ВОЛНА НЕ МОРСКАЯ, А ПРИВАТИЗАЦИОННАЯ

Газета "Flash!"

Руководитель управления финансов ВКО Лязиза Кенжетаева на брифинге для журналистов подтвердила сообщение о начале в стране новой волны приватизации. Теперь можно лишь спорить о том, какая по счёту эта волна за двадцать с небольшим лет — вторая или третья, но кардинально воздействовать на запущенный механизм новой приватизации уже не удастся.

Конечно, по ходу прохождения приватизационной программы в неё будут вносится различные уточнения и дополнения, особенно в отношении конкретных списков объектов, но не более того. Что же правительство мечтает обрести от новой волны?


По мнению правительственных теоретиков-экономистов, основной целью данной программы будет развитие конкуренции, которое окажет огромное позитивное воздействие на экономику государства. В ходе реализации данного процесса высвободится большое количество объектов и направлений для бизнеса, которые можно развивать через частное предпринимательство. При этом, параллельно с приватизацией объектов, правительство будет проводить работу по ограничению участия государства в тех сферах экономики, где присутствует частный бизнес.

Вся подготовительная работа к реализации приватизационного процесса завершена. Постановлением правительства утверждён комплексный план приватизации на 2014-2016 годы, определён перечень юридических лиц, подлежащих приватизации.

С целью обеспечения прозрачности и гласности процесса приватизации государственной собственности и активов, аукционные торги и коммерческие тендеры должны проводиться в режиме он-лайн на веб-портале Реестра государственного имущества. Кроме того, на портале должна быть размещена вся информация об объектах продажи (общие сведения по объекту, финансовые показатели, правоустанавливающие документы, стартовая цена и т.д.) и результаты торгов.

«При проведении приватизации правительство и местные исполнительные органы должны исходить из следующих принципов: абсолютная прозрачность работы, использование различных механизмов государственно-частного партнёрства» — заявил Глава государства Н. Назарбаев.

Местная исполнительная власть уже приступила к исполнению указаний правительства. Вот что сообщила Лязиза Кенжентаева:

— Принято постановление ВКО акимата от 16 июня 2014 года, согласно которому утверждён перечень организаций областной коммунальной собственности, подлежащих приватизации на 2014-2016 годы. Также определены критерии по выбору видов отчуждения областного коммунального имущества. Аналогичная работа проводится местными исполнительными органами городов и районов области.

В целом по ВКО подлежит передаче в конкурентную среду 60 организаций государственного сектора, из них: 13 предприятий, относящихся к областной коммунальной собственности, 39 предприятий в районах и городах области, 8 дочерних организаций АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Ертiс».

Данные организации относятся к сферам образования, развития языков, здравоохранения, физической культуры и спорта, обслуживания автомобильных дорог и жилищно-коммунального хозяйства.

Граждане, легализуйте свое имущество


На областное Управление финансов также возложены функции по мониторингу очередного раунда легализации имущества граждан.

В соответствии с законом РК «Об амнистии граждан РК, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК, в связи с легализацией ими имущества», процесс легализации начнётся с 1 сентября 2014 года и закончится 30 ноября 2015 года.

В городах и районах области будут созданы комиссии, куда граждане смогут обратиться с заявлениями и необходимыми документами для легализации имущества, принадлежащего им или полученного ими до 1 сентября 2014 года.

Легализации подлежат деньги, ценные бумаги, недвижимое имущество, оформленное на другое лицо, право на которое подлежит государственной регистрации, строения, находящиеся на территории РК, а также недвижимое имущество, находящееся за её пределами. Сбор за легализацию имущества в размере 10% будет взиматься при легализации денег, недвижимого имущества, находящегося за пределами Казахстана.

Конечно, жаль стариков и старушек, которые в очередной раз не поняв, что эта легализация их совершенно не касается, вновь будут давиться в очередях со своими домовыми книгами и техническими паспортами. Как это было при первой легализации. Правда, главный финансист области заверила, что власти проведут широкую разъяснительную работу через СМИ и объяснят населению, кому нужно идти на легализацию, а кому совершенно не о чем беспокоится, и исключат возможный ажиотаж и очереди. Правда, зная особенности психологии нашего населения, живущего в страхе перед очередными нововведениями власти, можно с уверенностью сказать, что немалая часть все-таки потащит свои документы на квартиры, дачи, сарайки и гаражи, чтобы лишний раз подстраховаться — как бы чего не вышло. А ведь эта легализация по большей части для людей весьма состоятельных, которые держат свои активы за границей. Власть старается вернуть эти средства, а таковых, по разным данным, сотни миллиардов долларов, хоть каким-то способом, в экономику Казахстана.

