Наш прогноз о том, что вопрос о повышении стоимости проезда будет только затянут во времени, полностью оправдался. Страсти кипели еще в конце января – начале февраля. Но 11 февраля грянула девальвация. И чтобы не накалять градус общественного мнения, временно вопрос отодвинули.
Обо всех нюансах по стоимости проезда мы сообщали нашим читателям еще 30 января в статье «За что платят пассажиры автобусов?». Итак, с тех пор прошло почти три месяца. Страсти вокруг девальвации улеглись, народ привык к новым ценам на продукты и товары. К тому же, начался дачный сезон. Тысячи горожан отправились на свои огороды, и, загнувшись над грядками в интересной позе, куют свое продовольственное благополучие. Короче, пошло расслабление. А скоро листики зацветут, сирень начнет благоухать… Самое время для повышения.
О том, как проходил заключительный этап решения этого вопроса рассказывает председатель общественного объединения «Поколение» Марина Соловьева:
– Я входила в рабочую группу по обсуждению стоимости проезда. Согласилась войти в ее состав, чтобы попытаться убедить и перевозчиков, и руководство города подойти к этой проблеме очень ответственно. Почти четыре месяца я безуспешно добивалась, чтобы автотранспортные компании показали свои доходы. Так и не добилась. На все заседания они приносили только расчеты расходов. А доходы, это, оказывается, коммерческая тайна.
Кстати, редакция также задавалась этим вопросом. Ведь даже трудовые взаимоотношения в автотранспортных компаниях остаются тайной за семью печатями. Есть сведения, что водители в автопарках не числятся в штате, а работают как индивидуальные предприниматели, выплачивая владельцу автопарка ежедневную арендную плату. Если это так, то расчеты кардинально меняются. В таком случае владельцу не нужно платить подоходный и социальный налог, а также социальные отчисления. Это делает сам водитель, получив статус индивидуального предпринимателя. А сумма аренды (называют разные цифры, вплоть до 50000 тенге в день с автобуса) каким-то образом закладывается в стоимость билета! Эту информацию нам не подтвердили, но и не опровергли. В городском акимате на этот вопрос не ответили. Хотя, на странности в расчетах перевозчиков мы обращали внимание еще в январской статье. Приведем только один фрагмент: «Между тем, нестыковки в приведенных транспортными компаниями цифрах, видны невооруженным глазом. Не нужно быть великим экономистом, чтобы увидеть эти противоречия. Так, например, приведены данные по уплате налогов. ТОО «Рост» заплачено за 2013 год 3 106 814 тенге обязательных пенсионных взносов. Как вы знаете, пенсионные взносы составляют 10% от зарплаты. Выходит, что общий годовой объем зарплаты в ТОО «Рост» составляет чуть более 31 млн. тенге. Между тем, в приведенных расчетах на повышение стоимости проезда экономисты ТОО «Рост» указывают затраты на зарплату водителей и кондукторов только одного маршрута №60 в сумме 60 млн. 725 тыс. тенге, при средней зарплате водителя в 81300 тенге, а кондуктора – 50300 тенге. Получается, что только по одному маршруту №60 должно поступить пенсионных взносов более 6 млн. тенге, а у них по всему предприятию поступило всего чуть более трех миллионов! А маршрутов ТОО «Рост» обслуживает 13 городских, 2 – пригородных и 3 – микроавтобусов. Как так может быть? А такая ситуация и может быть, когда водители юридически являются индивидуальными предпринимателями и сами уплачивают пенсионные взносы и социальные отчисления. А непосредственно в ТОО зарплату получают только административные работники».
Кстати, после той статьи в редакцию позвонил директор ТОО «Рост» Мурат Сандыбаев и потребовал не только опровержения, но и извинений. Я попросил его обратиться официально, а также предоставить все данные по экономике предприятия. Больше звонков не было, официальное письмо, и уж тем более экономические данные, так и не поступили.
– Простые подсчеты показывают, что доходы перевозчиков значительно превышают их расходы. При этом владельцы автотранспортных предприятий, по всей видимости, направляют на зарплату водителям, кондукторам, механикам малую часть этих доходов. В этой ситуации, когда мы не знаем о доходной части перевозчиков, считаю, совершенно недопустимым повышать стоимость проезда, – продолжает рассказ Марина Михайловна.
– Посмотрите на маршрут №17. Перевозчик – ТОО «Дайда» обслуживает только этот один маршрут. Его доходы, естественно, несопоставимы с доходами крупных автобусных компаний. Но пенсионеры в этом маршруте платят за проезд 30 тенге. Значит, перевозчик нашел возможность для такой льготы. И этот маршрут пользуется особой популярностью, автобусы всегда заполнены до отказа. На встрече с акимом города Темирбеком Касымжановым, состоявшейся в начале апреля, я вновь поднимала вопрос о бесплатном проезде ветеранов старше 70 лет. И что же? Город так и не нашел возможности помочь старшему поколению. Хотя средства на дворцы, пусть из внебюджетных фондов, находятся.
