Иногда просто диву даешься – а зачем у нас вообще существуют государственные органы? На их содержание тратятся огромные бюджетные средства, миллиарды, десятки и сотни миллиардов народных тенге. Армия чиновников год от года все плодится и размножается. Уже и бывших детских садов не хватает, чтобы всех удобно рассадить. Совсем скоро в госорганах появится новая должность – советник по этике.
– Основная задача данного института – профилактика совершения этических и коррупционных правонарушений, консультирование госслужащих по вопросам антикоррупционного законодательства и служебной этики, – рассказал журналистам руководитель Департамента Агентства РК по делам государственной службы по ВКО Токтамыс Жумагулов.
Это же сколько «братишек и сестренок» теперь смогут кормиться на ниве этического воспитания госслужащих! Только в одном Усть-Каменогорске телефоны государственных учреждений занимают, чуть ли не половину телефонного справочника. И в каждом органе должен быть советник по этике!
Предлагаю ввести еще одну должность – советник по уму. А то, по большей части они принимают такие решения, что непонятно – то ли неучи работают во власти, то ли вредители.
Возьмем такую важную сферу, как государственные закупки. Вроде бы нужный механизм ввели. А как еще выбрать поставщика в условиях конкуренции? Только через конкурс. Но и тут наворотили таких дел, что во многих отраслях государственные закупки стали настоящим тормозом всякого развития. А действующие правила проведения госзакупок способствуют не только появлению, но и процветанию экономических паразитов.
В №8 нашей газеты за этот год мы рассказали о ситуации в таком виде деятельности, как вывоз медицинских отходов («Куда уходят медицинские отходы?»). На самом деле куда-то нужно девать использованные медицинские инструменты, шприцы, бинты, тампоны и прочее, а также, биологические отходы – ампутированные конечности, человеческие эмбрионы после абортов и так далее Требования здесь довольно суровые. Вывозить медотходы можно только на специализированном транспорте, а затем сжигать в особых печах по особой технологии при высокой температуре. Такие центры утилизации должны располагаться на удаленном расстоянии от жилых массивов.
Но, оказывается, что заниматься такой специфической деятельностью может, чуть ли не любой прохожий, имеющий статус юридического лица. И происходит такое безобразие благодаря действующей системе госзакупок.
Мы выяснили, что при проведении закупок способом ценовых предложений заказчик не может требовать у поставщика документы, подтверждающие его соответствие квалификационным нормам. Здесь действует только предложенная цена. И даже подавать в суд в данном случае абсолютно бесполезно.
Имеется Нормативное постановление Верховного суда РК «О применении судами законодательства о государственных закупках». Согласно этому постановлению «Действия заказчика по предъявлению требований к потенциальным поставщикам, участвующим в госзакупках способом ценовых предложений, о предоставлении каких-либо документов, удостоверяющих качество, технические характеристики товара, работ, услуг, лицензии являются необоснованными и могут толковаться в пользу поставщика в случае предъявления в суде требований о признании его недобросовестным поставщиком».
Если начать приводить все примеры абсурдности госзакупок, то не хватит газетной или журнальной площади. Вот еще несколько таких примеров. Уже много лет родители и педагоги били во все колокола, пытаясь объяснить чиновникам, что подобная система абсолютно неприемлема в такой сфере, как школьное питание. Низкая цена победителя госзакупок приводит к тому, что все питание сводится к элементарному «сухому пайку», или, в лучшем случае – пирожку или беляшу. Наконец, доказали. С этого года в школьном питании ценовые предложения наконец-то отменили. Теперь главное требование к поставщику – это квалификация и качество питания.
Другая важная сфера – ветеринария. Выяснилось, что в Восточно – Казахстанской области применялась некачественная вакцина против такого заболевания как ящур.
– Когда в одном из сел области зарегистрировали опасное заболевание, начали проводить срочную вакцинацию здорового скота, – рассказал начальник управления по надзору за законностью в социально-экономической сфере прокуратуры ВКО Рустам Шидердинов. – Однако заражение не прекратилось. Выяснилось, что не сработала вакцина казахстанского производства. Пришлось повторно прививать животных уже российской вакциной. Поэтому мы направили в министерство сельского хозяйства предложение отказаться от закупа вакцины по тендеру, чтобы главным показателем была не цена медикамента, а его качество.
