С 1 апреля 2014 г., практически без официального объявления в СМИ и общественного слушания на всех городских маршрутных автобусах г.Семея автоперевозчиками – монополистами односторонне были отменены льготы на бесплатный проезд в общественном транспорте пенсионерам от 70 лет и старше, многодетным матерям, лицам, награжденным правительственными наградами.
Горожане, возмущенные таким беспределом, неоднократно обращались и устно, и письменно – через СМИ председателю ВКО филиала НДП «Нур Отан», акиму ВКО Бердыбеку Сапарбаеву, секретарю областного маслихата Григорию Пинчуку, депутатам областного маслихата с требованием – «Верните нам бесплатный проезд в общественном транспорте!».
Самовольную отмену бесплатного проезда пожилым от 70 лет и старше, особенно многодетным матерям, мы считаем кощунством, издевательством над людьми старшего поколения, нарушением наших социальных прав, не признанием наших трудовых и боевых заслуг. Это просто бесчеловечно, ведь большинство из пожилых людей нищенствует на минимальные и средние пенсии или пособия, а теперь оказались совершенно бесправными существами.
К сожалению, ответов они не дождались.
Но надо отдать должное перевозчикам за то, что они охотно приняли предложение общественного объединение «Поколение» (Петровская О.В.) сесть за круглый стол и всесторонне обсудить данную проблему. На встречу с ветеранами, представителями других общественных формирований города охотно пришли директора ТОО («Азия Соmbi) Владимир Филичкин и ТОО «Семавтопарк» Сергей Должников, дали обширную информацию о работе общественного транспорта, проблемах, возникших не по их вине.
– Я в течение 15 лет возглавляю эту транспортную организацию и столько же лет по своей личной инициативе предоставлял льготный бесплатный проезд ветеранам, не считаясь ни с чем, – заявил Владимир Филичкин. – Мы прекрасно понимаем и выполняем Указ Президента РК о социальной ответственности бизнеса. До 1 апреля 2014 года расходы от такой благотворительности составили 10 млн. 812 тыс. тенге. Вы воспринимали это как должное. И сейчас 226 человек бесплатно ездят на наших автобусах – детдомовцы, воспитанники интернатов и так далее Однако с 1 августа 2013 года остро стал вопрос о выполнении взятых конкурсных обязательств со стороны властей. Акимат обещал рассмотреть возможность предоставления дотации за перевозку на льготных условиях такой категории людей, но прошло 7 месяцев, обещание не было выполнено. Например, в Усть-Каменогорске принято решение о предоставлении целевой адресной помощи ветеранам, компенсируя расходы на их бесплатный проезд. Нашли же в городском бюджете определенные средства на эти благородные цели, а у нас этого нет.
Мы продолжили бы бесплатно возить наших уважаемых ветеранов, кому 70 и старше, тем более, многодетных матерей и сейчас, но отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог занял неправильную позицию. Суть дела в том, что именно ЖКХ вмешалось и нарушило схему маршрутов, только по его вине произошел рейдерский захват данных маршрутов, где появились еще десятки дополнительных единиц машин таксомоторного парка. В результате резко упал пассажиропоток, маршруты стали не рентабельными, то есть убыточными. Перевозчики письменно предупредили ЖКХ, что если эти машины не будут убраны с маршрутов, то вынуждены будут отменить все льготные проезды для ветеранов, вот и отменили. Наконец-то ветераны поняли и узнали всю правду: кто есть кто. Согласились, что до сих пор они напрасно обвиняли перевозчиков. Один из ветеранов даже резко выразился: здесь что-то не чисто, кто-то крышует эти дополнительные маршруты, значит, процветает в этой сфере коррупция, а в результате крайними оказались и пострадали ни в чем не повинные ветераны.
Более того, за все это время, оказывается, шла переписка между ЖКХ и перевозчиками. Даже на этой встрече, на глазах ветеранов, на высоких тонах произошла перепалка между зав. сектором транспорта отдела ЖКХ Гульнар Тенизовой и перевозчиками. Они обвиняли друг друга, что не было своевременных ответов на эти письменные обращения, чем были удивлены и возмущены все присутствующие на этой встрече. Если бы у них преобладал здравый смысл – этот вопрос можно было бы решить за 5 минут за круглым столом переговоров. Но, увы! Где же были наши доблестные депутаты городского и даже областного маслихатов, проморгали и властные структуры, почему не поправили ошибочную позицию ЖКХ?
Итак, коротко о сути этой абсурдной ситуации, возникшей по вине городских властей. Процесс конфликта интересов с ГУ « Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» г. Семей – далее отдел ЖКХ) длится с октября 2010 года, когда оба основных Перевозчика постоянно выявляли многочисленные нарушения при подготовке, проведении и подведении итогов конкурсов на право обслуживания городских маршрутов.
Например, в конкурсных предложениях от 17.06. 2013 г. Перевозчики не заявили о продолжении предоставления права бесплатного проезда пенсионерам в возрасте 70 лет и старше и многодетных матерей, награжденных государственными наградами СССР, Каз. ССР и Республики Казахстан за материнство. А кто за них замолвит слово поддержки! Потому что чиновники близко не подпускают не только прессу, но и представителей общественности присутствовать на тендерах.
По данным фактам Перевозчики с августа 2013 года неоднократно предлагали акимату города и его подразделению в лице отдела ЖКХ варианты решения данного вопроса, включая бюджетное финансирование по примеру г. Усть-Каменогорска. Данные предложения фактически остались без квалифицированного рассмотрения.
В итоге, не без помощи СМИ, был искусственно создан негативный образ двух основных Перевозчиков, якобы «гребущих все и вся» под себя. А ведь помимо льготных перевозок данные перевозчики оказывают благотворительную помощь по самым различным направлениям, в основном детям, на сумму более 10 млн. тенге в год.
Непонимание и игнорирование обращений Перевозчиков при явном противоположном лоббировании интересов других перевозчиков – ТОО «Таксомоторный парк» и ТОО «Семдортехника-2» привели к вынужденному отказу от предоставления с 1 апреля 2014 права бесплатного проезда пенсионерам и многодетным матерям.
При 80-90 процентной параллельности городских маршрутов, любое увеличение автобусов на одном маршруте неминуемо влечет снижение эффективности перевозок на другом маршруте;
Такое положение дел, утверждают перевозчики, привело к вынужденному сокращению количества больших местных автобусов на маршрутах, так как их содержание значительно дороже автобусов особо малого и малого классов.
Естественно, при отсутствии диалога и не квалифицированном управлении трудно рассчитывать на успешное решение каких-либо вопросов, в том числе и социальных.
Тем не менее, ветераны не просят, а требуют возврата к первоначальному состоянию перевозок, а перевозчики хотят коллегиально решить обоснованность тех или иных изменений условий тендера в рамках Закона.
Ветераны должны знать: причины отмены бесплатного (льготного) проезда лежат именно на совести руководства Отдела ЖКХ.
Положение может быть улучшено только при наличии взаимопонимания и совместных действий. Но пока этого нет, здесь, я полагаю, должны подключится прежде всего депутаты – слуги народа, наша общественность, ветераны- транспортники, у кого за плечами большой опыт работы в этой сфере, а также Совет общественности при акиме города- кто-то же должен поставить точку.
Владимир ПИГАВАЕВ
зав. общественной приемной депутатов областного маслихата, член Союза журналистов СССР и Казахстана. г.Семей