничего плохого, ведь дело чисто добровольное.

Председатель областного Совета общественности Владимир Лопаткин обратил внимание то ли на излишнюю скромность и робость, то ли на боязнь родителей открыто заявлять о случаях школьных поборов, отчего общественной комиссии трудно выражать свою позицию по данному вопросу.

Тем ярче прозвучали на заседании, слова родителей, например Ольги Б.

– Ежегодно приходится покупать учебники, причём довольно дорогие – до 3000 тенге за экземпляр. На подобные покупки вынуждают педагоги, объясняя это углубленным изучением того или иного предмета. На оборудование кабинетов деньги собирают вне зависимости от неотложной необходимости иметь, допустим, новые дорогие шторы, или другие предметы классной мебели. Некоторые учебные предметы, фактически являющимися обязательными, маскируют под дополнительные, а значит, переводят в разряд платных услуг.

Дискутировать с родителями по приведённым фактам представители от образования и общественных организаций не стали.

Резолюция


Выводы от проведённого заседания следующие – работники сферы образования из года в год создают условия для ажиотажного осеннего спроса на учебники. При этом заявляют, что обеспеченность книгами близка к 99%. Если это действительно так, то значит, что неудовлетворительно проведен месячник всеобуча. Именно в это время путем поквартирного обхода составляются списки учащихся, за которые ответственны директора школ.

Считать трактовку пунктов некоторых статей Закона об образовании в РК, слишком общими, дающими возможность широко трактовать их в пользу платных услуг. Нужно издать памятку для населения с подробным и чётким перечислением всех платных услуг, оказываемых школами согласно Закону, а также с тарифами на них.

Необходимо нормативно закрепить понятие о государственном стандарте по пригодности классного кабинета в школе для проведения занятий. В нём указать минимально приемлемый перечень необходимой для занятий мебели и оборудования. Такие сведения, также включить в упомянутую памятку для населения.

Подробно объяснять на родительских собраниях, что включено в бесплатные услуги по образованию, а что относится к разряду платных.

Указать работникам сферы среднего образования на необходимость заблаговременного оповещения населения, начиная не позднее последней недели мая, о состоянии книжного фонда, вплоть до каждой школы, по наличию в них необходимых учебников. Подключать к этому местные СМИ и рядовых сотрудников образования, через встречи с населением на своих участках.

Общественным комитетам, работающим в своих посёлках и микрорайонах, создать комиссии по контролю ситуации по бесплатному среднему образованию. Теснее работать с попечительскими советами школ.

Работу всех служб и отделов среднего образования по обеспечению детей из «трудных» и малообеспеченных семей, считать в целом успешной.

Пресс-служба Восточно-Казахстанского обкома КНПК