Участники заседания экспертной комиссии по экологии Совета общественности ВКО по итогам встречи вынуждены были с грустью констатировать – сложившаяся ситуация с решением экологических проблем области и областного центра является ярким примером бюрократического отношения, прежде всего аппарата МООСВР (Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов) и других министерств РК, к этим просто кричащим проблемам.
В 90-е годы прошлого столетия по результатам двухлетней работы десятка солидных институтов и ведомств г. Усть-Каменогорску чуть было не присвоили статус «зоны экологического бедствия». Ещё в 2007 году Президент страны подписал соглашение с Международным Банком реконструкции и развития о реализации проекта «Восстановление окружающей среды г. Усть-Каменогорска». Но, лишь в 2012 году, после неоднократных обращений акима ВКО Бердыбека Сапарбаева в Правительство, принимается решение о создании республиканской комиссии по проблемам экологии ВКО.
Одновременно с республиканской комиссией областной акимат вместе с Советом общественности, Центром экологической безопасности, неправительственными организациями и филиалами ведущих партий создали на местах свои комиссии и организовали сбор предложений, в т.ч. от населения, по решению экологических проблем региона. В ходе обсуждения предложений, те из них, которые требовали решения на республиканском уровне, были переданы в соответствующие министерства.
Однако сегодня можно констатировать, что спустя два с половиной года даже по тем мероприятиям, которые прошли через сито отбора, ни по одному из них не принято конкретных решений. Получается, что экологических проблем у нас в регионе, по мнению министерств, нет. Но их хоть отбавляй. Вот наиболее острые проблемы, требующие значительных финансовых затрат для их разрешения.
Радиация
Мало того, что в Усть-Каме-ногорске размещено урановое производство на АО «Ульбинский металлургический завод», и население города подвергалось воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне до его закрытия, городу ещё досталось наследство оборонных предприятий в 60-е годы, отходы которых сливались в протоки рек Комендантка и Ульба. В последующем, из-за отсутствия должного учёта мест хранения отходов и масштабных строительных работ – по городу были развезены заражённые участки почвы. В настоящее время в Усть-Каменогорске насчитывается более 70-ти радиационных пятен, радиоактивность на некоторых из них достигает сотни микрорентген\ час. Областной бюджет выделяет ежегодно средства на захоронение заражённой земли, но на эти деньги получается ликвидировать лишь одно пятно в год.
Поэтому одной из главных проблем в работе республиканской комиссии была названа необходимость ликвидации радиоактивных пятен в Усть-Каменогорске. Для выполнения этой работы не нужна разработка проектов или проектно-сметной документации, поэтому вопрос от ВКО перед Правительством формулировался очень просто – оказать содействие в выделении средств из республиканского бюджета в размере 925,3 млрд. тенге. На рассмотрение была представлена от области бюджетная заявка, однако, МООСВР сделало всё, чтобы бюджетные заявки области не были поддержаны.
Контроль атмосферного воздуха
Одним из ключевых вопросов для Усть-Каменогорска является состояние атмосферного воздуха, отличающегося значительными выбросами вредных веществ металлургическими предприятиями, объектами теплоэнергетики, автотранспортом и частным сектором, с превышением предельно – допустимой концентрации по целому перечню вредных веществ.
В августе 2011 года в Усть-Каменогорске была внедрена региональная автоматизированная измерительная система экологического мониторинга (РАИСПЭМ) для контроля атмосферного воздуха. О ней рассказал директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков:
– Наблюдение ведётся на 9 постах химического контроля, содержание загрязняющих веществ на каждом посту измеряется по 6 ингредиентам. Данные поступают с интервалом отсчёта через 20 минут (до 72 замеров в сутки). Система работает устойчиво, кто с ней ознакомился – убедились в её полезности и высказали одобрение и необходимость в увеличении количества постов. Учитывая эту положительную оценку, акимат ВКО включил в перечень мероприятий конкретное предложение – оказать содействие в выделении 414 млн. тенге для внедрения аналогичных систем в городах ВКО: Семее, Зыряновске, Риддере, Шемонаихе, а также для увеличения постов контроля в Усть-Каменогорске. Однако МООСВР под разными предлогами не поддерживает ежегодно подаваемые бюджетные заявки ВКО.
