ВОДОЧНЫЕ РЕКИ,ДЕНЕЖНЫЕ БЕРЕГА

Газета "Flash!"

Налоговый инспектор сидит в удобном мягком кресле, смотрит на монитор. На картинке — медленно двигающаяся лента транспортера, а на ней сотни новеньких бутылок водки. По мере схода бутылок с ленты на мониторе меняются цифры, показывающие выход готовой продукции. Зоркое электронное око также следит за подлинностью акцизных марок, наклеиваемых на горлышко. Рабочая смена на спирто-водочном заводе заканчивается. Инспектор нажимает на клавишу, и умная машина сразу выдает ему результат — сколько за сегодняшний день должно поступить в казну акцизных сборов.

Такие суперсовершенные приборы учета предлагается установить на всех водочных заводах страны, чтобы в режиме on-line видеть всю картину производства алкогольной продукции. С этим предложением выступил в Мажилисе вице-министр финансов Ардак Тенгебаев, презентуя депутатам предлагаемые поправки в законодательство о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Но оказалось, что такие приборы уже есть. Об этом сообщила второй докладчик – заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей Гульнар Курбанбаева. И уже сейчас в режиме реального времени передаются все данные о количестве произведенной водки, вина, пива.

Выходит, что вице-министр и разработчики закона не в курсе? Но и заместитель главного предпринимателя страны не уточнила – все ли заводы оснащены такими приборами, да еще и с прямым выходом на портал налогового комитета. В Усть –Каменогорске такой системы точно нет. У нас впору разрабатывать средство для улучшения зрения налоговикам и финансовым полицейским. Наверное, только проблемами со зрением можно объяснить тот факт, что в городе уже почти 20 лет открыто и в массовых масштабах процветает торговля нелегальной водкой и спиртом.

Есть в Усть-Каменогорске спирто-водочный завод, сейчас это АО «Адиль», в городе называемый «винзаводом». Основано предприятие еще в 1902 году! Рядом, в нескольких десятках метров, располагается улица Колхозная. В частных домах на этой улице можно в любое время дня и ночи купить и водку, и спирт. Место известное всем жителям города и близлежащих поселков. Народ уже давно называет эту водку «Колхозкой». За водкой едут перед праздниками, свадьбами, днями рождения, по пути на Бухтарминское водохранилище. Какой же отдых без «Колхозки»! Первое время продавцы обязательно давали попробовать товар – не только наливали стопочку, зачерпывая прямо из фляги, но и заботливо предлагали солененький огурчик на закуску. Теперь такого сервиса уже нет. Необходимость в «промо-акции» отпала. И так уже все знают качество «Колхозки» — ничуть не хуже «магазинной» водки. Резко вырос и жизненный уровень продавцов. Если начинали они в стареньких, покосившихся домиках, то теперь на их месте настоящие хоромы в 2-3 этажа, заборы из белого кирпича, дворы выложены тротуарной плиткой. И сама торговля теперь идет не в сенях, а в настоящих торговых залах, чистых, просторных, светлых. Аккуратно стоят полиэтиленовые бутылки разной емкости. Покупателю не нужно вести с собой тару. Что самое поразительное – наливают продукцию теперь не из фляги, а из … крана! Откуда проложен спиртопровод? Неужели прямо с соседнего завода? Стоимость водки и спирта вполне приемлемая. В конце прошлого года литр водки стоил 240 тенге, литр спирта – 600 тенге. На порядок дешевле, чем в магазине, или даже на «оптовке». Поэтому народная тропа за «Колхозкой» не зарастает, и не зарастет.

Теперь обратимся к другим цифрам. По данным Департамента статистики ВКО за 2007-2012 годы выпуск водочной продукции в регионе снизился в 9 раз! Только в 2012 году производство водки по сравнению с предыдущим годом упало на 23,2%. Еще одна цифра, совсем обескураживающая: загрузка мощностей по производству водки составляет 0,4%! Водочные заводы загружены менее чем на полпроцента от своей мощности! А поскольку в Семее объединения «Семей су» и «Семей сусыны» еще несколько лет назад прошли процедуру банкротства, то главным водочным заводом области остается «Адиль». Из 598 человек, трудящихся в этой отрасли по всей области, 370 числятся в «Адиле». По официальным данным выходит, что завод фактически простаивает. Но при этом речь о банкротстве не идет. Завод работает, утром к проходной идут работники, вовсю коптит заводская котельная. На 0,4% совсем не похоже.

