ИСТИНА НЕ В ВИНЕ...

Газета "Flash!"

Как и когда возникает тяга к спиртному или наркотикам? Какие профилактические меры и какого характера необходимо предпринимать в первоочередном порядке?



Лучше всего на эти вопросы может дать ответ психолог. Специалисты других направлений, конечно, могут много рассказать о формах и методах самого курса лечения, о применяемых ими препаратах и их эффективности. Но надо признать, что успешное лечение алкоголизма без знания причин болезни, её психологической подоплёки, вряд ли окажется полноценным. Оно лишь способно, как правило, снять на какое-то время остроту кризиса, но не изменить отношения человека к алкоголю. Чем глубже и тоньше психолог вникнет и поймёт побудительные причины пьянства, тем больше шансов быстрее вернуть больного в нормальное состояние. Иногда лишь одна беседа, что называется по душам, с психологом, способна перевернуть настрой человека и без применения всякой химии. Лучше всего о причинах алкоголизма и наркомании может рассказать специалист, и мы вышли на врача-психолога Облнаркодиспансера, Ольгу Львову.

– Ольга Георгиевна, так каковы же основные причины возникновения пристрастия к алкоголю? В чём искать объяснение такому проявлению человеческого слабоволия?

– Причины вроде бы у каждого человека индивидуальные, но в целом они всё же достаточно схожи, и искать их нужно, как ни покажется кому-то странным, в самом юном возрасте, а иногда, с позволения сказать, в утробе матери. Здесь важно выяснить на какой психологической основе проходило формирование личности человека, а процесс этот, как известно, начинается в материнском организме. Конечно, нельзя отбрасывать определённый процент генетического риска, предрасположенности к алкоголю на этой основе, но уверяю, это далеко не основной параметр распространения алкоголизма. Напротив, достаточно много примеров, когда у родителей-алкоголиков вырастают не пьющие дети и на оборот. Основные же причины связаны с нашим поведением и бытиём. Да, известный закон диалектического материализма «бытиё определяет сознание», ещё никто не отменял.

Так вот, склонность к употреблению различного вида психологически активных веществ, куда относятся алкоголь и наркотики, свойственна людям, которые испытывали в детстве и юности недостаток внимания и доверия к себе. Эти отношения формируются у ребёнка до 1 года, и от их недостатка происходит первый в жизни человека психологический сбой. Это как мина замедленного действия, взрывается не сразу, но почти наверняка. Далее, до трёх лет у ребёнка должна сформироваться базовая уверенность в себе, в этот период он должен почувствовать свою ценность и востребованность. Только при этих условиях ребёнок способен развивать в себе позитивный жизненный сценарий и у него начинает складываться соответственная картинка будущего.

Если по каким-то причинам, иногда почти незаметным на поверхностный взгляд, ребёнок лишён или обделён в формировании таких позитивных качеств, то велика вероятность замещения их другими, такими как: неуверенность в себе, чувство вины, собственной невостребованности в семье и в коллективе, завышенная или наоборот заниженная самооценка, слабо развитый механизм переживания неудач. Отсюда уже один шаг до обращения за помощью к алкоголю или наркотикам. Логика проста. Вы не видите моих явных или скрытых достоинств, привлекательных позитивных качеств? Я скован и неспособен завоевать авторитет? Тогда я восполню отсутствие этих качеств, простым и лёгким способом. Этого на первых порах должно хватить, чтобы заставить обратить внимание на себя. Ну а потом, когда отпадёт нужда обратить таким образом чьё-то внимание, исчезнет и потребность к алкогольному или иному допингу. Вот так, от несформировавшихся позитивных качеств, молодые люди обращаются за помощью к алкоголю. Понимая в какой-то мере, что это обманный путь к самоутверждению, тем не менее, успокаивают себя мыслью о том, что это временное явление, и у них, по мере обретения действительно необходимых для успешной жизни качеств, отпадёт необходимость прибегать к услугам алкоголя в любой момент. Да зачастую не тут-то было. Необходимые качества и комфортные условия обретаются со скрипом, а стать устойчивым центром внимания, авторитетным лидером, успешным и притягательным для окружающих хочется как можно быстрее, и маховик употребления только раскручивается, становится плохо управляемым, необузданным, приобретает протестные черты. Раз не получается по хорошему обратить на себя внимание и завоевать авторитет, значит к этому надо прийти через противопоставление «правильной» жизни и поведения, и собственной, негативной – «Моя подружка с центра, а я с окраины, она живёт примерно, а я неправильный».

Вот, конечно в общих чертах, один из путей к алкогольной зависимости по этапам её формирования. Основные предпосылки этого недуга закладываются в семье, в раннем возрасте. Поэтому необходимо постоянно отслеживать семейный климат и взаимоотношения. Ошибочно мнение, что если в семье ребёнок сыт и одет, то это достаточный критерий для успешного облика родителей. За всем этим зачастую прослеживается разрозненное проживание в такой семье, где каждый из родителей сам по себе, и дети не ощущают свою востребованность. Такие семьи больше похожи на сожителей, поглощённых собственным эгоизмом и узостью интересов, а это является главной питательной средой для отчуждения ребёнка. Затем дети из таких семей перемещают своё времяпровождение на улицу, где находят таких же себе подобных, «раненых» средой обитания. И за неимением жизненного опыта, собственного позитивного сценария жизни, навыков по преодолению неудач, становятся лёгкой добычей для алкоголя и наркотиков.

