КУДА УХОДЯТ МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ?

Газета "Flash!"

Давайте поговорим о том, как «с помощью» государственных закупок нарушается экологическое законодательство Республики Казахстан, и как следствие, серьезно нарушаются конституционные права граждан, декларированные в ст.31 Конституции Республики Казахстан


В каждой больнице накапливаются, наверное, горы отходов. Куда девать использованные шприцы, системы, инструменты, бинты, тампоны, органические отходы?


Оказывается, все эти отходы должна вывозить и утилизировать специализированная организация, отвечающая жестким санитарным и технологическим требованиям.

Каждая организация, желающая заняться таким видом услуг, должна доказать свое право на этот вид работ. Необходимо соответствовать санитарным правилам. Важно не только вывезти медицинские отходы, но и утилизировать их. Отходы сжигаются в специальных печах при температуре 800-1000 градусов. Соответственно, если идет процедура сжигания, то нужно иметь разрешение на выбросы в окружающую среду. Наконец, и вывозить такие отходы необходимо только на специальном транспорте.

При таких жестких требованиях, наверное, подобных организаций не так уж и много. Довольно хлопотное это дело. Получается, что сначала нужно сделать крупные вложения, купить печь, построить помещение, где печь будет располагаться, приобрести специальный транспорт, и только потом уже приступать к работе. Но, оказывается, ситуация сегодня такова, что вывозом медицинских отходов может заниматься любая совершенно случайная фирма. Как же так?

Мы беседуем с исполнительным директором ТОО «ЭкоПроф» Зюзиным Александром Владимировичем.

– Александр Владимирович, как же в столь специфическую и небезопасную сферу деятельности попадают совершенно случайные фирмы?

– Благодаря существующей системе госзакупок.

– Поясните, пожалуйста.

– Государственные закупки на вывоз медицинских отходов проводит каждое медицинское учреждение в отдельности. Поскольку объемы отдельно по каждой больнице небольшие, в пределах нескольких миллионов тенге, то они выбирают самый простой способ госзакупок – путем ценовых предложений. При таком способе победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену. Вот так эту работу и получают совершенно случайные фирмы.

– А как же суровые санитарные и технические нормы? Разве поставщик не обязан соответствовать этим нормам?

– В том то и дело, что при данном виде госзакупок заказчик не может требовать у поставщика документы, подтверждающие его соответствие квалификационным нормам. Здесь действует только предложенная цена.

– А если у победителя даже транспорта нет для вывоза медицинских отходов?


– Теоретически заказчик, в данном случае медицинское учреждение, может в судебном порядке отказаться от заключения договора, и даже подать иск о признании такой фирмы недобросовестным поставщиком. Но на практике такого не происходит.

– Почему?

– Суды – весьма хлопотное дело. Если заказчик находится в районе, то юристу придется ездить на процессы в экономический суд. А находится он в областном центре. Да и дело практически проигрышное.

– Почему проигрышное? Ведь фирма-победитель не сможет выполнять работу, если не соответствует квалификационным требованиям.

– Есть Нормативное постановление Верховного суда РК «О применении судами законодательства о государственных закупках». Так вот, согласно этому постановлению «Действия заказчика по предъявлению требований к потенциальным поставщикам, участвующим в госзакупках способом ценовых предложений, о предоставлении каких-либо документов, удостоверяющих качество, технические характеристики товара, работ, услуг, лицензии являются необоснованными и могут толковаться в пользу поставщика в случае предъявления в суде требований о признании его недобросовестным поставщиком».

Суды опираются на это постановление, и процесс вполне может закончиться не в пользу заказчика. Еще и в лоббировании интересов, а то и в коррупции могут обвинить.

– Выходит, что любой может поставить минимальную цену и победить?

– В том – то и дело, что так и получается.

– А как же такая фирмочка будет выполнять работу? Ведь медицинские отходы нужно вывозить на спецтранспорте а потом сжигать в специальных печах.

– А с чего Вы решили, что их будут сжигать? Вывезут куда-нибудь в поле, наймут за бутылку водки тракториста, высыпят все в яму и зароют. Вот и вся утилизация.

– А как же нормы?

– Без комментариев.

Кстати, не так давно подобное захоронение медицинских отходов было найдено близ села Прапорщиково.

– Мы обратились в природоохранную прокуратуру, – продолжает свой рассказ Александр Владимирович. – Но в этом ведомстве не соизволили даже выехать на место, сказали: сделаете фото, принесете, тогда и будем заниматься.

