«Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан: право на охрану здоровья; предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; равный доступ к медицинской помощи; качество медицинской помощи; доступность, качество, эффективность и безопасность лекарственных средств; проведение мероприятий по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и здорового питания;
Итак, вы прочитали выдержку из Кодекса, и горды тем, насколько заботливо государство, и насколько высоки его гарантии в отношении вашего здоровья. Но, еще больше вы будете гордиться, когда узнаете, сколько различных организаций защищают ваши права в области здравоохранения. Мы решили проверить, реальный ли это повод для гордости, и посетили «круглый стол» по вопросу защиты прав потребителей в области здравоохранения.
За столом собрались сплошь люди серьезные: тут и заместитель руководителя Департамента по защите прав потребителей по ВКО, и начальник лечебного отдела Управления здравоохранения по ВКО, и руководитель Комитета контроля качества медицинской и фармацевтической деятельности по ВКО, и исполняющая обязанности главного врача «Станции скорой неотложной медицинской помощи» Усть-Каменогорска, а также представители общественных объединений по защите прав потребителей. Все они по-своему занимаются вопросами защиты здоровья и прав населения.
Итак, начинаются отчетные речи. С гордостью за страну мы выслушали, как был организован Департамент по защите прав потребителей, вобравший в себя функции различных органов, включая санитарное благополучие и курирование вопросов контроля за безопасностью пищевых продуктов, созданный в ноябре 2013 года. Очевидно, что с его созданием никаких проблем ни в больницах, ни в безопасности продуктов, ни с нашими правами теперь не должно быть. Правда, совсем недавно Усть-Каменогорск атаковали крысы, что вызвало сильный скандал, но это ничего – главное, что есть Департамент, и он нас защитит.
Управление здравоохранения всегда стояло и стоит на защите здоровья населения. Можно было бы долго описывать, как они гарантируют объем бесплатной медицинской помощи, как разъясняют права населения и так далее. Но, нас заинтересовали некоторые другие вопросы. К примеру, среди невежественного народа ходят разговоры о том, что людям в конце года отказывают в госпитализации. Мол, резервы исчерпаны. Управление здравоохранения знает точно, что такого нет – кому положено, того и положат.
Также среди народа ходят слухи, что в некоторых больницах города, при поступлении больных, не соблюдаются нормы Конституции о языках. Приносят листики только на государственном языке, и… подписывай. Как пояснили, это происходит, вероятно, оттого, что бланки закончились в самый неподходящий момент или кто-то забыл распечатать.
Обсудили мы и отсутствие в травмпункте, по проспекту Абая, санитаров. Нам пояснили, что там есть молодые девушки, но обычно всегда родственники помогают. А штатные единицы для транспортировки больных добавить не могут, так как штат утвержден приказом. Тем более, говорят, что если есть механизация (каталка), то совершенно спокойно можно катить ее и без всяких санитаров. А вот если человек одинокий, тогда поможет весь персонал. Хотя и всему персоналу (травматолог и две женщины), со слов руководителя от здравоохранения, бывает трудно переложить больного, весом 160 килограммов. Иногда к этому делу подключают даже водителей «скорой помощи». Что же, вполне логично, что санитары тут не требуются. Предполагаем, что невозможно и провести соответствующую процедуру, чтобы изменить приказ.
Проблема с очередями к участковому врачу связана, как оказалось, в первую очередь с неправильной организацией работы именно со стороны самих врачей и администрации СВА. Руководство должно научить врача, чтобы он успевал заполнять бумаги, выслушать пациента, осмотреть его и сделать назначение за 13-15 минут. Все компьютеризировано, оказывается, и в рецепт достаточно внести данные больного, чтобы его тут же, мгновенно, распечатать. Вероятно, те, кто столкнулся с очередями, просто не по тем врачам ходили или не в те кабинеты попадали. Оказывается, не может задерживать очередь и выписывание рецептов, так как оно производится отдельно от приема.
Нет в городе, как выяснилось, и проблем с талонами на прием к узким специалистам. Их выделяется достаточно, и любой может попасть на прием без проблем хоть в амбулаторный центр, хоть в диагностический центр.
А сплетни о том, что скрининги проводят фиктивно и некачественно всего лишь сплетни. Все проводят «от» и «до». Здравоохранение гарантирует. Странно, что негативные сообщения были у правозащитников. Включая сообщение о том, что человеку отказали в лечении в связи с возрастом, а также о том, что неправильно диагностировали заболевание. Наверное, это тоже либо сплетни, либо это были люди, неблагодарные государству.