Марина Михайловна приняла решение выйти из состава рабочей группы.
– Я пыталась защитить интересы, как ветеранов, пенсионеров, так и всех горожан, но мои усилия ни к чему не привели.
В этой ситуации прекращаю свое участие в данной комиссии. Не хочу, чтобы моим именем и именем ОО «Поколение» прикрывали повышение стоимости проезда и дальнейшее ограбление народа.
О своем решении Марина Соловьева официально заявила 16 апреля на совместном заседании депутатских комиссий городского маслихата, где обсуждался данный вопрос.
Итак, рабочая группа, из состава которой вышла Марина Михайловна, поддержала стремление перевозчиков повысить стоимость проезда.
Еще раз смотрим расчеты затрат, представленных перевозчиками. Всего затраты трех перевозчиков (ТОО «Рост», ТОО «Вебас» и ТОО «Voska») составляют 2 млрд. 622 млн. 422 тыс. тенге. Из них на зарплату водителей и кондукторов – 775 млн. 486 тыс. тенге. В ТОО «Рост» – 333 млн. 758 тыс. (водитель – 89,5 тыс. тенге, кондуктор – 55.3 тыс.), ТОО «Вебас» -115 млн. 685 тыс. тенге (водитель – 95,7 тыс. тенге, кондуктор – 56 тыс.), ТОО «Voska» – 326 млн. 43 тыс. тенге (водитель – 108 тыс. тенге, кондуктор – 76 тыс.). Получается, что в том же ТОО «Рост» должны перечислить 33 млн. пенсионных отчислений только по водителям и кондукторам, а они всего перечислили чуть более трех миллионов. Но на такие странности почему-то никто не обращает внимания.
– Марина Михайловна, перевозчики предлагают в случае повышения тарифа предоставить право бесплатного проезда ветеранам старше 75 лет. Это частичное выполнение требований «Поколения».
– Мы говорили о бесплатном проезде для тех, чей возраст превышает 70 лет. Эту льготу предоставили в прошлом году, но в этом отняли. Сейчас начинается дачный сезон. У многих маленькая пенсия и старики выживают благодаря дачам. Да, вроде бы решен вопрос о компенсации для тех, чья пенсия меньше 40 тысяч. А остальные что – богачи? Да только одна девальвация съела огромную часть пенсии. Посмотрите, как подорожали лекарства, продукты! И мы ведь поднимали вопрос о недопустимости повышения проезда в принципе! Наши дети, внуки, им как теперь быть? Они ведь каждый день ездят на работу. При стоимости 75 тенге за поездку – это 150 тенге ежедневно, если без пересадок, а с пересадками – 300 тенге. Сколько можно затягивать пояса?
Кстати, и аким города Темирбек Касымжанов также обещал, что тариф будет увеличен только после того, как перевозчики приведут весомые аргументы и расчеты. Но по сравнению с январем ничего нового в расчетах не появилось.
Вопрос об увеличении стоимости проезда был ускорен фактическим саботажем и ультиматумом руководства транспортных компаний. Так, самая крупнейшая из них – ТОО «Рост» – 14 апреля вывела на маршруты только половину от требуемого количества автобусов. Причем, это именно инициатива руководства. Водители не организовывали эту фактическую забастовку. Говорят о колоссальных убытках транспортных компаний. В таком случае возникает вопрос – если убытки колоссальные, за счет каких средств автобусы выходят на линию? Неужели владельцы этих компаний такие меценаты, что из своего кармана ежедневно, месяцами, годами заправляют транспорт и несут все другие расходы? В такую «святость» слабо верится. И почему тогда ни один владелец автопарка не поднял вопрос о передаче своего «колоссально убыточного» бизнеса государству? Отделались бы от «головной боли», и пусть государство расхлебывает. Но таких предложений почему-то нет! И на банкротство никто не подал. Значит, не такой уж и «убыточный» этот бизнес. А может, и убытков никаких нет? Примечательный факт: акимат, управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, прокуратура почему-то оставили без внимания факт саботирования работы важнейшей городской службы. Выходит, что и дальше можно безнаказанно брать горожан за горло?
Нужно отдать должное депутатам городского маслихата. На сессии 18 апреля они практически единогласно (только один депутат был за) проголосовали против повышения стоимости проезда. Вопрос отложен до следующей сессии. За это время и нужно разобраться во всех экономических нюансах городских пассажирских перевозок. И, самое главное, ответить на вопрос: а для чего же проводится повышение? Для увеличения зарплаты водителям, механикам, кондукторам, для улучшения работы общественного транспорта, или для дальнейшего обогащения владельцев автопарков? Хватит ли у депутатов воли и желания найти ответы на эти вопросы? Или все ограничится элементарной отсрочкой?
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