ТОО «ЭкоПроф» обладает практически единственной в регионе базой для обеззараживания медицинских отходов. База расположена вдали от жилых массивов, как и предписано санитарными нормами, находится в районе села Прапорщиково. Территория огорожена, есть цех утилизации, где в специальных печах, произведенных в Швейцарии и работающих на солярке, отходы сжигаются. В создание базы было вложено несколько десятков млн. тенге.

– Мы вывозим отходы не только в специальной машине, но и в специальных коробках. Даже для временного хранения отходов до момента сжигания должны применяться специальные контейнеры. Все это у нас есть. Но наше предприятие не побеждает в госзакупках, потому что мы ставим реальную стоимость, включающую все затраты. А наши оппоненты ставят неоправданно низкую цену и получают госзаказ. Конечно, разве можно сравнивать наши затраты и их затраты? Гораздо проще загрузить отходы в «Газель», вывезти за город и закопать в яме. Сейчас у нас практически нет работы, но мы вынуждены держать охрану, объект не оставишь без присмотра. Мы несем затраты, не можем даже вернуть первоначальные вложения. Зная, что будет низкая цена, мы тоже стали снижать свои ценовые предложения. Вот недавно поставили 1,4 млн. тенге при заявленной заказчиком цене в 2,4 млн. Но эта сумма не окупает даже себестоимость. Работать в убыток мы не будем.

– Где же выход?

– Заказчикам, то есть больницам, нужно более ответственно подходить к проведению государственных закупок. И объявлять именно конкурс, а не ценовые предложения. При проведении конкурса поставщики должны предоставить документы, подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям.

– Так почему больницы столь безответственно подходят к выбору поставщика услуг?

– Повторюсь, им так проще. Выставил на портал госзакупок объявление, и жди, кто поставит меньшую цену. И все. А конкурс – это уже отбор не только по цене, но и по квалификации.

– Получается, что ни больницы, ни управление здравоохранения не интересут дальнейшая судьба отходов. Заключили договор, загрузили в машину – а дальше уже не наше дело?

– Выходит так.

Так что, уважаемые читатели, если вы обнаружите гору использованных шприцев, или бинтов – не удивляйтесь. Значит, таким образом кто-то «захоронил» отходы. Частенько в мусорных ящиках в жилых массивах вблизи больниц находят и биологические медицинские отходы – ампутированные конечности, продукты последствий абортов и так далее Кстати, никто не занимается такой проблемой, как вывоз отходов ветеринарных клиник. Шприцы, которыми вводят вакцину против ящура, валяются вокруг ферм, личных подворий. Сами ветеринары говорят, что министерство сельского хозяйства не выделяет средства для этих целей. Никому это не нужно.

Итак, похоже, ТОО «ЭкоПроф» попало в очень сложную ситуацию. Они – то по наивности полагали, что могут заняться серьезным и важным делом, приносить пользу обществу и зарабатывать. Потратили на это серьезные деньги. Но реальность оказалась очень жестокой.

Вообще система госзакупок становится все более абсурдной. Особенно способом ценовых предложений. Уже несколько лет пытаются доказать, что такая система абсолютно неприемлема в такой сфере как школьное питание. Низкая цена победителя приводит к тому, что все питание сводится к коржику и стакану чая. Наконец, доказали. С этого года в школьном питании ценовые предложения отменили.

Такие специализированные виды работ, как вывоз и утилизация медицинских отходов, должны производить только фирмы, имеющие и базу, и собственный спецтранспорт, и все разрешения. Здесь главным критерием должна стать безопасность, а не цена.


Сейчас благодаря такой системе развелось много фирм-паразитов. Они имеют только стол, стул, компьютер и паренька, весь день копающегося на сайте госзакупок. Находят объявления, снижают цену в 2, а то и более раза, и побеждают. Потом ищут подрядчика и нанимают для производства работ. Себе оставляют часть средств. Сотенка таких конкурсов, и можно безбедно жить, даже если с каждого поиметь по 100 тысяч. Ну, а если вдруг и признают недобросовестным поставщиком, не беда. Можно новую такую фирму создать.

Вся наша система построена так, что процветают различные паразиты, перепродавцы. А те, кто занимается реальным делом – ничего кроме трудностей не испытывают. А если все захотят быть паразитами, что тогда будет? Ведь паразитам нужно у кого-то кровь сосать.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