ПРЕДПРИЯТИЯ ЖДУТ НАСТОЯЩИХ ХОЗЯЕВ

Газета "Flash!"

Одним из экономических показателей любой отрасли хозяйствования являются основные фонды – пассивные и активные. Они же составляют основу инвестирования. Если активные основные фонды (станки, оборудование, приспособления) целиком и полностью зависят от назначения производства и его технологии, то пассивные основные фонды (здания, сооружения) более универсальны и способны менять свое назначение, то есть могут выполнять свои функции в более широком спектре человеческой деятельности.

При этом пассивные основные фонды имеют достаточно большие сроки эксплуатации, но при условии периодического их обновления – текущие и капитальные ремонты.


Страна и ее промышленность постепенно выходят из экономического кризиса, набирают прежний уровень выпуска продукции, отдельные предприятия наряду с реорганизацией управления, осваивают новые виды продукции, осваивают новые производства, то есть проводят диверсификацию. Но сегодня уже становится злободневной проблема размещения новых предприятий, в основном для малого бизнеса, и обеспечения их инженерной инфраструктурой. В то же время на карте города и области десятки предприятий со всей производственной и непроизводственной инфраструктурой прекратили свое существование или находятся на грани банкротства. Малые предприятия, да и более крупные создаются для производства новых товаров, требуют дорогостоящих зданий для размещения таких производств.

Немного истории получения незаработанного богатства новыми хозяевами основных производственных фондов. Приватизация государственной собственности в то время производилась по сомнительной схеме ПИКов – приватизационных инвестиционных купонов с концентрацией в приватизационных фондах. Позднее и фонды, и ПИКи бесследно исчезли. Сама идея создания среднего класса понятна была с самого начала, вот только у новых хозяев оказались не достаточными знания и предпринимательская сноровка в новых нелегких экономических условиях. Но собственность в форме активных и пассивных фондов была уже разделена. И правосудие оказалось не в состоянии произвести огосударствление «тонущих» предприятий, а законодательная власть не предусмотрела на такой случай пути отступления. Активные фонды в основном по бросовым ценам были реализованы, в том числе на металлолом, как, например, металлоемкий опалубочный парк домостроительного комбината, а металлообрабатывающие станки с числовым программным управлением завода приборов, даже не прошедшие пуско-наладочный этап, были демонтированы и «раскулачены», как и на комбинате шелковых тканей.

Приватизация основных производственных фондов больно ударила по малым моногородам и поселкам. Так, вынужденная ликвидация военной инфраструктуры Семипалатинского ядерного полигона привела к сокращению численности населения города Курчатов в десять раз, с ликвидацией коммунальной инфраструктуры города, материально-технической базы строительных организаций и других объектов. За этим последовало уничтожение значительной части социальной инфраструктуры и жилья в частности. А рядом располагавшийся город Шаган прекратил свое существование как поселение. Не обошла эта «эпидемия» и города Аягоз, Зыряновск и Риддер, поселки Первомайский, Прибрежный, Асу – Булак, Белогорский, Огневка, Глубокое, Верх-Березовка, Тугыл. Но сегодня мы рассматриваем только областной центр с точки зрения использования потенциальных резервов. Период адаптации к новым условиям хозяйствования давно прошел, пора возрождать утерянное, и дать населению места приложения своего труда. Это в большей степени относится к Усть-Каменогорску и Семею, как наиболее крупным городам на востоке республики. Надежда на повышения занятости за счет малого предпринимательства пока не дала ожидаемых результатов, в том числе по причине дорогостоящих основных производственных фондов и государственных мизерных кредитов.


При развале единого производственно-экономического пространства бывшего Союза и массовой приватизации объектов произошел спад производства, прежде всего из-за отсутствия рынков сбыта и недостаточности сырьевых ресурсов. Отдельные новые «хозяева» предприятий оказались в положении «собаки на сене». Распорядится полученным богатством, свалившимся им на голову, они просто не смогли. Остановка производства, многократная перепродажа со сменой права собственности, если находился платежеспособный покупатель – отечественный или зарубежный, привели многие основные фонды к уничтожению. Если активные фонды (станки, оборудование) можно демонтировать и вывезти, что и было сделано, то пассивные (здания, сооружения) постепенно начали приходить в запустение и разрушение. В них отсутствует нормальный температурно-влажностный режим, не проводятся ремонтно-строительные работы. Они практически бесхозные. У них только юридически есть владелец. Такое положение привело к разрушению многих некогда процветавших предприятий.

Сделаем небольшой рейтинг бесхозяйственности по городу Усть-Каменогорску.

Единоличным лидером в нашем рейтинге является Комбинат шелковых тканей, построенный во второй половине 70-х годов прошлого столетия с соответствующей инфраструктурой и производственной площадью 12 га, с комплексом вспомогательных зданий и сооружений. Вот уже более 10 лет бывший комбинат постепенно разрушается. Основные строительные конструкции подвергаются коррозии, грабится и демонтируется дорогостоящее импортное уникальное оборудование. Если подойти по – государственному, то такие площади можно было бы использовать для производства. Здания огромные, применение им можно найти, было бы желание.