– Если беда всё же пришла, какие системные ошибки со стороны родителей наиболее распространены и как их не допустить? Что в этом случае необходимо делать?

– Первые пробы наркотиков и алкоголя и становление зависимости от них никогда не остаются только проблемой подростка, а всегда затрагивают всю семью. Реакция семьи зависит от внутрисемейного психологического климата. Эта реакция может способствовать прекращению проблемного поведения подростка или фиксировать психологическую зависимость, закреплять, провоцировать срывы.

Родители в настоящее время достаточно осведомлены о драматичности взаимоотношений человека с наркотиками и алкоголем, однако в целом для большинства из них типична реакция, что «их беда не коснётся». Поэтому в ответ на факт наркотизации или алкоголизации ребёнка, появления у него зависимого поведения на что- либо, у родителей, как правило, развивается реакция по типу «эмоционального шока», которая сразу делает внутрисемейные отношения особыми. В них нарастает конфликтность с непоследовательностью установок к ребёнку. На этой стадии родители могут драматизировать ситуацию страхом потери сына или дочери. Это усугубляется дефицитом информации о том, как действовать в подобной ситуации, куда обращаться за помощью, с кем обсудить возникшую проблему. Как правило, в этот период родители возлагают основные надежды на меры медицинского характера – «его надо лечить», не обращая должного внимания, «закрывая глаза» на затянувшиеся внутрисемейные проблемы. При обращении за помощью стараются избежать наркологического учёта.

Типично стремление родителей в этот период установить максимальный контроль над ребёнком, за его контактами. На короткий период времени это может оказать сдерживающее влияние, но после – родители терпят поражение. Подросток не может быть надолго изолирован от среды, в которой живёт: он должен посещать учебное заведение, встречаться со сверстниками, иметь время для досуга. Он стремится избавиться от контроля любыми средствами, включая обман, даёт неоднократные обещания прекратить…, но каждый раз находит «объективные» причины возобновления приёма алкоголя или наркотика, повтора проблемного поведения.

Родители начинают обвинять в проблемах своего ребёнка его друзей, школу и т.д. В причинах повторяющихся срывов видят и недостаточную компетентность медицинских работников, обвиняют подростка в слабости воли и плохом характере и отказываются от попыток решать внутрисемейную проблему, которая и привела (пусть даже косвенно) их ребёнка к зависимости. У матерей устойчиво формируется опекающая и потворствующая гиперпротекция с неуверенностью в правильности своих действий, что приводит к определённой зависимости от медицинских специалистов, на которых перекладывается ожидание в решении проблемы. У отцов закрепляется неустойчивый и противоречивый стиль отношений со стремлением выключиться из конфликтной ситуации с отвержением ребёнка и отрицанием его проблем. В таких застывших, неадекватных внутрисемейных отношениях заложен фактор срыва в периоде реабилитации, воздержания от употребления.

Родителям необходимо знать: решить проблему зависимости ребёнка можно только сообща. Страх обращения за помощью, оттягивая время, только усугубляет зависимость. Несовершеннолетние же в период эпизодического употребления находятся под наблюдением специалистов диспансера и на учёт не ставятся. В этот период специалисты могут дать чёткие рекомендации в специализированной наркологической и психологической помощи; дать информацию о методах контроля повторного приёма; уменьшить чрезвычайно эмоциональное, болезненное отношение родителей к возникшей проблеме; определить значимые «мишени» для психокоррекционной работы; помочь решить те семейные проблемы, которые, возможно, привели к зависимости их ребёнка.

– Так есть ли выход для тех, кто пьёт сейчас?

– Выход всегда есть! Причины злоупотребления спиртным могут быть разными, но для большинства они решаемы. Во-первых, необходимо само желание изменить свою жизнь, принять решение однозначного отказа от спиртного. Полумер быть не может. Необходимо пройти курс детоксикации и медикаментозной коррекции – вывести из организма токсины, снять или уменьшить тягу- желание выпить вновь. Для этого существует бесплатная или платная стационарная наркологическая помощь, анонимный кабинет. Центр временной адаптации и детоксикации (бывший медвытрезвитель).

Далее необходима психологическая и психотерапевтическая помощь. Часто нужна поддержка со стороны. Многие, имеющие страх срыва, в это время решают вопрос о «кодировании». Кто-то хочет «вшиться», кто-то – «закодироваться уколом»…, а кто-то «всё перепробовал, но ничего не помогло». Именно таким, сохраняющим желание жить без употребления спиртного и ищущим выход, хочется сказать: «Вы искали помощь извне, но не искали внутри себя. Возможно, Вам поможет метод кодирования глубинным воздействием на личность». Главным же остаётся желание. Желание самого пациента, а не его родственников.

– Благодарю Вас за плодотворную беседу, которая надеюсь, поможет кому-то взглянуть по-новому на известную проблему и облегчит путь к возвращению к здоровому, полноценному образу жизни.



Сергей МИХЕЕВ