Может быть, у нас стали меньше пить? «Серьезной социальной проблемой является рост потребления алкоголя, значительные масштабы бытового пьянства, особенно в молодежной среде. Эту проблему усугубляет беспрепятственная и повсеместная продажа крепких спиртных напитков в розницу и на розлив. Всего на профилактических учетах органов внутренних дел состоят 10 920 лиц, признанных больными алкоголизмом». Это строчки из программы профилактики правонарушений в ВКО на 2011-2013 годы. По данным департамента внутренних дел области 14% всех преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. А по количеству лиц, состоящих на учете с диагнозом «алкоголизм», Восточный Казахстан занимает второе место в стране – около 33 тысяч человек. Так что пить меньше явно не стали.

Официальные структуры катастрофическое снижение производства местной водки объясняют конкуренцией и обилием привозного спиртного. Действительно, полки в магазинах забиты самой разнообразной водкой, произведенной в разных городах и странах. Но стоит понаблюдать на улице Колхозной хотя бы час, чтобы сделать уверенный вывод – по уровню продаж «Колхозка» среди явных лидеров. Народ выносит по 3-4 пятилитровых фляги, никто не выходит с обычной «полторашкой». Судя по тому, что приезжают на Колхозную и на «жигулях», и на «москвичах», и на «Лэнд Крузерах», потребляют «Колхозку» люди самого разного достатка и положения. Выходит, что колоссальный объем спиртного продается нелегально (но при этом абсолютно легально!), и бюджет теряет колоссальные средства!

Кстати, о бюджете. Обращает на себя внимание сокращение прогнозных показателей по сбору акцизов. Судите сами: по данным акимата г. Усть-Каменогорска в 2010 году планировалось собрать 24,4 млн. тенге акциза по спирту, а в 2011 году – уже всего 6,5 млн. В 2012 году – 12,1 млн.

Акциз по водке и пиву: 2010 г. – план 104,5 млн. тенге, 2011 г. – 92,5 млн., 2012 г. – 89,7 млн. В 2013-2014 годах сбор по акцизам предусмотрен в сумме 254 млн. тенге, но это общий сбор со всех подакцизных товаров, сложно сказать какова в этой сумме доля водки и спирта. Получается, что власти города не принимают никаких мер для того, чтобы увеличить поступления в бюджет! Так вот они, доходы, на улице Колхозной! Но власть предпочитает снимать последнюю шкуру со своих граждан, поднимая налоги на землю, имущество, транспорт, вводя страховую медицину, увеличивая пенсионный возраст и т.д. и т.п.

Уже много лет я наблюдаю за ситуацией с торговлей спиртным на улице Колхозной. Еще в 2007 году налоговый комитет в ответ на наши запросы сетовал на конституционный принцип неприкосновенности жилища. Цитирую: «Данная норма Основного закона запрещает налоговому инспектору проводить проверку в жилом помещении без согласия налогоплательщика, а такого согласия ни один налогоплательщик не дает».

Еще одно препятствие: «Доказательством факта реализации спирта и алкогольной продукции является контрольный закуп». А это уже оперативно-следственное мероприятие, и проводить его могут только правоохранительные органы! Вот беда – никак не могут налоговики подступиться к нелегальной торговле водкой! Законы, понимаете ли! А налоговики у нас свято чтят законы.

А что же полиция? В том же 2007 году финполиция также посетовала на несовершенство законов. Дескать, для того, чтобы возбудить уголовное дело, нужно сделать контрольный закуп на сумму более 100 МРП, на сегодняшний день 182 500 тенге. Это же сколько нужно водки за один раз купить, да и где деньги брать? При этом, несмотря на такие трудности, «специалистами налоговых органов совместно с сотрудниками ДБЭКП по ВКО регулярно проводятся рейдовые мероприятия». В 2007 году нам сообщили аж о двух таких рейдах – 6 и 23 ноября. А всего было выявлено целых «7 фактов незаконной реализации спиртоводочной продукции». И продавцы получили суровые наказания – на всех вместе им были присуждены штрафы на сумму 7646 тенге, чуть более чем по тысяче на брата! Прямо драконовские штрафы!


В 2012 году городской акимат также сообщил о том, что «мероприятия по пресечению нелегального оборота алкогольной продукции по ул. Колхозной налоговым органом проводятся постоянно». И таких «постоянных мероприятий» было также целых два: 12 января и 29 сентября. О размерах штрафов власти не сообщают.

