МЕДНЫЙ ЗАВОД

Газета "Flash!"

МЕДНЫЙ ЗАВОД ВЫШЕЛ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ НО ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА ГОРОД НЕ УВЕЛИЧИЛАСЬ

Более того, она уменьшилась. Об этом, парадоксальном, на первый взгляд, обстоятельстве специалисты «Казцинка» говорили еще в то время, когда существовал только проект строительства завода. В общественном мнении многих горожан эти заявления тогда вызывали усмешку – как же, построят еще один завод, а воздух станет чище! Кому вы сказки рассказываете!


Однако прошли годы, медный завод построен, введен в эксплуатацию. Только через три года он вышел на полную проектную мощность, и, оказалось, что «сказка» стала былью. Все факты говорят о том, что специалисты «Казцинка» полностью сдержали свое слово. По многим параметрам с введением в строй нового завода выбросы снизились.

Как такое может быть? Только за счет применения самых передовых технологий. Об этом рассказали журналистам заместитель главного эколога ТОО «Казцинк» Казтай Такеев и исполняющий обязанности начальника экологической службы Усть-Каменогорского металлургического комплекса Вадим Кушнарев. Примечательно, что пресс-конференция состоялась 6 июня, сразу после праздника – Всемирного дня охраны окружающей среды.

– Уже при проектировании завода все было нацелено на самое лучшее в мире оборудование и самые передовые технологии. Все продумано до мелочей, чтобы исключить любую дополнительную экологическую нагрузку на атмосферу города, исключить любую утечку, создать несколько степеней очистки газов, несколько степеней защиты, максимально утилизировать отходы, – говорит Вадим Кушнарев.

– Для производства меди применены прогрессивные экологически чистые технологии Isasmelt и Isaprocess австралийской компании Xstrata Technology. Плавильные печи полностью герметичные. Действует самая современная система пылегазоулавливания. Для очистки от пыли аспирационных газов медного завода построено локальное отделение пылеулавливания. Применяются лучшие пылеулавливающие вставные и рукавные фильтры германского производства и циклонные пылеуловители. В час перерабатывается около 1 миллиона кубометров пыли.

Газы медного производства с высоким содержанием диоксида серы (до 12%) полностью утилизируются с получением товарной серной кислоты. Для этого построена сернокислотная установка канадской фирмы SNS Lavalin. Она является также дублирующей ниткой для цинкового и свинцового завода. На УК МК действуют еще две системы очистки газов: классическая и «Хальдор – Топсе». Все три системы могут взаимозаменять друг друга. Управление осуществляется в автоматическом режиме. Схемы действий продуманы и запрограммированы до секунд. В случае нештатной ситуации сразу же осуществляется переход на резервную систему газоочистки. Персонал неоднократно отрабатывал схему действий в чрезвычайных ситуациях и готов к любому варианту. Но вероятность каких-либо форс-мажорных обстоятельств минимальная, никаких сбоев не должно быть. С лета 2011 года, с момента запуска медного завода, никаких нештатных ситуаций не было.

Не оказал ввод в действие медного завода своего влияния и на выброс тяжелых металлов. По этому показателю также идет неуклонное снижение. Если в самом начале реализации проекта выбросы твердых веществ составляли 274 тонны, то в 2013 году снизились до 195,8 тонны. Например, выбросы УК металлургического комплекса по меди составляют 0,15 от предельно допустимой концентрации (ПДК), а по мышьяку – 0,1 ПДК. УК МК выбрасывает 4% от всех выбросов тяжелых металлов по городу.

Ни одного грамма твердых отходов, образующихся на медном производстве, не подлежит складированию. Все отходы идут на переработку и утилизацию. Например, шлак вывозится специальным транспортом, 36 часов охлаждается, затем направляется на дообогащение на Зыряновский ГОК.

Никакого влияния новое производство не оказывает и на водные ресурсы. Для этого действует система водооборота. Это уникальная система. Ведь она состоит из четырех внутренних локальных систем. Получается, что на каждом агрегате, где применяется вода, есть своя система. Степень очистки составляет 99%. Вода, очищаясь, снова идет на нужды производства, без сброса в речной бассейн.

Особо Вадим Юрьевич остановился на системе контроля.

– У нас на территории установлены 16 датчиков. Есть такие датчики и за пределами заводской площадки. Контроль ведется непрерывно. На системе газоочистки Lavalin газоанализатор установлен прямо на трубе, поэтому оператор видит обстановку по выбросам в реальном режиме. Такие же анализаторы установлены и на трубах классической схемы улавливания газов, и на «Хальдор – Топсе». Так что теперь вся картина по газам отслеживается в реальном времени.

Кстати, при обсуждении горячей экологической темы в Интернете комментаторы часто выступали с предложением установить датчики на трубах. Теперь они стоят!