Как-то это не вяжется с заверениями министра Нурлана Каппарова, которые он озвучил в марте 2012 года при посещении им Усть-Каменогорска. Тогда он заявлял:
– Мы будем помогать акиму ВКО, будем поддерживать все его проекты, которые он предлагает, чтобы реально улучшить атмосферу Усть-Каменогорска. Наша цель – выявить проблемы, которые не решались годами, и помочь акиму области быстрее их решить.
Пока что-то не видно, чтобы вверенное г-ну Каппарову министерство, хотя бы частично пыталось исполнить свои прежние намерения.
Огласите весь список
К другим экологическим проблемам, которые требуют безотлагательного решения, участники заседания отнесли:
Проблемы автотранспорта. Он становится главным загрязнителем атмосферы. Основная причина – низкое качество топлива и старый автомобильный парк. Сегодня во всём мире используется бензин марки ЕВРО -4 или даже 5, а у нас по-прежнему ЕВРО -2. Здесь решающее слово за Правительством. Нужно ускорять модернизацию нефтеперерабатывающих заводов РК или разрешить ввоз и продажу бензина ЕВРО -4. Стоимость последнего может достичь 200 тенге за литр. Но Правительство твердо держится за установленный им потолок цен на бензин в 115 тенге, пусть и несоответствующий современным экологическим нормам. Что касается автопарка, то более 80% автотранспортных средств в ВКО имеют возраст более 10 лет. Действенных мер по стимулированию обновления автопарка или переводу его на использование газа в виде топлива Правительством не принято.
Низкое качество угля месторождения Каражыра, добываемого на одной из испытательных площадок Семипалатинского ядерного полигона, где было произведено более 130 подземных ядерных взрывов. Этот уголь отличается высокой зольностью и низкой калорийностью, которые напрямую влияют на вредные выбросы в атмосферу ТЭЦ, малых котельных и печного отопления частного сектора. Необходимо строить обогатительную фабрику, но где взять необходимые 200 млн. тенге? Хотя для владельцев угольного разреза, получающих миллиардные прибыли от продажи такого, с позволения сказать, угля, такие средства – не проблема. Нужно только заставить их сделать это важнейшее для оздоровления атмосферы и оздоровления народа дело. Но, кто же их сможет или захочет заставить?
Очистные сооружения Усть-Каменогорска, которым более 50 лет. Только в этом году началась реализация весьма урезанного проекта их модернизации, который не в силах решить всех проблем с утилизацией ила и запахом, одолевающим в летнее время жителей правобережной части Усть-Каменогорска. Когда жара под сорок градусов, а в форточки и открытые балконы идет запах дерьма, жизнь кажется совсем мрачной. Даже лимонным ароматизатором, распыляемыми из пушки, пытались подавить этот запах, но бесполезно. Для качественной модернизации очистных сооружений необходимо дополнительно 2 млрд. тенге.
Город «оброс» свалками мусора, в т.ч. стихийными. «Голубая мечта» горожан по строительству мусороперерабатывающего завода откладывается из года в год.
Далее в реестр экологических проблем вошли менее масштабные, но по-прежнему актуальные вопросы по прокладке трассы централизованного отопления посёлка Аблакетка, что позволит закрыть многочисленные чадящие котельные.
Необходимо остановить моду на вырубки зелёных насаждений в городе, и еще многое другое.
В капусте – наше спасение!
После оглашения длинного перечня городского экологического неблагополучия, участники заседания приступили к выработке полезных предложений, призванных если не окончательно разрешить, то хотя бы смягчить ситуацию.
Понимая, что без активного вмешательства в наши проблемы Правительства, собственными силами разрешить ситуацию не представляется возможным, решили направить в адрес столичных ведомств очередное обращение с вышеперечисленными экологическими недугами региона. Все согласились, но с какой-то безысходностью. Вот и директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков посетовал:
– К кому и сколько раз мы только не обращались. Даже Президенту 3 письма отправили. Но в его канцелярии секретари, видимо, письма наши до сведения главы государства не доводят. Поэтому и нет на них ответа до сих пор.