Наконец, в этом году финансовая полиция объявила «крестовый поход» против продавцов нелегальной водки. Именно так финполицейские заявили на брифинге. Какой же результат «крестового похода»? Два продавца оштрафованы на 20 МРП, что составляет 37 тысяч тенге. Да, действительно, «беспощадный крестовый поход»!

За эти годы ни один государственный орган не задался вопросом: а откуда у продавцов водка и спирт? Да еще в промышленных масштабах! Наверное, не составило бы особого труда проследить – как возникают реки нелегальной водки. Почему торговля процветает именно по соседству со спирто-водочным комбинатом? Кто организует всю эту цепочку, кто контролирует? И, наконец, кто хозяин или хозяева этого бизнеса?

Можно все это узнать и прикрыть водочную мафию, ударив по ее голове? Ведь продавцы – это конечное звено, и получают они одну сотую процента от водочных доходов. Хотя и этого хватает на хоромы. Но, разбираться в этих вопросах ни один силовой и правоохранительный орган не будет. Потому что, как говорится, так «можно далеко зайти». Судя по тому, что бизнес процветает десятилетиями на глазах у всех, и его никто не трогает, за ним стоят такие влиятельные люди, из касты неприкосновенных. Ведь доходы от нелегальной торговли водкой, наверное, не уступают торговле наркотиками. Горожане хорошо помнят, как в лихие 90-е шли кровавые разборки вокруг «Адиля». Со стрельбой и трупами. Были покушения на лиц, причастных к этому предприятию. И неудачные, и удачные. А закончилось все убийством в кафе «Летний сад». После этих выстрелов все затихло, видимо, борьба за передел сфер влияния водочного бизнеса завершилась. Вот что сообщалось об этих страшных событиях: «Два покушения на руководителей АО «Адиль» — действующего и бывшего — взбудоражили весь город. Тогда говорили о водочной мафии и о дележе рынка алкогольной продукции. В уютном кафе «Летний сад» под перекрестным огнем погиб Оесжанов — генеральный директор известного в области водочного завода. Еще два его заместителя были ранены. Заказное убийство было раскрыто только в 2001 году, и до сих пор двое подозреваемых находятся в розыске.

Эта трагедия произошла летом 1997 года, а 9 декабря покушение было совершено на жизнь другого руководителя все того же злополучного «Адиля» — Шакарима Буктугутова. Правда, в тот момент он занимал совершенно другой пост — государственный. Был заместителем акима города Усть-Каменогорска.

Спасла его реакция — выйдя на работу без десяти девять утра, на площадке первого этажа Шакарим увидел пистолет Макарова, недвусмысленно направленный на него, нагнулся, забежал в лифт, и… пуля сбила шапку, только задев по касательной его голову. С этим нетяжелым ранением он и попал в больницу. Несколько месяцев после этого его охраняли сотрудники полиции, но повторных попыток убийства не было». Убийство в «Летнем саду» было раскрыто, но наказаны только исполнители, а дело о покушении сдали в архив.

Немудрено, что шла такая ожесточенная схватка. Значит, было что делить, за что биться, и за что убивать. Победил более могущественный. И сегодня этот могущественный безраздельно господствует.

Аким ВКО Бердыбек Сапарбаев на каждом совещании дает поручение – увеличить поступления в бюджет. Использовать любые возможности. Сейчас вот взялись за тех, кто сдает квартиры в аренду. Говорят, что если такие «бессовестные» хозяева зарегистрируются в налоговых органах, то с десяток – другой миллионов в казне прибавится. А вот на вопрос о торговле нелегальной водкой глава области ответил очень уклончиво:

— Эту работу проводят правоохранительные органы. Снижение есть, но проблема остается. Наводить порядок с теневым оборотом алкогольной продукции нужно совместной работой общественности и правоохранительных органов. Народ же знает, кто продает нелегальную водку. Если бы они давали эту информацию, то силовикам было бы легче пресекать эту деятельность. Что касается продажи спиртного конкретно по улице Колхозной, то ДВД дано поручение разобраться, они занимаются этим вопросом.

А какая еще информация нужна силовикам? И так все известно. Место встречи изменить нельзя – улица Колхозная.

Так что – остается надеяться на чудо – приборы, о которых рассказал вице-министр финансов? Или на всеобщее обязательное декларирование доходов? Конечно, можно не сомневаться, что водочные короли запишут в декларацию всю правду о своих доходах, о водочных реках и денежных берегах.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