Второе место по бесхозяйственности можно отдать «Согринскому машиностроительному заводу» (Заводу крепежных изделий), который почти построен, но не завершен на станции Коршуново. Значительный комплекс зданий и сооружений не был завершен и недостроенные производственные площади за свою небольшую историю многократно предлагались к диверсификации нового производства, но ни одно из предложений не было принято. В итоге – зияющие пустые «бойницы» разбитых оконных рам и унылая картина бесхозности. Перспектива «реанимации» не определена, хотя для создания предприятий промышленного узла титано-магниевого комбината эти здания пришлись бы «ко двору», например, для инкубатора малого предпринимательства.


Третье призовое место в нашем списке занимает Усть-Каменогорский домостроительный комбинат. Он совместно с заводом керамзитового гравия ежегодно монтировал и сдавал в эксплуатацию до 140 тысяч квадратных метров полезной площади жилья для города и области. Постоянно совершенствовалась планировка зданий, в том числе встроенных и отдельно стоящих культурно-бытовых помещений в крупнопанельном исполнении для комплексной застройки жилых микрорайонов. В последние годы своего существования комбинатом была освоена новая серия «Мобиль» для строительства жилых домов в пять-девять этажей. И новая государственная программа жилищного строительства предусматривает открытие в республике 10 новых домостроительных комбинатов с участием государства, а что делать с ранее приватизированными, уже работавшими ДСК, не определено. Абсурд?

За пределами призеров нашего пьедестала значится завод «Керамика» с уникальным производством выпуска бериллиевой лигатуры для электронной промышленности. Это предприятие не просуществовало и двадцати лет, при условиях амортизации основных производственных фондов (пассивных) не менее 75 лет. Просто не нашлось хозяина и рынка сбыта продукции.

Уникальное машиностроительное предприятие «Усть-Каменогорский завод приборов», введенный в эксплуатацию в 60-тые годы, зарекомендовал себя как надежный партнер с продукцией высокого качества, имеющей спрос в приборах пневмоавтоматики и других высокоиндустриальных технологиях. Завод успешно развивался и в 1990 году завершал расширение своих производственных площадей с применением уникальных станков с программно-числовым управлением, был возведен новый инженерно-административный корпус в девять этажей (на фото). И все это медленно разрушалось на протяжении пятнадцати лет, а затем рухнуло. Основные корпуса данного предприятия переданы различным торговым организациям, а инженерный корпус вот уже более двадцати лет украшает город своим недостроенным видом.

Машиностроительный завод в Новой Согре начинал свое существование со свиноводческого комплекса в 80-ые годы, затем был перепрофилирован в машиностроительное предприятие и нашел своих хозяев в АО «Якутзолото» (Республика Саха – Якутия, РФ). Последние приступили к созданию предприятия горно-шахтного оборудования, но межгосударственные барьеры похоронили эту идею.

Можно продолжить этот перечень «дохлых» предприятий и неиспользуемых по назначению основных производственных фондов области, а ведь это национальное богатство – производственные базы строительных и автотранспортных предприятий, ремонтно-механические заводы и другие объекты. Можно с уверенностью говорить, что спустя какое-то время большинство из «изгоев» современной экономики региона потребуются, может в ином качестве. Это обязательно будет, но уже с опозданием, они физически будут утеряны.

Каковы же выводы можно сделать из нашего повествования? Прецедент и аналогичная ситуация с основными фондами сложилась в использовании земельных ресурсов в Казахстане. Частично решена проблема нецелевого использования части основных фондов непроизводственной сферы (детские сады, объекты культуры). Для ликвидации неблагоприятной ситуации в использовании земель сельскохозяйственного назначения приняты меры по изъятию земель у нерадивых хозяев, возвращены в лоно государства отдельные объекты социальной инфраструктуры, но еще большое количество недостроенных объектов ждут настоящих хозяев или государственной заботы. Зачем строить новые производственные комплексы, когда можно использовать уже существующие, произвести реконструкцию и оснастить новым, более прогрессивным оборудованием. Деньги любят счет, даже если они бюджетные. Пришло время законодателям и государственным органам обратить пристальное внимание при формировании капиталистического строя на простую бесхозяйственность и игнорирование заботы об экономическом благополучии страны.

Наверное, не менее важной является проблема основных производственных фондов. Настало время «экспроприации недвижимости у бывших экспроприаторов». Вопрос дальнейшего «существования» или окончательного разрушения основных производственных фондов бывших промышленных предприятий города должен заинтересовать и вновь созданную областную палату предпринимателей. Любое промышленное производство, независимо от отрасли и масштабов, начинается со зданий для размещения, то есть основных фондов. Чтобы оказать действенную помощь предпринимателям в получении собственного «крова» необходимо оказать содействие в использовании зданий и сооружений бывших предприятий, пока не поздно.

Николай БРАТИШКО

Кандидат экономических наук.