Затем принялись за свою «голубую мечту» – мусороперерабатывающий завод. Вся загвоздка в том, что такой завод будет принимать только отсортированный мусор. Если же этого не произойдёт, завод окажется убыточным. Его ещё нет в природе и неизвестно, будет ли он когда-нибудь построен, но дискуссия на тему – как правильно организовать работу этого, пока виртуального предприятия – была нешуточной. Как и в любом уважающем себя философском споре, основная схватка произошла при разрешении вечного вопроса – что первично? Дух или материя? Одна партия призывала к первичному формированию бытовой культуры населения. Пропаганде среди жителей – через создание тематической программы по местному телевидению, выпуску обучающих буклетов, газетных статей и тому подобное – для постепенного воспитания городских масс к осознанной привычке сортировать семейный мусор. Вот когда осознают, тогда и завод можно строить. Другая партия настаивала, чтобы вначале был проведён тендер для закупки партии мусорных баков, отвечающих всем международным стандартам, а отладку процесса сортировки и загрузки в них можно вести параллельно. Для убедительности своей версии вспомнили пробный опыт в бытность самого неугомонного акима города – Ислама Абишева. Тогда эксперимент в чистом виде, проведённый в районе магазина «Электротовары» по сортировке мусора самими жильцами, потерпел крах. Пришлось ставить возле баков специально обученного человека с палкой-крюкой для сортировки. Аргумент простой – естественное осознание для сортировки можно ждать до второго пришествия, а к тому времени город по уши утонет в свалках. А вот «осознание» принудительное, через человека с палкой у баков и нормативные репрессивные меры – позволят и завод быстрее запустить, и «зёрна от плевел» научить народ отделять. Видимо поняв, что спор из-за отсутствия самого предмета спора – мусороперерабатывающего завода – бесперспективен, участники заседания перешли к выработке других полезных предложений, способных оздоровить население города.
Так, представитель ОО «Экосогласие» Татьяна Чернышёва справедливо посетовала на чрезмерно подорожавшие сорбенты в виде пакетированных порошков – с 480 тенге до 1000 тенге за одну упаковку, предложила каким-то образом воздействовать на совесть продавцов этого прежде копеечного товара и вернуть его доступность горожанам. А пока процесс взывания к совести будет продолжаться, посоветовала населению:
– Пить как можно больше бутилированной воды, принимать активированный уголь, не обращать внимания на возможные при этом запоры, больше времени проводить на дачах (конечно, если они есть), выезжать в субботу и воскресенье на природу.
И – главное! Употреблять в пищу много моркови и свеклы, конечно, если они не китайского происхождения (а только такие и продают на рынках)! И если придерживаться этих простых правил, то возможно и в Усть-Каменогорске потягаться с японцами в продолжительности жизни, где им до сих пор нет равных. А всё почему? Потому что они лидеры по потреблению моркови! Умудрённый практическим опытом в деле борьбы с завышенными ценами председатель Совета общественности Владимир Лопаткин предложил свой рецепт по доступности препаратов, очищающих и выводящих тяжёлые элементы из организма:
– Сорбенты – это та же глина. Завезти насколько самосвалов её и вывалить на площадь. Пусть народ бесплатно её берёт, а заодно и на капусту надо навалиться. Самая полезная вещь от угара.
В этом отношении Владимир Федорович не оригинален. Лет 14-15 назад состояние здоровья горожан изучал американский врач кипрского происхождения. Посетив местный рынок, и попробовав первый раз в жизни квашеную капусту, он пришел в полное восхищение. Купив перед отлетом в Штаты трехлитровую банку капусты, и тщательно записав рецепт квашения, он также дал свой совет здоровья: кефир и квашеная капуста.
Последние цитаты из выступления участников заседания по экологии мы привели не ради неуместной для данной темы сатиры или злого озорства. А лишь для того, чтобы читатели поняли, насколько безрезультатными могут оказаться все старания и труд уважаемых людей, пытающихся отстоять экологическую безопасность любимого ими города перед министерским равнодушием. Именно в этих совершенно искренних советах по употреблению капусты наиболее остро ощущается вся сегодняшняя безысходность в решении насущных экологических проблем нашего региона. Ведь наша судьба целиком зависит от отношения центральной власти. А когда на народ совершенно не обращают внимания, остаётся только одно – иронизировать над происходящим. Смех, он ведь тоже полезен.
Сергей МИХЕЕВ