Да что скотина… У нас люди страдают от некачественных лекарств, поступающих в больницы и аптеки по тендеру. Родственники онкологических больных просят, умоляют, требуют выписать импортные обезболивающие. Но врачи дают им рецепт на трамадол казахстанского производства. В лучшем случае этот препарат, который назвать лекарством язык не поворачивается, заглушает боль на полчаса. Австрийский трамадол снимает страдания на сутки. Но его покупают за наличный расчет сами больные. А бесплатно, в рамках госзаказа – берите казахстанские пилюльки. Конечно, в такой ситуации люди готовы отдать любые деньги, только чтобы помочь родному человеку. Так ведь все равно рецепт на импортный трамадол сразу не выдают. Сначала возьмите казахстанский. Потому что, как сообщили нам в официальном ответе – «В результате проведенного тендера управлением здравоохранения ВКО по запросу ценовых предложений предпочтение отдается отечественным производителям». Так зачем тратить миллиарды на покупку такого препарата, который совсем не помогает смертельно больным людям?! Впрочем, что это я такие наивные вопросы задаю!
Для кого принято решение, согласно которому заказчик не вправе требовать предоставления подтверждающих документов о соответствии поставщика квалификации? Получается, что любой индивидуальный предприниматель, зарегистрировавшийся на сайте госзакупок, может участвовать в любой закупке, проводимой способом ценовых предложений! Ставить очень низкую цену и побеждать! Побеждать, сидя дома на диване! А потом нанимать подрядчика, а такой все равно найдется, работа нужна всем. Подрядчик сделает реальное дело, а «паразит» получит свою, пусть и небольшую долю. Не применяя никаких усилий, кроме нажатия на клавиатуру компьютера.
Думают ли об этом разработчики законов и правил? Думают ли депутаты, голосующие за такие законы? Впрочем, чтобы думать необходимо наличие мозгов. А вот с этим у наших управленцев явный дефицит в пору всеобщего изобилия.
Впрочем, знатоки системы госзакупок могут мне возразить. Дескать, есть такой способ закупки – из одного источника. Тогда конкурс не проводится, заключается прямой договор. Сумма закупки не должна превышать 4000 МРП. Это довольно неплохая сумма. Но все дело в том, что заказчики практически таким способом не пользуются. Почему? Боятся обвинения в коррупции. Различные надзирающие и правоохранительные органы обычно ищут коррупцию именно среди таких довольно мелких закупок, на несколько миллионов тенге. Хотя, как правило, в таких закупках как раз никакой коррупции и нет. Если с такой мизерной суммы еще и «откат» отдавать, то на саму работу вообще ничего не останется.
Но на самом деле надзиратели «шарятся» именно в таких закупках. И прямой договор, без конкурса, может стать поводом поймать «коррупционера», показать свою работу. Поэтому чиновники подстраховываются, и выставляют на конкурс буквально все – вплоть до карандашей и стирательных резинок. Бывает сумма закупа и в 100 тенге. Это тоже еще один абсурд.
А что касается крупных закупок, в сотни миллионов, а тем более миллиардов – то это закрытая тема. Туда силовики и контролеры идут только по соизволению сверху. Если кто-то сунется в эту сферу сам – ему несдобровать.
Именно так получилось с бывшим акимом ВКО Жаныбеком Карибжановым. Напомним читателям эту историю. Вот выдержки из статьи «Прокурорская атака на Карибжанова» («Flash!», №7(130) 01.04.2008 г.).
«16 января 2007 года, через 4 дня после назначения Карибжанова акимом ВКО департамент строительства провел тендер на возведение ТЭЦ-3 в Семее на сумму 10 млрд. тенге. Столь большая сумма насторожила нового акима и он поручил проверить все обстоятельства этого конкурса. Выяснилось, что реально было выделено лишь 5 млрд. тенге, но конкурс решили провести сразу на 10. Кроме этого, не было проектно-сметной документации на строительство. Поэтому, согласно СНИПу, сначала нужно было проводить тендер на составление ПСД. Но организаторы «конкурса» торопились и объединили разработку ПСД и само строительство».
Самое интересное, что ни управление финконтроля, ни прокуратура области этих нарушений не заметили. Тогда аким обратился напрямую в Генеральную прокуратуру. Только после этого прокуратура ВКО внесла протест на итоги конкурса, а экономический суд отменил его.
Но просто так это Карибжанову не прошло. За этим тендером стояли очень влиятельные люди, уж очень хорошая сумма лежала на кону. И в ответ началась атака на руководителя ВКО со стороны бывшего прокурора области Хакима Кушкалиева. Стали «копать», ничего интересного не накопали, но в итоге Карибжанов все-таки ушел с поста акима области. Он вроде бы и защищал государственные интересы, но влез в высокую сферу. Ему не простили не столько эти 10 миллиардов, сколько его излишнюю активность и самостоятельность. Все, кто был причастен к этому получившему громкую известность тендеру, не понесли никакой ответственности. В худшем случае – ушли в «тень».
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