КЛАДБИЩЕ «БЛАТНЫХ» - 2

Газета "Flash!"

В последние годы Семей бьет все рекорды по количеству своих кладбищ (их более десятка), которые располагаются почти по всему периметру города, но дело в том, что почти все они стихийные или по какой-то серьезной причине, закрытые. И ныне создалась парадоксальная ситуация – город окружен кладбищами, а хоронить можно лишь на одном. Конечно, это случилось не без стараний местных чиновников, правда, с подачи руководства лесного резервата «Семей – орманы».



Не так давно, принято было производить захоронения только на двух из них: на кладбище по Знаменской трассе, которое расположено на левом берегу Иртыша, а также на кладбище на правом берегу в бору на З-м километре по Павлодарской трассе, так как они были наиболее «узаконены». То есть там, как и положено, была налажена охрана, необходимое обустройство и проведены все нужные исследования на санитарно-экологическую безопасность. Получены официальные разрешения на производство захоронений. Следует отметить, что если ресурс площадей для захоронений на кладбище по Знаменской трассе весьма ограничен и даже, можно сказать, сейчас на исходе, так как оно находится в черте города и «зажато» со всех сторон предприятиями и железной дорогой, то в бору на 3-м километре по Павлодарской трассе, такой ресурс практически неисчерпаем, нужно только цивилизованно подойти к этому вопросу, согласованно обозначив реальные границы кладбища и огородить его по периметру.

Однако скудный городской бюджет и нескончаемая смена градоначальников не позволили это сделать вовремя. Этим воспользовались так называемые «короли леса», в миру – руководство резервата «Семей-Орманы» во главе с тогдашним директором Павлом Струковым, кстати, одним из тех под чьим, казалось бы «неусыпным» оком (в период их директорства), многочисленным лесоворам, все-таки удалось сжечь и разграбить лес на общей площади более чем в 130 000 гектаров!!!

Нисколько не заботясь о последствиях, новоявленный патриот лесной муравы (где он раньше-то был!) г-н Струков вдруг поднял вопрос о возвращении земель (каких-то 70га), где располагается данное кладбище, под юрисдикцию резервата, так как ныне, мол, они относятся к особо охраняемой лесной зоне. Немного погодя руководство ГЛР «Семей – орманы» подает иск в суд на администрацию города с требованием запретить захоронения на данном кладбище, так как из-за отсутствия ограждения, мол, начался стихийный самозахват земель особо охраняемой зоны под захоронения.

Суд, как вы знаете, у нас самый быстрый и справедливый, поэтому без особых раздумий решает удовлетворить данный иск и земли кладбища вместе с покойниками-самозахватчиками на законном основании переходят под юрисдикцию «Семей-орманы», как особо охраняемая зона. Кажется, все здесь по закону и справедливо. И это действительно так. Однако, на мой взгляд, здесь пострадала этическая сторона проблемы. При вынесении решения суд, по моему мнению, должен был прежде всего исходить из интересов населения города, а не только истца. Должен быть какой-то компромисс. Но, увы!

Во всяком случае, после вышеназванного вердикта суда, началось что-то непонятное. Прокурор дает предписание (не путайте с запретом) о несоответствии закону дальнейшей эксплуатации горемычного кладбища. Администрация города напугалась, и -почему-то срочно запретив захоронения, «со всех ног» бросилась искать альтернативу. И, конечно, быстро находит ее: заброшенное сельское кладбище, где-то в районе села Глуховка, в 18 км от города по той же Павлодарской трассе.

Что же представляет из себя новое пристанище усопших семейчан правобережья? Почему только правобережья? А потому, что другое (разрешенное) кладбище находится на левом берегу Иртыша, а многие горожане придерживаются суеверия – якобы покойника нельзя перевозить через реку, хотя местный православный священник отец Феодор однажды пояснил, что это не так.

