А У НАС ОПЯТЬ БЕДА, ПОВЫШЕНЬЕ СНОВА

Газета "Flash!"

Не успел я поплакаться насчёт стоимости окрошки, монолог о которой опубликованв прошлом номере газеты, как случилась новая ценовая напасть. Подорожал тот продукт, который относит к «потреблению мяса» добрая половина наших граждан – куриная продукция.И надо же оказаться мне таким «прорицательным экспертом», чтобы в том рассказе похвалить стабильность цен продукции местных птицефабрик.

Одно оправдание в свой адрес -в той статье отмечена тревога, «что, видимо, и эта форточка для людей скромного достатка может захлопнуться».Видимо, прочитав эту статью, производители и продавцы данной продукции решили исправить данное упущение в своей ценовой политики. Да с каким размахом! А правда, что они лысые что ли? Парикмахерам, видите ли, можно увеличивать цены ежегодно на 20-25%, молочникам тоже, а мы как при советской власти засиделись. Непорядок! И жахнули по ценам так, что у остальных поставщиков продуктов и услуг только рот от зависти открылся! Взлёт цен оказался стремительным, как весеннее наводнение. 10 дней назад набор килограммового супового набора из курицы, производства Усть-Каменогорской птицефабрики, стоил 170 тенге, через пять дней он же стоил уже 230 тенге, а ещё через пару дней улетел до потолка в 270 тенге! Полновесные 60% роста! Возможно, и это не предел. Паста из курицы с 230 тенге за килограмм превратилась в 350!

Может быть, еще кто-то другой, кроме меня, обратил на это внимание? Жду в прессе оправданий, комментариев, сообщений о ценовых куриных рекордах. Нет, тишина. Даже уважаемые мною газеты поместили свою дежурную сводку о динамике изменения городских розничных цен, посчитав излишним разбавлять свою статистику по овощам и ягодам даже запахом куриных яиц и ободранных куриных скелетов. И ведь даже по сравнению с рекордными 30% роста по черешне, «сезон на которую проходит», как справедливо указывают ценовые аналитики, рост, вдвое больший, на куриную продукцию, не вызвал почему-то резонанса?

В цивилизованных странах, в которых привыкли уважать клиента, то же происходят иногда ценовые коллапсы. Однако при этом делается максимально всё, чтобы как-то уменьшить горечь потенциальных покупателей. О повышении цен предостерегается накануне переоценки товара или услуги. Следует какое-то внятное объяснение этому. Если его не хватает, то печатают комментарии различных экспертов в СМИ. Затем следует учтивое извинение за причинённые дополнительные траты и так далее Только потом, когда все уже в курсе, вывешивают ценовые прайсы, на которых легко найти помимо самой цены и сведения о производителе товара, его контактный адрес, а также о фирме, реализующей данную услугу или товар. У нас этого нет и в помине. Всё грешат на «совковые» гены. Однако люди постарше помнят, как проходило повышение цен до перестроечной эпохи.

Январь 1977 года. По всем каналам СМИ сообщается правительственный текст о повышении цен на ряд услуг и товаров не первой необходимости – тарифа на такси, золотые изделия и так далее Само подорожание проходит официально только после этого. Даже, несмотря на некоторые спекулятивные издержки и ажиотаж на дорожающие товары. То же можно вспомнить про сентябрь 1981 года, с его поднятием цены на водку до 5,30 рубля за бутылку. Короче, даже вынужденно не популярную миссию можно как-то облагородить, не ожесточая психики потребителей.

Вот и в этом случае, хотелось бы узнать более открытую и полную информацию о происшедшем росте цен на популярную продукцию. Да, именно популярную – за неимением возможностей у доброй половины населения покупать более качественное мясо и мясные продукты. Теперь же в очереди слышится обречённый шёпот: «Отъелись, похоже, мы куриных шкурок, да настоящего бульона, пора опять на кубики «Маги» переходить, а какой с них навар?».

Есть ещё одно пожелание – к членам тех комиссий, будь то от власти, или от общественности, о стахановской работе которых по одолению ценовой гидры так победно рапортуется в некоторых СМИ. Хочется спросить у них – вы ходите на рынок или в магазин ежедневно, или только во время рейдов, слушок о которых всегда бежит впереди самих показательных мероприятий? Неужели вы не замечаете, что в нашем городе практически отсутствует дисциплина продаж? Пройдитесь не спеша по рядам овощных киосков на центральном рынке. В большинстве своём покупатель узнаёт о цене на продукт из уст самого продавца, или от неказистой бумажки, небрежно лежащей на груде овощей или фруктов. Оттого, что они такие убогие, выигрывают только продавцы. Именно они добавляют свою долю в конечную продажную цену. Ведь что такое по нынешним временам купить, скажем, кусок колбасы для какой-нибудь старушки, которая может позволить себе такое удовольствие раз в месяц. Эта старушка заходит в магазин, настоящей отпускной цены она, конечно, не знает, даже точно не помнит цену в прошлом месяце. Смотрит на прилавок, там 20 сортов, на одних висит подобие ценника, на других вовсе отсутствует. Ценового прайса, заверенного хозяином магазина, или тому подобного нет в помине, как и бейджика на груди разбитной продавщицы. Цена на колбасу кусается – от 1000 тенге и выше. Старушка привыкла с советских пор доверять ценникам, их ведь государство утверждает. Для тех, кто рисковал заниматься пересортицей, это было чревато большими неприятностями от ОБХСС. Конечно, и тогда грешили, но меру знали, как и возможное наказание. Вспоминается случай в ресторане «Иртыш», где в начале андроповской эпохи осудили официантку на 4 года за то, что обманула клиентов, посчитав отечественные яблоки за венгерские, более дорогие. Обсчёт более 80 копееек – и 4 года общего режима! С которого, кстати, она так и не вернулась, умерев при не выясненных обстоятельствах. Жестоко? Да! Но люди были уверены, что их не разводят на деньги!

Вернёмся к старушке в наше время. Она спрашивает цену у продавца, лишь доверяясь её честности. Нет, есть и такие в торговой среде, всех чернить неправильно. Но всё же гарантии в том, что продавец назовёт цену в 1200 тенге за кг, а не 1500, нет.


Вот купит старушка свои полкило и переплатит за него 150 тенге. Таких случаев сколько угодно и практически все они остаются безнаказанными, несмотря на мощный штат различных ведомств, должных осуществлять нашу безопасность на рынках и в магазинах от дополнительных поборов продавцов. Попробуй обратись со стотенговым обсчётом или обвесом. Можно, конечно, вернуть своё, но получив при этом массу унизительных комментариев и даже оскорблений от «пашущей на износ так, что некогда нарисовать ценник» продавщицы. Опять, вроде бы мелочи, но, учитывая, сколькими звеньями перекупщиков обставлена наша торговля, какие проценты подорожания набегают от посреднических фирм – выходят такие проценты накруток на товар или услугу, что даже удивляться нет сил. Большинство населения давно уже покорно смирилось с ценовым беспределом. Не верит оно и заверениям властей о их якобы бурной работе с ростом цен. Это как таблетка анальгина, которая не может остановить боль от неизлечимой болезни.

Иван БЕЗУТЕШНЫЙ