ПОСТУПЬ МЯГКАЯ, НО ХВАТКА ЖЕСТКАЯ

Газета "Flash!"

Из всех образных сравнений Китая мне больше всего нравится сравнение с тигром. Повадки тигра, пожалуй, лучше всего отражают суть китайской политики, особенно внешней. Достаточно понаблюдать за маленьким тигром – кошкой, особенно на природе. Кошка может совершенно спокойно, степенно прогуливаться, всем своим видом абсолютно не показывая агрессии или беспокойства. И вдруг – мгновенный прыжок в сторону, и вот в зубах у нее уже мышка. Вот так же и Китай шагает мягкой, степенной поступью по просторам постсоветских стран. Особенно – по просторам Казахстана. И совсем легко эти страны оказываются в пасти этого тигра.

Когда в сентябре прошлого года аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев на брифинге в Службе центральных коммуникаций заявил не только о возможности, но и необходимости передачи в аренду китайцам пустующих сельскохозяйственных земель, думается, что сделал он такое заявление совсем не случайно. Конечно, региональный руководитель по своей инициативе такие громкие заявления делать вряд ли может. Это, все-таки, очень большая политика, и совсем не уровень акима области. Скорее всего, это был «вброс», прощупывание реакции общества. Почему выбор пал именно на Сапарбаева? Он первым начинал череду брифингов областных акимов, к тому же Восточно-Казахстанская область граничит с Китаем. Если бы общество выразило свое негодование таким предложением, все можно было бы списать на собственную инициативу областного акима. Но поскольку никакого негодования это заявление не вызвало, кроме пары – тройки статей в газетах, да вялой дискуссии в Интернете, то, спустя полгода, о передаче земель в аренду китайцам было заявлено уже на самом высшем уровне, самим президентом.

Если на таком уровне заявлено, то процесс, несомненно, пойдет. И начнется он, естественно, с приграничных областей. А ВКО – самая большая прилегающая к Китаю область. Пустующих земель в Восточном Казахстане полно. Так, по данным руководителя управления земельных отношений ВКО Конысбая Толеубекова в 2013 году была проведена инвентаризация земель сельхозназначения в 4 районах области (Аягозский, Бескарагайский, Тарбагатайский, Катон-Карагайский) на площади 3271,7 тыс. гектара. Выявлено 1473 неиспользуемых участка на площади 521,3 тыс. га – шестая часть всех земель! И это только в четырех районах из 16. В одном Аягозском районе пустует 247,1 тыс. га. Вот что сказал аким ВКО Бердыбек Сапарбаев по этому поводу в интервью Восточно-Казахстанской независимой газете «Flash!» в декабре прошлого года.

– О том, чтобы передавать эти земли китайцам, я не говорил. Речь шла о том, что пустующие земли нужно использовать. Но некоторые наши крестьяне не хотят работать! Получили землю – и сидят дома. Конечно, я не хочу говорить обо всех, но есть такие, кто не хочет работать. Ведь эти земли – совсем не пустующие. У них есть хозяева. Мы через суд возвращаем такие земли в государственную собственность и передаем тем, кто хочет работать. Есть поручения президента, которые отражены в его посланиях, в отношении проведения инвентаризации земель и максимального использования земельных площадей. Конечно, не все эти земли в финансовом отношении могут использовать наши местные крестьяне, поэтому мы привлекаем и других, то есть инвесторов, в первую очередь, наших соседей – Павлодар, Караганду, Алматинскую область, другие регионы Казахстана, и в том числе иностранных инвесторов.

Акценты несколько смягчены, аким посетовал на нерадивость наших сельчан. Пока массового наплыва потенциальных арендаторов земли в области не наблюдается. В управлении земельных отношений нам сообщили, что согласно статье 24 Земельного кодекса РК иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля таких лиц составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками сельхозназначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до 10 лет. Пока в области всего 2 земельных участка сданы в аренду иностранцам, в Шемонаихинском и Зыряновском районах, и оба – гражданам России. Сам аким области рассказал об уже широко известном примере совместного использования земли с китайцами – по выращиванию сои в Урджарском районе. В 2011 году компания «Батуа» приобрела мини-тракторы для возделывания сои. И китайские специалисты приезжали обучать наших сельчан обращению с техникой и технологии выращивания сои.

