ВИНОВАТЫ «ЛАВОЧНИКИ» И «СПЕКУЛЯНТЫ»!

Газета "Flash!"

Безобразие! Лавочники становятся еще богаче, а средний класс концы с концами еле сводит, – заключил председатель территориального совета самоуправления при филиале №5 Владимир Кучерявенко. А сделал он такой вывод, участвуя в рейде мобильной группы по контролю за ценами. Группа под руководством депутата Усть-Каменогорского городского маслихата, председателя комитета партийного контроля ВК областного филиала партии «Нур Отан» Майраш Екибасовой выдвинулась в воскресенье на базары и оптовки и выявила массу нарушений. Об этом сообщает пресс-служба акима Усть-Каменогорска. Нарушений чего? Указаний акима области и акима города о сдерживании ценна продукты и товары первой необходимости.

Акимат и партком

«Нур Отана» закрыт.

Все ушли на фронт!

Власти объявили, чуть ли не всеобщую мобилизацию, призывая всех на фронт борьбы за сдерживание цен. В армию непримиримых борцов за справедливые цены вошли все имеющиеся «под ружьем» общественники, активисты комитетов местного самоуправления, студенты, крупные и мелкие чиновники. Горожан призывают звонить о завышенных ценах по телефонам доверия. Налоговикам и полицейским поручено дважды в день контролировать ценники. А студенты медицинского колледжа обходят аптеки и строго следят за стабильностью цен на лекарства. Даже супермаркеты и оптовки закреплены теперь за ответственными руководителями. Так, отслеживать цены фермерского гастронома «Фреш маркет» поручено начальнику ЖКХ Ж.Баирханову. За магазином «Весна» закреплен Р.Сейткужинов – руководитель отдела спорта. А.Кузнецову – руководителю отдела образования поручен магазин «Метро». Главный архитектор города Д.Касымов отвечает за ценовую политику торгового центра «Достык». Получается, что А. Кузнецову, именуемому в народе просто «Сан Саныч», теперь, прежде чем заняться вопросами школьного образования, с утра нужно заехать в «Метро». Обойти все прилавки, за исключением тех, где лежат киви и ананасы, или шампанское по 50 тысяч тенге за бутылку, найти товары с завышенной ценой, и мчаться в акимат, докладывать о выявленных «врагах народа». Когда же своими прямыми обязанностями заниматься? Впрочем, спрос теперь с чиновников строгий. «Ситуация на рынке страны, вызванная девальвацией курса доллара, требует прежде всего от руководящего звена, госслужащих самоотдачи не согласно нормам Трудового законодательства, а работы все 24 часа в сутки. Это требование Президента страны Нурсултана Назарбаева. Требование настоящего момента, когда принятые Национальным Банком меры имеют четкую мотивацию: курс национальной валюты ориентируется на глобальные внешние макроэкономические факторы и данный шаг сделан в интересах отечественной экономики» – приводит пресс-служба слова и.о. акима города Максута Исахова.

На машине времени


А вообще сегодняшняя ситуация напоминает путешествие на машине времени. Как будто мы сели в эту машину и нажали кнопку «1917-1920 годы». Комитеты бедноты в сопровождении чекистов проводят реквизиции хлеба, а рабочие комитеты в городах устанавливают жестко фиксированные цены, а спекулянтов и мародеров, пытающихся нажиться на экономических трудностях, чекисты и красноармейцы расстреливают на месте. Следующая кнопка – 1928 год. Сельсоветы и чекисты изымают излишки хлеба у кулаков, припрятавших зерно, чтобы продать по завышенной цене. Еще одна остановка – 1991 год. Давка в магазинах, ажиотаж, крики продавца: «Очередь больше не занимайте! Масло кончается! В одни руки – не более 300 граммов! Сахар – только по талонам!».