Теперь касаемо нового кладбища – это обыкновенное деревенское кладбище, заброшенное, беспорядочно разбросанное, неблагоустроенное, без домика для смотрителя и рабочих, отсутствует охрана, и нет ограждения по периметру. Те, кто тут хоронил, говорят, что чувство такое, как будто они просто-напросто выбрасывают покойника. Более того, зимой к этому кладбищу иногда вовсе не пробиться, так заносит снегом дорогу. Приходится покойника пристраивать на любое кладбище. За что платят, говорят, кому положено, бешеные деньги. Все это спровоцировало всплеск стихийных захоронений. Теперь можно не удивляться, что подобные захоронения на запрещенных кладбищах города в последнее время стали обычным явлением. Более того, по словам смотрителя вышеупомянутого закрытого Старого кладбища, дело дошло до захоронений по ночам! Жуть! Ну не хотят люди «выбрасывать» своих покойников на, так называемое «Новое» кладбище, и все тут! В общем, сплошное кощунство и святотатство!

Интересно, кстати, куда смотрела (и смотрит) экологическая и природоохранная прокуратура? Или тот же санэпиднадзор? Ведь все знают, что на пресловутом «Новом» кладбище не были проведены, положенные в таких случаях, исследования на санитарно-экологическую безопасность. Не было замеров уровня грунтовых вод!

Что же касается Старого кладбища, то после суда оно практически стало бесхозным. «Семей-орманы», отобрав землю кладбища, начисто отказался от охраны покоя усопших. На радость вандалам ГП «Ритуал-сервис» тоже снял охрану. В результате, ко всему прочему, на погосте пышным цветом расцвел кладбищенский вандализм.

Сейчас, по некоторым сведениям, каждый день в нашем городе подвергаются разрушениям и разграблению от 10 до 20 могил. Особенно интенсивно разграблению подверглось вышеупомянутое Старое кладбище в бору. Недавно за одну только ночь здесь были разорены и разрушены более тридцати могил. Не трудно подсчитать, за какое время вандалам удастся сравнять с землей это горемычное кладбище.

Стоит сказать, что весь этот произвол и кладбищенские мытарства испытывают на себе, в основном, лишь простые или рядовые, скажем так, жители Семея. Сами же чиновники и люди с тугими кошельками, также игнорируя «новое» кладбище, продолжают спокойно хоронить своих, где хотят, в том числе и на закрытых кладбищах. Но в основном, конечно, хоронят они на запрещенном «элитном» Старом кладбище. Семейчане не зря назвали данный погост «кладбищем блатных».

Между тем, по просьбе ветеранов и жителей Семея, решением проблемы кладбищ занялись активисты общественной организации «Адамшылык». Они предложили: в связи с особой необходимостью, временно (на 2-3 года) разрешить захоронения на еще свободных площадях Старого кладбища, а за это время городские власти должны найти подходящий участок и построить современное действительно новое городское кладбище, как и положено в цивилизованном мире.

Так как «камнем преткновения» по-прежнему стоял вышеозначенный вердикт суда, активисты сделали запрос по этому поводу в правительство РК и получили письменный ответ от соответствующего министерства, что данный вопрос должен решаться на областном уровне и в устной форме (по телефону) им посоветовали сделать соответствующий запрос на имя акима ВК области.

С этой целью была создана городская комиссия, которая определила наличие свободных площадей внутри границ Старого кладбища, а затем был составлен соответствующий акт, который подписали все члены комиссии, кроме… председателя комиссии Толегена Даниярова, занимавшего тогда пост заместителя городского акима. Скоро его и вовсе сняли с должности. Новый городской аким, видимо, еще не дошел до этого вопроса, хотя пора бы кардинально решить данную проблему.

Спрашивается, доколе местные чиновники будут испытывать терпение семейчан? Впрочем, к чему волнения, терпение ведь у нас, как вы знаете, иногда бывает бесконечным.



Болатбек ТЕМЕРБАЕВ

член Союза журналистов Казахстана

г. Семей