Экология: образование и воспитание

Газета "Flash!"

Иртышский Департамент экологии по ВКО, областное Управление образования и Молодёжный центр «Кругозор» провели заседание круглого стола на тему: «Роль информации в развитии сотрудничества в сфере экологического образования».



Для участия в обсуждении вопросов эффективности распространения экологической информации, выработки рекомендаций по взаимодействию в сфере развития экологического образования молодёжи и культуры населения ВКО были приглашены представители государственных органов, журналисты, представители промышленных предприятий.

Участники заседания отметили, что в современных условиях экологическое образование должно быть не просто доступным для детей и молодёжи, но и способствовать качеству подготовки молодых специалистов любой сферы деятельности для создания экологических производств и экономичного использования природных ресурсов на бытовом уровне. Однако, как признали участники заседания, уровень экологической культуры населения и доступность экологической информации всё ещё остаются невысокими. Для определения факторов, способствующих изменению ситуации к лучшему, и шел разговор на заседании.

Общее мнение таково, что в экологическом образовании и воспитании населения, по- прежнему присутствуют разбалансированность усилий заинтересованных сторон. Нет цементирующего звена, способного стать становым хребтом в деле улучшения экологической обстановки. Каждая из сторон: государственные органы, производственный сектор, частный бизнес, НПО, СМИ, образовательные учреждения проводят собственные мероприятия в этом направлении, как правило, раздельно – в зависимости от своих возможностей, сил, средств, целей и задач. Отсюда недостаточная эффективность в этом вопросе, несмотря на то, что все из вышеперечисленных партнеров понимают и заинтересованы подъёме экологической культуры населения. Вроде сообща делается немало на этом поприще, но добиться коренного перелома по экологическому воспитанию населения, привести его к высоким международным стандартам пока не удаётся. Каким образом скорректировать взаимодействие всех сторон гражданского общества по этому вопросу? Вот несколько мнений.

Н.Сергеева, главный специалист Иртышского Департамента экологии по ВКО: «Главным связующим звеном между властью и населением должны быть СМИ, которые в своей деятельности могли бы не только освещать то или иное действие и работу власти, но и вместе с ней объяснять, искать и предлагать самим пути решения. Пока же население далеко не всегда доверяет СМИ, которые, в основном через государственный заказ, выражают официальную точку зрения. Поэтому население не видит себя, своего участия в экологических программах. Нужна системная работа СМИ по этому направлению.

Особое внимание нужно привлечь к экологическому образованию молодежи. Именно на её широкое участие в экологических программах необходимо делать ставку. Для этого надо формировать новое экологическое мышление у молодёжи, особенно на рабочих местах. Такая работа проводится и довольно активно, но ею как правило охвачены лишь крупные организации: «Казцинк», УМЗ, AES и некоторые другие, но на малых и средних предприятиях такая работа или не проводится вообще, или находится в зачаточном состоянии.

Другой острый вопрос – финансирование экологических программ, в том числе и средств массовой информации, освещающих или желающих принять участие в освещение экологических вопросов. К сожалению, отмечается сокращение финансирования. Это связано с тем, что если раньше часть средств, полученных через различные выплаты по охране окружающей среды, а также штрафы, поступала и на поддержку собственных программ, в том числе и в СМИ, то сейчас все эти средства идут в общий бюджет и зачастую расходуются на другие цели».

Т.Нетунаева, директор МЦ «Кругозор»: «Система государственного заказа по НПО всё более себя изживает. Финансирование по нему уменьшается, а желающих получить его не становится меньше. Поэтому пошла волна так называемого демпинга, когда некоторые организации, НПО берутся за заказ за очень небольшие деньги Но на такие суммы нельзя проводить системные, качественные проекты и все об этом знают или догадываются. Тем не менее, подобная практика по- прежнему процветает, дискредитируя срывами, малой эффективностью, как саму систему государственного заказа, так и отдельные направления и программы, относящиеся к экологической сфере. К тому же тендеры по государственному заказу начинают разыгрываться, как правило, только к марту, деньги приходят ещё позже. В таком случае, ни о каких системных, круглогодичных, долгосрочных проектах речь не может идти в принципе. И если все же такая работа проводится, то обычно за счет благожелательного отношения отдельных спонсоров, того же «Казцинка», например. Но таких спонсоров по пальцам пересчитать можно, да и других социальных спонсорских дел у них хватает, и не только экологических».

Н.Токарев, заместитель начальника управления образования: «Экологическое образование и воспитание через образовательную систему ведётся, хотя и в недостаточной, по современным меркам, степени. Государственный заказ в образовании направлен, прежде всего, на выполнение общего образовательного стандарта, с программами по обязательным предметам: физика, химия, биология и др. Отдельного обязательно предмета «экология» – нет. В значительной степени эта тема перекладывается на смежные обязательные предметы, прежде всего – биологию. В отдельных учебных заведениях ведутся факультативные занятия по экологии. Отсюда следует – если экология как предмет отсутствует в качестве обязательной дисциплины, то и не финансируется государством. Если всё-таки экологическая работа в школах ведется, то в большей степени за счёт инициативы и энтузиазма педагогических коллективов школ, в счет общешкольных мероприятий.

В ПТУ, колледжах также отсутствует в самостоятельном рассмотрении экологическое образование. Но даже эти ростки экологического воспитания, заложенные в детях в детсадах и школах, зачастую затаптываются сомнительным отношением к экологии родителями в быту, взрослыми на производстве. На бытовом, семейном уровне, как правило, систематическое воспитание по культуре экологии не проводится, значит, теряется и преемственность, и всесторонность экологического воспитания. Возможно, поддержка в экологическом образовании требуется взрослым не в меньшей, а даже в большей степени, чем детям. Научить взрослых, которые в дальнейшем стали бы такими же воспитателями детей наряду со школой, это могло в значительной степени поднять общую экологическую культуру населения.

Но как этого добиться? Возможно, нужно поднять роль органов местного самоуправления (МСУ) и не на самодеятельном, добровольном уровне, а на законодательном. Со всеми вытекающими оттуда правами и обязанностями, функциями и финансированием. Именно от чистоты и порядка в домах, дворах, подъездах и т.д. нужно поднимать экологическую культуру населения. Возложить в достаточной степени на МСУ, КСК, кондоминиумы прерогативу экологического воспитания, соответственно передав им дополнительные полномочия, ответственность и сопутствующие финансовые возможности. Поднимать экологию желательно с низового уровня, а не с управленческих государственных кабинетов».

Т.Зиновьева, директор по экологии AES: «Необходимо вводить обязательное экологическое образование на предприятиях, причем, любого масштаба и рода деятельности, с последующим подтверждением экологических знаний у сотрудников в ходе ежегодных аттестаций фирм и предприятий. При приеме на работу обращать внимание на знание экологических основ и навыков. Владеющим ими оказывать льготное поступление на работу или службу. Лишать аттестации и лицензирования предприятия и фирмы, не подтвердившие экологические требования или злостно их нарушающие. Все эти требования необходимо вводить в законодательном порядке и строго соблюдать уже сейчас, наряду с параллельным расширением сферы экологического образования на различном уровне».

Надеемся, что рекомендации и пожелания, высказанные на заседании круглого стола, будут приняты во внимание законодательными и исполнительными структурами государственной власти, что, в свою очередь, поможет скорректировать механизм взаимодействия всех заинтересованных сторон в сфере экологического образования и воспитания.



Владимир САХАРОВ