Возвращаемся в наш февраль 2014 года. И изумляемся – как же все похоже! Одень членов мобильной группы в кожанки, и выдай им маузеры – и вот они чекисты, вот они ревкомы. В 1991 году, когда горбачевская команда довела страну до ручки и народ, чуть не убивая друг друга в очередях, сметал с полок буквально все, нам говорили – вот придет рыночная экономика, и такое позорное явление как очереди – будет ликвидировано. И наступит изобилие. И что мы видим? Те же очереди, та же давка и лихорадочная скупка самых необходимых продуктов. В супермаркетах дошли до того, что ограничили продажу круп и сахара до 5 кг в одни руки, а на АЗС не дают больше 20 литров бензина на машину! В одной из газет рассказана реальная история, как из продуктовой тележки в очереди в кассу стащили кулек с сахаром! Почему же так и не изжито «позорное явление» в виде очереди? Ведь вы же, господа хорошие, говорили, что очереди характерны только для «совка»! А теперь вы же готовы сутки напролет только и делать, что контролировать цены! А где же ваша демократия, где рынок, который, как вы говорили, сам все отрегулирует? Где свобода предпринимательства? Получается, что методы действия власти диктуются текущей целесообразностью! Когда надо – говорим о «свободе», но если нужно – переходим к жестким директивным указаниям.

Да оно и ладно, пусть работают круглые сутки, был бы толк. Власти ведь действительно лихорадочно ищут любые пути, чтобы не было роста цен хотя бы на самые необходимые продукты и товары. Почему-то власть так прониклась любовью к народу и заботой о народе? Ну, а почему бы и нет? Только возникает вопрос: если власть так любит народ и заботится о нем, то зачем вообще было проводить девальвацию? Да и вообще примеров любви и заботы за последние два с лишним десятилетия как-то маловато. Заботящееся о народе правительство вряд ли стало бы повышать пенсионный возраст, не пощадив даже женщин. Или делать недоступным медицинское обслуживание. Или лишать подрастающее поколение возможности получить высшее образование. А разве оставило бы заботливое правительство свой народ без шанса иметь крышу над головой? Разве может заботящаяся власть игнорировать просьбы народа, его мольбу о помощи, и отделываться казенными, сухими отписками?

Искоренить спекулянтов!


Похоже, озабочена власть другим. Цены нужно сдержать, чтобы не вызвать народное недовольство. Поэтому сейчас, в данный текущий исторический момент, даже клеймят спекулянтов! Об этом уже позабытом слове вспомнили на самом высшем уровне! Высшие руководители государства требуют принять самые жесткие меры «против тех, кто спекулирует на сложившейся экономической ситуации». А глава Павлодарской области, например, вообще поручил изжить спекулянтов как класс. Он приказал «исключить из цепочки «производитель – потребитель» спекулятивных посредников». Вот так!



Фото: Информационный центр ВКО


Глава Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев не столь категоричен, но также главную причину и главное зло видит в посредниках – перекупщиках. На совещании в областном совете профсоюзов он сказал:

– Пока картошка дойдет от оптовика до покупателя, она вырастет в цене с 45 до 70 тенге. Звено перекупщиков нужно убрать! Мы не должны давать посредникам, ничего не делая, наживаться на людях! И торговые точки не должны наживаться. Торговая надбавка не должна превышать 10%. Есть накладные, есть счета-фактуры, нужно смотреть. Получил товар по 50 тенге, надбавка не должна быть больше 5 тенге. Сейчас акиматы двух крупнейших городов – Усть-Каменогорска и Семея – работают над тем, чтобы поставить заслон перекупщикам!