Несомненно, что как только процесс предоставления земли в аренду иностранцам будет поставлен на поток, в ВКО хлынут жители Поднебесной. Тем более, что предлагается увеличить срок аренды – до 49 лет. Есть предложения и более радикальные – до 99 лет. Не исключено, что и сейчас такие арендаторы уже есть, но оформлена аренда на подставных лиц – казахстанцев. Уже в этом году к 1 марта для проведения конкурса подготовлено 492 земельных участка площадью 253,4 тыс. га, для проведения аукциона подготовлено 84 участка на площади 0,4 тыс. га.

Похоже, что власти и не видят другого выхода. Сельское население в области неуклонно снижается. Так, по данным департамента статистики ВКО, за январь – сентябрь 2013 года только в Глубоковском районе наблюдалось увеличение количества приезжих. Во всех остальных районах миграционные потоки уезжающих обрели просто угрожающие размеры. Например, из Зайсанского района за 9 месяцев уехали 323 человека, и население района в целом сократилось на 154 человека. Из Жарминского района выехали в поисках лучшей доли 855 человек. А в Урджарском районе, благодатном крае для ведения сельского хозяйства, масштаб отъезда просто катастрофический. 1135 его жителей покинули этот регион, и всего за 9 месяцев население района сократилось на 729 человек! При таких масштабах скоро на полях и фермах просто некому будет работать! Поэтому и земля пустует! А что может держать людей на селе, если сам Бердыбек Сапарбаев на недавнем заседании трехсторонней комиссии по социальному партнерству сыпал громы и молнии по поводу того, что во многих крестьянских хозяйствах зарплату выдают натурой: продуктами, сеном, дровами, зерном. Неужели люди будут жить при таком феодализме? Наверное, поэтому и «не хотят они работать»!


Совсем анекдотический случай произошел недавно на пресс-конференции акима Урджарского района Серика Зайнулдина. Он рассказал журналистам, что вверенный ему район примет активное участие в широкомасштабной борьбе по сдерживанию цен. В ближайший выходной в областном центре пройдет ярмарка сельхозпродукции Урджарского района. Для этой цели урджарские предприниматели… закупили овощи и фрукты в Китае!!! Весьма символично – продукция Урджарского района, но китайского производства! Так зачем же везти продукцию из Китая, если сами китайцы могут вырастить все на нашей земле?! Так что все логично. И зарплату китайские фермеры, может быть, станут платить деньгами, а не сеном. Впрочем, еще совсем не факт, что в качестве работников они привлекут местных жителей. Скорее всего, привезут своих ­соотечественников.

А вообще тема китайского влияния читателям, наверное, уже неинтересна. Ведь Китай – он везде, куда не посмотришь. Это реальность, к которой не просто привыкли, без нее уже не представляется сама жизнь. Шоп-туры до Урумчи в Восточном Казахстане сегодня также популярны, как когда-то «колбасные электрички» в Москву у жителей центральной России. Автобусы в столицу Синьцзян-Уйгурского автономного района уходят, чуть ли не ежедневно, заполненные до отказа. Можно поехать и в зону торговли в районе пограничного поста Бахты. По договору на этом посту разрешается перейти границу без визы на один день и свободно, без таможенного оформления, закупить на территории КНР до 50 килограммов товара. Утром перешел границу, вечером вернулся. Кстати, когда было торжественное открытие зоны торговли, туда первыми рванули чиновники, закупив в день открытия и бытовой техники, и шмоток «под завязку». По данным департамента таможенного контроля по ВКО в 2013 году число проследовавших через границу физических лиц увеличилось почти на 26 тысяч, пассажирских автобусов – на 3673 единицы! Вот он, «Великий шелковый путь»!

Какой самый популярный и самый важный вещевой рынок в Усть-Каменогорске? Любой житель города, начиная от детсадовца, ответит – «китайка». Там приобретают одежду, обувь, товары все – от самых малоимущих, до очень обеспеченных. Когда «китайку» стали переносить из центра города, в шоке были абсолютно все горожане. Вопрос: «А как же мы теперь будем жить без «китайки»?» – обсуждался гораздо шире, чем девальвация или переименование страны. И все успокоились только тогда, когда «китайка» обрела новое место жительства.

