Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного законодательства», направленный на приведение законодательных актов в соответствие с новым Уголовным кодексом Республики Казахстан и принятие мер по противодействию преступности, обеспечению общественной безопасности.
В текст закона внесены соответствующие поправки в отсылочные нормы в связи с дополнением двумя новыми статьями. В соответствии с гуманизацией уголовного законодательства из статьи 430 исключаются некоторые части с последующим закреплением в проекте кодекса об административных правонарушениях.
В целях гуманизации уголовного законодательства из санкций 45 статей исключена конфискация имущества как вид дополнительного наказания.
Новым УК ужесточается ответственность за экстремизм и терроризм, а также предусматривается криминализация деяний, способствующих распространению радикальных идеологий.
Уменьшается количество лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, за счет создания предпосылок для более широкого применения штрафов, исправительных и общественных работ, ограничения свободы.
Введены новые нормы, направленные на борьбу с организованной и специализированной преступностью, в том числе в сфере информационных технологий и медицины.
Новый Уголовный кодекс вызвал бурное обсуждение. Ряд общественных деятелей страны обратились по этому поводу к Президенту. Они обратили внимание на несоответствие некоторых статей нового УК Конституции и ратифицированным Казахстаном международным пактам и договорам.
Так, ст. 23 Конституции РК гласит «Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений»:
• в новом Уголовном кодексе РК прямо нарушается право граждан на свободу объединения. В него добавляется новая дискриминационная формулировка – понятие «лидер общественного объединения», как специальный субъект преступления. Это может привести к преследованию любых членов общественных объединений, особенно их активистов, на основании произвольных предположений об их лидерстве.
• Статья Уголовного кодекса РК «Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов» в связи с отсутствием ясного и недвусмысленного толкования понятий, содержащихся в этой статье (воспрепятствование законной деятельности, присвоение функций), предоставит возможность для недобросовестных чиновников трактовать любое справедливое требование общественности в лице членов общественных объединений как незаконное вмешательство в их деятельность и сведет на нет общественный контроль в стране.
• Использование в Уголовном кодексе РК данных понятий и статей, направленных против общественных объединений, будет способствовать подавлению любой критики в адрес государства.
• Статья КоАП РК «Нарушение законодательства об общественных объединениях» предусматривает возможность приостанавливать и даже прекращать деятельность общественного объединения за любое незначительное нарушение технического характера, и более того, позволяет наказывать общественные организации за любую законную деятельность, не определенную в уставе организации. Особенно это положение законодательства вызывает озабоченность в отношении религиозных объединений.
Вопреки ст. 20 Конституции РК «Свобода слова и творчества гарантируется»:
• в Уголовном кодексе расширены основания и сохранена санкция в виде трех лет лишения свободы за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая наказание до десяти лет лишения свободы и не исключающая привлечение к ответственности за распространение мнений, взглядов, убеждений и предположений. Договорные обязательства по Международному пакту о гражданских и политических правах в этой части не выполнены.
• В Кодексе об административных правонарушениях РК сохранены все чрезмерные санкции в виде приостановления и закрытия СМИ за нарушения технического порядка, что прямо противоречит как ст. 20, так и ст. 39 Конституции РК.
Вопреки ст. 16 Конституции РК «Каждый имеет право на личную свободу»:
• согласно нормам нового Уголовно-процессуального кодекса РК, задержанные подозреваемые не смогут в срочном порядке беспрепятственно быть заслушанными судом по поводу законности их задержания, как того требуют международные стандарты.
• В ряде случаев положение осужденных к лишению свободы, значительно ухудшено по сравнению с действующим уголовно-процессуальным кодексом.
• В принятом Парламентом УПК РК остаются противоречия между правом задержанных подозреваемых на немедленное и самостоятельное оповещение близких и положением, уполномочивающим следователя самому уведомить близких задержанного; при этом допускается отсрочка оповещения до 12 часов. Надзорный орган в лице прокуратуры уведомляется о факте задержания по-прежнему не сразу, а в течение 12 часов с момента составления протокола задержания. Задержанный не вправе уведомить о своем задержании защитника в момент задержания. Право на защитника у задержанного подозреваемого наступает с момента ознакомления его с постановлением о признании в качестве подозреваемого, т.е. не ранее чем через 3 часа после фактического задержания.
Вопреки ст. 17 Конституции РК «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию»:
• Сообщения участников уголовного процесса о пытках, согласно новому УПК РК, расцениваются не как заявления о преступлении, а как жалобы «на действия и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование». Нет независимого механизма расследования.
Это лишь небольшая часть выявленных представителями гражданского общества недостатков принятых кодексов. Авторы обращения просили наложить вето на данный закон. Но он вступил в силу. Ряд экспертов связывают ужесточение наказаний по деятельности общественных объединений, средств массовой информации, распространения сведений и мнений в Интернете, и по работе журналистов как реакцию власти на события в Украине, как своеобразную профилактику возможных «Майданов».
Если учесть, что готовится новый закон по регулированию деятельности неправительственных организаций, то понятно, что есть стремление взять под полный контроль все потенциальные «точки опасности».
По материалам республиканских СМИ и Интернета