– Газоанализаторы будут установлены на всех трубах, – заверил Вадим Кушнарев. – А вообще, для большей объективности, 80% всех замеров у нас производят привлеченные организации. Только 20% замеров делают специалисты УК МК. Хотя по государственным требованиям только 10% замеров должны производить сторонние организации.

Конечно, тут же, по ходу, Вадиму Кушнареву был задан интересующий всех вопрос:

– Когда, наконец, заработает общегородская система контроля экологической ситуации, установленная Центром экологической безопасности? Ведь ее инициаторы говорили, что любой горожанин, зайдя в Интернет, сможет увидеть реальную экологическую картину по городу в данную минуту.

– Установить датчики – это только полдела. Чтобы эти показатели имели реальную силу, в том числе и юридическую, нужно было приобрести лицензию у московской фирмы, предоставившей оборудование. Средств для получения лицензии у Центра экологической безопасности не было. «Казцинк» оплатил недостающую сумму. Теперь вопрос решен. На недавней выставке возможности этой системы уже были продемонстрированы. Теперь дело за тем, чтобы донести все это до широких масс. Мы только заинтересованы в том, чтобы был реальный, постоянный контроль над экологической ситуацией в городе и был выявлен вклад каждого предприятия – загрязнителя. Именно персональная доля каждого предприятия в загрязнении атмосферы. Мы давно и пока безрезультатно ставим об этом вопрос. Может быть, новая система и поможет это сделать, развеет общий стереотип о том, что главным виновником всех экологических бед является «Казцинк».

Непременное условие безопасности – это квалифицированные кадры. Этому фактору уделяется самое серьезное внимание.

– Еще когда шло строительство завода, его будущий персонал отправился обучаться на аналогичное предприятие в Испании. Начиная с первых руководителей, вплоть до операторов. Они несколько недель поработали на том же оборудовании, которое сейчас действует у нас. Обучение осуществлялось и при шеф-монтаже медного завода. И сегодня, после запуска завода и выхода его на проектную мощность, мы постоянно проводим внутрикорпоративное обучение.

Заместитель главного эколога ТОО «Казцинк» Казтай Такеев особо подчеркнул, что в компании всегда работают по самым высшим экологическим нормативам, даже если экологическое ведомство вводит какие-то послабления по этим показателям.

– Например, когда Министерством здравоохранения были утверждены санитарные требования к атмосферному воздуху в городах и селах, то по диоксиду серы разрешенный норматив максимального разового содержания вырос сразу в 2,5 раза: с 0, 05 мг/куб. м. до 0,125 мг/куб. м. Но мы руководствовались в своей деятельности прежним нормативом. И всегда ориентируемся только на самые жесткие нормативы. Сейчас норматив по диоксиду серы вернули к прежнему показателю – 0,125 мг/куб. м.

Кстати, по другому важному виду выбросов в городскую атмосферу, к которому «Казцинк» не имеет отношения – по диоксиду азота – норматив увеличен в 2 раза: с 0,4 мг/куб м. до 0,85 мг/куб м.

Итак, каков же главный итог выхода медного завода на полную проектную мощность? Конечно, он в том, что экономика страны будет получать 70 тысяч тонн высококлассной меди качества 9999. Но не только в этом. Выбросы диоксида серы по УК металлургическому комплексу в прошлом году составили 22,9 тыс. тонн. А после завершения реконструкции свинцового завода (второй этап внедрения проекта «Новая металлургия») будут снижены до запланированных 21 тыс. тонн. А начинался проект «Новая металлургия» при 36 тыс. тонн выбросов диоксида серы. Если же вспомнить времена, когда «Казцинк» только пришел на свинцово-цинковый комбинат, то эта цифра составляла 69 тыс. тонн. Или 4 предельно допустимых концентрации.

По данным государственного мониторинга атмосферного воздуха – за последние годы содержание характерных для деятельности УК металлургического комплекса компонентов либо снижается, либо стабильно не превышает установленных экологических норм. Содержание в воздухе диоксида серы снижены с 1,9 ПДК до 1,3 ПДК. При этом в месяцы, когда влияние других крупных городских «вкладчиков» минимально (май-август, когда завершается отопительный сезон), содержание диоксида серы не превышает санитарной нормы в 1 ПДК. Степень утилизации диоксида серы на медном заводе составляет 99,8% (мировые нормативы – не ниже 99,1%).

В апреле этого года медный завод был полностью остановлен на плановый ремонт. При этом концентрация вредных веществ, характерных для деятельности УК МК, в атмосфере города не изменилась даже на 0,1 ПДК. Можно сделать вывод, полученный опытным путем – медный завод практически ничего не выбрасывает. После реконструкции свинцового производства уровень выбросов диоксида серы составит 1 ПДК.

Таким образом, поставленная «Казцинком» задача построить и эксплуатировать медный завод без увеличения воздействия на окружающую среду областного центра, полностью выполнена. Так что, чудеса, оказывается, бывают. И воплощают их в жизнь люди. Было бы желание.

Денис Данилевский