По данным управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО в области пока еще нет промышленных предприятий, принадлежащих гражданам КНР или юридическим лицам Китая. Но зато среди совместных предприятий китайско-казахстанские занимают уверенное второе место после совместных фирм Казахстана и России. Из 43 СП – 8 китайско-казахстанские. Смотрим направления деятельности: производство кирпича, черепицы и стройматериалов из обожженной глины; выпуск извести; одежды из кожи; производство шпона, фанеры, плит и панелей, сборка автомобилей. Надо признать, что это не самые «прорывные» направления. Мы дожились до того, что кирпич или черепицу без китайцев сделать не можем, дубленки шьем с их помощью!

Начали проявлять активность китайцы и в разработке наших недр. При этом среди 24 компаний – недропользователей с участием иностранных инвесторов – китайских компаний нет. Представители Поднебесной как всегда действуют хитрее, мягче – через совместные проекты. Так, согласно меморандуму, заключенному между Казахстаном и Китаем, китайская сторона участвует в добыче и освоении Сарыбулакского газового месторождения в Зайсанском районе. Добытый газ должен распределяться пополам. Однако за пять месяцев, прошедших с момента запуска проекта, на нужды Восточного Казахстана израсходовано всего 75 тыс. кубометров из полагающейся нам доли в 250 млн. кубометров – всего 0,03%! В райцентре Зайсан газифицировано всего 470 домов. Народ не очень охотно подключается к голубому топливу – сразу нужно заплатить очень большие деньги за подключение. А на селе такую сумму не всегда найдешь. К тому же, люди не видят перспектив – власти говорят о том, что запасы газа ограничиваются 5 млрд. кубометров. Вот народ и думает: кончится газ – а дальше что? Похоже, что природное богатство полностью будет направляться на переработку в китайский город Зимунай. Интересно, что китайская сторона не горит желанием вкладывать средства в дальнейшую геологоразведку. Хотя еще в советское время об этом месторождении говорили как об очень перспективном. Логика китайских товарищей понятна: они пришли на готовое, взяли – и ушли. Затрат практически никаких, а весь газ фактически китайский. А через несколько лет построят газопровод в Китай из России, и зайсанское месторождение уже будет совсем не актуальным. Так якобы совместный проект на деле становится чисто китайским.

Старожилы Восточного Казахстана уже давно заметили, что такая великая и могучая река как Иртыш – мелеет. Причем, не по дням, а чуть ли, не по часам. Еще десяток лет назад только самые отчаянные горожане могли позволить себе искупаться в районе Иртышского моста. Резкая глубина сразу от берега и сильное течение – такие препятствия преодолеет только очень сильный пловец. Сегодня же можно пройти по воде десятки, если не сотни метров и глубина будет чуть выше колена. Летом в этом месте зацветают водоросли! Такого никогда не было. Цветение водорослей наблюдается и во многих других местах русла Иртыша. Рыбаки и охотники с горечью рассказывают, как все изменилось в районе Черного Иртыша. В тех местах, где раньше река разделялась на мощные рукава, где были великолепные места для рыбалки, теперь можно свободно проехать или пройти пешком на несколько километров. Черный Иртыш, приходящий к нам с территории Китая, впадающий в озеро Зайсан, и дающий жизнь большому Иртышу, совсем потерял силу. Да и откуда ей взяться, если Китай забирает 10-13% стока Черного Иртыша, отводя его воды по каналу Черный Иртыш – Карамай. С развитием нефтяных промыслов в районе Карамая забирать планируется до 30% стока! Пока Восточный Казахстан спасают только три гидроэлектростанции, позволяющие накапливать запасы воды в водохранилищах. Дальше вверх по течению, в районе Павлодара и Омска ситуация гораздо хуже. Во время инвестиционного форума в Усть-Каменогорске омичи представляли проект возведения плотины близ Омска. В городе уже реальная нехватка воды. Так вот, в представленной экспозиции можно было прочитать и обоснование необходимости этой стройки. Оказывается, проседание речного дна уже наблюдается в районе впадения Оби в Северный Ледовитый океан. А Иртыш – приток Оби. Вот каков размах прыжка китайского тигра! Уже лет 15, как между Казахстаном и Китаем ведутся переговоры по вопросам совместного использования трансграничной реки Иртыш. Такие же переговоры ведет с китайцами и Россия. Но результата никакого. А сейчас эта тема вообще не озвучивается. Оно и понятно. Прав тот, у кого больше силы. Ак Орде сегодня явно не до трансграничных рек.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