БОЛЬШЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ!

Газета "Flash!"

К этому призывает жителей области председатель Совета общественности ВКО Владимир Лопаткин.Сам Владимир Федорович является практически образцовым примером такой гражданской активности. Совет общественности он возглавляет уже почти 10 лет. За это время сначала во многом формальный и декоративный орган превратился в реальный инструмент как взаимодействия власти и народа, так и механизм влияния народа на власть.



Фото – пресс-служба Центра экологической безопасности

– Постепенно, планомерно, но мы создали Советы общественности во всех городах и районах. Они начали активно работать, и, надо сказать, зачастую работают лучше нас, областного Совета. Недавно мы провели выездные заседания в Зайсанском и Тарбагатайском районах, обсудили многие животрепещущие проблемы этих регионов, но основной упор сделали на здравоохранении. Выслушав мнение народа, руководители нашей медицины сделали для себя много полезных выводов и наметили конкретные меры по решению этих проблем. Так, в частности, в Тарбагатайском районе будет закуплено новое оборудование для районной больницы с целью раннего выявления онкологических заболеваний. Такой откровенный, содержательный разговор полезен как для людей, облеченных властью, так и для общественности. В городах и районах сформировался хороший, боеспособный актив. В Курчумском районе, например, совет общественности намерен твердо отстаивать свою позицию по строительству моста через Бухтарминское водохранилище. Этот мост, в прямом смысле слова, должен стать «дорогой жизни» для жителей не только Курчумского района, но и для других отдаленных регионов, сообщение с которыми возможно только через паромную переправу.

– Какие еще проблемы находятся в числе первоочередных для работы Совета общественности?

– Конечно, это вопрос экологического состояния областного центра и промышленных городов и поселков региона. Комиссия по экологии нашего Совета – одна из самых активных. Сколько мы подготовили предложений, обращений в различные органы власти. К сожалению, к нам не всегда прислушиваются в министерстве. Я вообще считаю, что решение многих экологических вопросов нужно передать на места, в регионы. В самом деле, непонятно, почему чиновники в столице должны определять, например, разрешенный объем выбросов для предприятий – загрязнителей? Ведь дышать этими выбросами, этим воздухом будем мы, жители конкретных регионов!

В экологии накопилось столько проблем, что одним махом их не решить. Нужна единая концепция, комплексная программа. А у нас получается что? Имеется столько государственных органов, отвечающих за охрану окружающей среды, а действуют они по принципу – «кто в лес, кто по дрова».

Даже поэтапное, постепенное решение хотя бы части экологических проблем сразу помогло бы нашим жителям, сделало их жизнь более комфортной, здоровой и безопасной. Возьмем пресловутую проблему влияния транспорта. Почему она так остро стоит именно в Усть-Каменогорске? Ведь это не самый большой по количеству транспорта город в Казахстане. У нас насчитывается 102 тысячи автомобилей. Вся беда областного центра ВКО в том, что у нас совершенно нет транспортных развязок. И эта проблема не решается. Разве что по инициативе бывшего акима города Ислама Абишева построили развязку под Ульбинским мостом. Учитывая, что основное движение транспорта сосредоточено всего на нескольких улицах, в часы пик город просто встает в пробки. У нас средняя скорость движения – 9 километров в час, всего в 2 раза выше скорости движения пешехода! А в Алматы, где автомобилей в 5 раз больше, средняя скорость – 13 км/час. Парадокс? Никакого парадокса. Посмотрите, сколько в южной столице развязок! Развязки есть и в Семее. При одинаковой численности населения с Усть-Каменогорском там положение на дорогах значительно лучше, свободнее. А что такое пробки? Это значит, что в местах массового скопления автомобилей люди дышат вреднейшим веществом – бенз(а)пиреном! Даже если уложить плитку или асфальт в местах пересечения трамвайных путей – уже только это улучшит экологию. Водитель не будет переключаться на первую скорость, быстрее проедет этот участок, значит, меньше будет газа и копоти.

Если мы начнем решать проблему развязок, могу ответственно заявить – уровень загазованности в городе уменьшится на 10-15%. Развязки нужно делать, выделять для этого средства, если средств не хватает в местном бюджете – добиваться выделения траншей из бюджета республиканского. За 5-10 лет, если целенаправленно этим заниматься, мы можем закрыть эту проблему. А пока у нас оставляют желать лучшего даже действующие немногочисленные развязки. Так, к нам поступило обращение о неудовлетворительном состоянии виадука над железной дорогой на Самарском шоссе. Его сдали в эксплуатацию два года назад, и уже опоры начало размывать. Мы еще не занимались детально этим вопросом, поэтому я не могу ничего сказать. В чем причина – в ошибке проектировщиков, строителей? Будем разбираться.