Бюджет и госзакупки


На брифинге также были озвучена дежурная информация по исполнению бюджета области к августу текущего года и данные мониторинга госзакупок. Краткие цифры по этим разделам таковы: текущие бюджетные областные программы исполнены на 99%, программы по развитию на 94%; из 878 запланированных конкурсов по госзакупкам, объявлено о 874, из которых по 817 конкурсам заключены договора.

Ситуация по конкурсам вносится на рассмотрение заседаний акимата, еженедельно представляется информация курирующему заместителю акима области.

Если приватизация проводится, значит, это кому-то нужно…


Конечно, осенью уже поздно продолжать дискутировать о полезности и эффективности правительственного курса на углубление приватизационного процесса, оформленного мартовским постановлением. Тем не менее, в понимании многих граждан само слово «приватизация» укоренилось в сознании как нарицательный термин, ведущий к деструктивным последствиям – росту безработицы, падению уровня доходов и зарплат, расползанию коррупционных процессов и т.д. Если первую волну приватизации в 90-х годах некоторые ещё оправдывают неизбежностью потерь при переходе на новый экономический путь и становление молодого государства, то чем мотивируется новая волна? За последние четверть века никто не доказал преимущества приватизационной рыночной частной экономики перед государственно-плановой. По крайней мере, на пространстве СНГ. Тем более, в тот момент, когда страна вошла в стабильное состояние. А ведь именно стабильности больше всего желают простые граждане. Только стали исправлять чудовищные последствия предыдущей приватизации – выкупать в госсобственность детсады, учреждения культуры, спорта, образования и т.д. И вот опять! Время доказало: переход к приватизации – это усиление коммерциализации, причём без очевидного улучшения качества услуг, скорее, наоборот.

Не далее как в начале лета, на одном из подобных брифингов, руководитель управления по развитию языков уже высказывал свои опасения по поводу приватизации центров по изучению государственного языка. Писал просьбы в правительство – не трогать приватизационным катком хрупкие, только отлаженные учреждения своего ведомства. Но правительство осталось глухим к подобным мольбам государственных людей.

Или возьмём проблему управления муниципальными территориями. Пока в перечень передачи в приватизационные списки не попали объекты управления делами акиматов. Напомним, что в Усть-Каменогорске филиалы управления делами городского акимата по сути являются комитетами местного самоуправления, ближайшими к людям органами власти. Они решают самые насущные проблемы населения города. С трудом представляется, как их можно приватизировать. В списке правительства они есть, в местном приватизационном списке – пока нет. Но это не факт, что волна приватизации их минует, недаром было заявлено, что перечень объектов будет корректироваться. Если всё же волна доберётся до этих объектов, то чем их восполнить? Тем более, что Закон о местном самоуправлении который год находится на рассмотрении и вряд ли появится в близком времени.

А если в перечень войдут объекты, находящиеся в ведомстве управления делами акиматов? С их транспортом, гаражами и т.д. Не получится ли так, что эти объекты попадут в руки «нужных людей», несмотря на всю декларируемую прозрачность, и бюджетные средства будут проводится через госзаказ на эти услуги? Вот будет «эльдорадо и клондайк» для коррупционеров.

Одним словом, как бы ни успокаивали население уверениями о безупречно прозрачной атмосфере с приватизационными торгами и их безусловной необходимости для эффективного использования государственных расходов, вопросов о необходимости этой программы много и сейчас, и, по всей видимости, не убавится в дальнейшем.

И еще один момент. Наверное, не зря грядущие процессы приватизации и легализации пройдут одновременно. Нажитые незаконным путем средства госчиновников и новоявленных капиталистов будут легализованы, и их можно будет потратить на приобретение государственной собственности.

Сергей МИХЕЕВ