Насколько мне известно, Казахстан ратифицировал международную Конвенцию против пыток. Поэтому, вроде бы, в нашей стране пыток не должно быть. Прочитав эту фразу, умудренный читатель грустно улыбнется и подивится наивности журналиста. Нет, уважаемые читатели, я не настолько наивен, что буду верить в то, что свято выполняются все принципы этой Конвенции. Все мы знаем о том, что творится в полицейских отделениях. Избиения, надевания на голову полиэтиленовых пакетов, издевательство над задержанными — сегодня уже никого этим не удивишь. И непонятно, кого больше боятся — преступников или правоохранителей.
Страшные факты о пытках в местах лишения свободы тоже уже не вызывают никакого интереса. Да что говорить об этих учреждениях! Издевательства, физические и нравственные унижения встречаются и в детских домах, и даже в домах престарелых.
А как вы думаете – оставить тяжело больного человека без лекарств – это пытка? Сомнений быть не должно. Безусловно, пытка.
С этого года граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Казахстане, лишены права на бесплатную медицинскую помощь в рамках гарантированного объема. В том числе – и на получение бесплатных лекарств для больных, которые имеют на это право. Перестали получать бесплатный инсулин и больные сахарным диабетом. А таковых, из числа граждан России, только в небольшом городе Курчатов более 30 человек.
В принципе, казахстанские россияне и не роптали. Не положено бесплатно, что поделать – значит, будем покупать. Но придя 1 января в аптеки, они узнали страшную новость: инсулина нет, и неизвестно, когда будет.
Что такое инсулин для диабетика – объяснять не надо. Это жизнь. Без инсулина больной диабетом каждый день находится под угрозой смерти. Почему же лекарство нельзя купить даже за деньги?
В управлении здравоохранения ВКО больным не дали вразумительного ответа. Не помогло обращение за помощью и в Генеральное консульство Российской Федерации в Усть-Каменогорске. Консул Сергей Анненков встретился с начальником управления здравоохранения области Вадимом Овсянниковым. Главный врач области посетовал на некую досадную накладку. Примечательно, что письменного ответа на обращение консула Овсянников так и не дал. Действительно, а зачем? Это всякие там Джоны Керри обмениваются посланиями с российскими дипломатами. А Овсянников – это вам не Джон Кери, и, тем более, не Кондолиза Райс.
Ну да ладно. Не дал ответ, пусть не дает. Значит, манера у него такая. Но ведь и вопрос не решался. Уже и весна пришла, а инсулина как не было, так и нет.
Обреченные на мучения жители Курчатова обратились к нам в редакцию. На наш запрос в облздраве ответ дали. Видимо, Овсянников все-таки помнит, что однажды мы добились получения письменного ответа через прокуратуру.
Так вот, выяснилось, что оставили смертельно больных людей без лекарства по причине разгильдяйства, безответственности и отсутствия элементарного сострадания к человеческой беде, которое должно быть у врачей, как говорится, в крови.
Зная, что с нового года бесплатная помощь будет оказываться только гражданам Казахстана, чиновники от медицины совершенно не позаботились о том, как же обеспечить лекарствами больных граждан других государств. А ведь тот же инсулин – это не аспирин. Лекарство отпускается только по рецептам, его нет в свободной продаже, поэтому нужно заблаговременно заказывать необходимое количество.
Далее цитируем ответ заместителя начальника управления здравоохранения ВКО Сергея Попова:
«Управлением с декабря 2013 года ведутся переговоры с поставщиками препаратов инсулина о закупе и обеспечении дополнительного объема препаратов инсулина розничной реализации пациентам, не имеющим гражданства РК».
Обратите внимание – с декабря! За месяц до нового года наши медицинские чиновники начали шевелиться. Зная бюрократическую машину, можно было сразу понять, что лекарства с нового года не будет! Пока получит письмо поставщик лекарств, пока он обратится к производителю препарата, а производитель – за границей, пока фармацевтический завод включит это количество в свой план, пока поставят, пока таможня, плюс всякие праздники, каникулы и т.д. Разве не знали медицинские светила, что бесплатные лекарства для не граждан Казахстан отменят? Знали. Разве не знали, как долго решается вопрос с поставками лекарства? Знали? Или вообще не подумали о «чужих» диабетиках?
Впрочем, разве впервые наши бюрократы от медицины забывают о страданиях больных? Они и онкологических больных оставляли без лекарств. Перед новогодними праздниками в некоторых поликлиниках закончились специальные бланки, на которых выписывают обезболивающие препараты для больных раком. А тут грянули длительные новогодние каникулы. И пока чиновники поднимали тосты за свою успешную жизнь, больные корчились в муках от страшной боли. От отчаяния они даже вышли в пикет к управлению здравоохранения. А потом начальник управления Ерлан Масалимов, как ни в чем не бывало, объяснил журналистам – мол, ничего страшного не произошло. Бланки перебросили из тех больниц, где их много, в те поликлиники, где их не хватало. Онкобольные оставались без лекарств всего несколько дней. Спокойно так говорил, удобно устроившись в мягком кресле.
А инсулин в розничную продажу поступил в Восточный Казахстан только в апреле. Диабетики – россияне, наконец, смогли приобрести свое спасение от смерти. В Курчатове лекарство продается в аптеке «Ромат». Без инсулина люди находились более трех месяцев!
Так что – проблема закрыта? Чиновники считают, что закрыта. Но они не ответили на главный вопрос, заданный в нашем письме в облздрав – кто виноват в том, что больные остались без лекарств, и кто понесет за это наказание? Естественно, наказания не понесет никто.
Сейчас много говорят о «бесчеловечности тоталитарного сталинского режима». Что бы ожидало чиновников, виновных в срыве поставок лекарств, в сталинское время? Такую ситуацию в те годы и представить было невозможно. Но если бы по чьей-то вине тяжело больные люди остались без необходимых препаратов, то виновного в лучшем случае ожидали бы лет 10 лагерей. А в худшем… А сегодня, выходит, что никто не виноват в страданиях людей. Так какое время более бесчеловечное?
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