У «скорой помощи» тоже нет особых проблем, как выяснилось. Все нормативы давно разработаны, утверждены, внедрены. Максимальный режим ожидания бригады – 1 час. Это по последней категории срочности. Правда, мы опять молчим о том, что надо уже отойти от советского норматива 1 бригада на 10 000 человек населения, и постепенно перейти на норматив по загруженности бригад. К примеру, если на бригаду в среднем за год приходится по 25-30 вызовов в сутки, то увеличить их количество настолько, чтобы этот норматив упал до 15-20 вызовов. И уже будет меньше нервотрепки, истощенности персонала, а также времени ожидания бригады, улучшится качество работы. Тем более, что обслуживается не только город, но и прилегающие поселки, куда и откуда только добираться приходится часами, а радиус обслуживания 40 километров. Кто мешает, наконец, инициировать разработку такого норматива?
Хотя многие люди недовольны тем, что им самостоятельно приходится носить своих родных в машину «скорой помощи», нам напомнили, что по Конституции мы ответственны за своих родных. Если человек одинокий, то врачи вызывают спасателей или полицию на помощь. И вообще, ориентироваться надо на мировой опыт, где люди носят своих родных и соседей в машину «скорой помощи», и ничего.
И, вообще, у нас 1 семейный врач полагается на 2 000 человек населения, на 900 детей – 1 педиатр, на 1 700 человек – 1 терапевт. А вот в Америке, к примеру, один врач обслуживает 4 000 – 6 000 человек. Может быть, пора уже и американские стандарты внедрить, чтобы нам зажилось еще лучше? А то, что же мы так, до сих пор тут не реформировались-то!
Кстати, в списке приглашенных «Станция скорой неотложной медицинской помощи» Усть-Каменогорска числилась, как коммунальное государственное казенное предприятие. Но, нам не рассказали, что она уже приобрела статус Коммунального государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, и уже успела «схлопотать» штраф в размере 20 МРП по статье 357-4 Кодекса об административных правонарушениях. Интересно, но статья звучит следующим образом: «Осуществление деятельности без перерегистрации юридического лица, филиала, представительства в случаях, предусмотренных законодательством, – влечет штраф на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере двадцати… месячных расчетных показателей».
Ранее, на наш запрос Управление здравоохранения ответило, что «изменение формы юридического лица производится на основании Государственной программы развития здравоохранения». Наверное, все развитие здравоохранения застопорилось на «скорой помощи». И вот, ее форму юридического лица изменили, и теперь здравоохранение шагнет широким шагом в будущее. Работа, как мы поняли из ответа, так и будет строиться на гарантированном объеме медицинской помощи, затраты на это так и остаются бюджетные, а платных услуг немного – всего 5, не связанных с экстренной помощью населению.
Ответили нам, что «после изменения формы юридического лица на КГП на праве хозяйственного ведения балансодержатель всего имущества не изменится». Однако мы заглянули в пару нормативных актов. Из них следует, что «Казенным является предприятие, обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления», и отвечающее по своим обязательствам «находящимися в его распоряжении деньгами». При этом, «казенное предприятие не отвечает по обязательствам государства», а вот «при недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Республика Казахстан или административно-территориальная единица средствами соответствующего бюджета». В то время как «Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не несет ответственности по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения», за исключением некоторых случаев. Не в этих ли нюансах (не отвечает по обязательствам и ответственность имуществом) скрывается необходимость сего преобразования? А иначе, зачем это было надо?
Ну, и, наконец, настала очередь Комитета контроля качества медицинской и фармацевтической деятельности по ВКО. Выслушав стандартное сообщение, мы только один вопрос им задали: какие меры они приняли к ТОО «Евромед», в отношении которого есть решение суда о том, что они установили у человека несуществующую язву? В ответ услышали про суд, и что гражданин получит все, что причитается по суду. А по мерам административного характера они только «дальше будут смотреть». Куда они будут смотреть или на кого они будут смотреть? И где находится в таком случае государство, если человек сам защищает себя в суде? Суд судом, а государство какие меры приняло, чтобы завтра такая ситуация не повторилась?
Все указанные нюансы это, видимо, чисто недовольство вечно недовольных людей. А мы в очередной раз с облегчением узнали, что со здравоохранением нам крупно повезло, и что нас защищают. Все остальное – один негативный факт на фоне всего положительного. Жить-то ведь становится все лучше и лучше….
От редакции: по приведенной ниже ссылке пользователи Интернета могут посмотреть отрывок из фильма, показывающий мнение образованных людей прошлого в отношении медиков. Хорошо, если оно не перекликается с нашим временем.
www.youtube.com/watch? v=jlSS2A0INZo&feature=youtu.be
Алексей Божков