Возьмем еще один вопрос, также относящийся к экологии. Это состояние нашей знаменитой и многострадальной речки Комендантки. Уж сколько на эту тему говорилось! Совет общественности сразу выступал за то, чтобы русло полностью засыпать, сделать на этом месте хорошую парковую зону. Мы проконсультировались со специалистами, которые подтвердили, что родников там нет. Но, к сожалению, к нашему мнению не прислушались. В итоге получилось то, что получилось. Совершенно неприглядная картина в самом центре города. А ведь это не только облик города, не только решение экологических проблем через создание рекреационных зон. Люди совершенно справедливо говорят о целесообразности расходования бюджетных средств. 518 миллионов потратили на вторую очередь реконструкции Комендантки, дошли до проспекта Независимости – и бросили! Наверное, лучше бы эти деньги потратили на возведение транспортной развязки. Столько средств затратили – а имеем ту же самую вонючую и стоячую воду, что и до реконструкции, только теперь в бетонном обрамлении. Совет общественности будет добиваться полного завершения реконструкции с максимальной пользой для города и горожан.

И таких проблем, решение которых даже на местном уровне могло бы повлиять улучшение экологического состояния города – полно. Нужно только их решать, ежедневно и ежечасно.

– Владимир Федорович, август отметился повышением цен практически на все продукты и товары. Произошло это еще до скачка стоимости бензина. Резко подорожала, например, продукция из мяса птицы, даже элементарные суповые наборы, которыми спасались семьи с низким доходом. Совет общественности информирует об этих проблемах руководство города, области?

– Не только информируем, но и пытаемся внести свой вклад в сдерживание цен. Руководство в курсе всех этих скачков цен. Аким области Бердыбек Сапарбаев на каждом еженедельном совещании повторяет свою главную задачу перед районными и городскими акимами – контролировать и удерживать цены. Но, к сожалению, реального механизма для этого у местной власти нет. Единственное, что можно сделать – это закупать некоторые первоочередные продукты в стабилизационный фонд, чтобы потом пускать их в продажу и влиять на ценообразование. Но набор этих продуктов невелик. Хлебопекам помогают мукой по льготным ценам, чтобы не было увеличения стоимости хлеба. Заключаются меморандумы с торговыми фирмами об ограничении торговой надбавки. Большое дело – проведение ярмарок, они помогают горожанам приобрести продукцию по сходной цене, но этого все-таки недостаточно.

Мы в Совете общественности считаем, что государство, все-таки, должно более активно участвовать как в процессе торговли, так и более напористо влиять на ценообразование. Конечно, не административными методами. Нужен мощный государственный, муниципальный сектор. Пусть это будет рынок. Но там должны быть цены, установленные государством. Там не должно быть места перекупщикам. Должен быть поставлен заслон этим паразитирующим структурам. Контроль за порядком на таком государственном рынке могла бы осуществлять и общественность. И пусть конкурируют в борьбе за покупателя государственный и рыночный, частный сектор. И в борьбе за поставщика. Только так можно повлиять на цены хотя бы на продукты. Вы скажете, что у нас уже есть муниципальный рынок. Да, есть, но я считаю, что свою роль он не выполняет. Если этого не сделать, то одними распоряжениями мы не сможем сдерживать цены.

А важнейшая составляющая роста цен – это тарифы на коммунальные услуги, стоимость топлива. Выросла цена на бензин – по цепочке идет повышение всего и вся. Подняли стоимость коммунальных услуг – та же цепная реакция. Наша комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству во главе со специалистом – экспертом Эдуардом Датчиковым постоянно работает над совершенствованием механизма ценообразования по коммунальным услугам, показывает все уловки монополистов по завышению тарифов, аргументировано доказывает возможность облегчения тарифного бремени для населения. Но, к сожалению, пока наши предложения и аргументы не находят понимания в агентстве по регулированию естественных монополий.

Дел много. Проблем много. Было бы очень хорошо, чтобы голос общественности был слышен по всем проблемам. Но не хватает сил. Вообще людей с активной гражданской позицией немного, к сожалению. А ведь именно наша принципиальная позиция, наше неравнодушное отношение к окружающей нас действительности, в конечном итоге может очень многое изменить к лучшему.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