А что – разве неправильно? Совершенно правильно! Только вот как это сделать? В прошлом году наша газета поднимала тему «спекулятивных посредников», продающих населению электричество. Таких фирм, имеющих в окончании своего названия заморское слово «трейд», только у нас в области хоть пруд пруди. Эти трейдеры зачастую даже понятия не имеют, что такое электрическая энергия, как она производится и передается. Да и зачем им эти знания? У них есть офис, компьютер, стол, стулья. И больше ничего не надо. Передают электричество они только на бумаге, и берут свою долю накрутки на общий тариф. Две печати, две подписи «Покупатель» и «Продавец» – и считай денежки! Абсолютно прав Бердыбек Машбекович! Действительно эти посредники ничего не делают и наживаются. Особенно наглеют такие посредники в дачных товариществах. Например, в дачном товариществе «Ермак» стоимость киловатт/часа доходит до 14 тенге. Да еще внутри самого товарищества установлена оплата потерь более чем в 5 тенге за киловатт/час. Итого получается золотое электричество – 20 тенге кВт/ч! Мы задали трейдерам вопрос – чем вызвана такая стоимость, сколько средств вложено в ремонт сетей и трансформаторных пунктов? Трейдеры отгородились от наших неудобных вопросов коммерческой тайной. Направляли мы обращения и в акимат области, но ответа так и не получили. А ведь мы предлагали заключить с посредническими фирмами меморандум о снижении цен на электричество, поставляемое дачникам. Комитет по защите конкуренции также оказался бессилен что – либо сделать: все по закону, свободный договор продавца и покупателя. Вот и весь сказ о борьбе со «спекулянтами – посредниками». А ведь если бы электричество на дачах подешевело – дачники сказали бы только спасибо. Ведь они сами себя кормят. А сколько дач уже брошено! Многим не под силу нести такие расходы!

Это только один пример, показывающий, что вся нынешняя риторика о решительном наступлении на «спекулянтов» – это чистейшей воды показуха с целью «набрать очки» у народа. Несколько лет назад тогда еще начальник управления экономики и бюджетного планирования ВКО Анатолий Цыганков, выступая на заседании областного акимата, сказал, что только 15% экономического сектора – это реальная экономика. Остальное – виртуальная. Другими словами, только 15% участников экономического процесса производят реальные материальные и духовные ценности. 85% – это перепродажа, та же самая «спекуляция», а также различные финансовые операции, купля – продажа недвижимости, сдача помещений в аренду и прочее. Так что же теперь, уничтожать эти 85%? Кто в это поверит?

Вот что сказал по этому поводу Вячеслав Руф, учредитель ТОО «Рубиком» – известного в Казахстане производителя колбасных изделий (цитируется из газеты «Время»):

– Что такое спекулянт, вообще не пойму. Это раньше за спекуляцию сажали, а теперь это называется дистрибьюторскими компаниями, дилерами. Их задача – логистика и продажа. Это целая наука, отдельный вид бизнеса.

Трудно не согласиться с «колбасным королем». Действительно, раньше спекуляция считалась тягчайшим преступлением. Именно из-за того, что позволяла получать доходы, ничего не производя. А теперь это бизнес. И можно, например, на пути от угольного карьера до котельной или домашней печки создать десяток фирм, перепродающих уголь друг другу, и это будет законно. И не беда, что тонна угля вырастет в цене в несколько раз. Ведь это бизнес, и все по закону! Так что же – будем наступать на всех посредников? Если действительно повести такую решительную борьбу и ликвидировать посредничество как вид деятельности, то цены на самом деле могут стать «смешными». Но вы верите, что, например, будут ликвидированы посредники – энерготрейдеры? Или посредники в продаже угля? Или посредники в продаже бензина? Или зерновые короли? И я не верю. Там интересы таких олигархов придется задеть… Кто же их тронет!

Скромное обаяние «лавочников»


Активист из комитета местного самоуправления №5 Владимир Кучерявенко разразился гневной тирадой в адрес «лавочников». Его высказывание мы привели в начале статьи. В принципе он прав. Ошибается активист только в одном. Эти самые «лавочники» и есть средний класс, а если уж говорить точными научными формулировками, то «лавочники» – это мелкая буржуазия. Тот самый в целом реакционный, и в то же время колеблющийся слой буржуазии. Многие оказались в «лавочниках» вынужденно, оставшись без работы в момент развала страны. И начинали с «блошиных троп» и «челночников». Кто-то не выдержал, у кого-то не хватило способностей, кто-то ушел на стабильную работу.

А те, кто остался, и сформировали слой «лавочников». Активист говорит именно о низшем слое «лавочников», тех, кто арендует несколько квадратных метров на оптовках, и торгует конфетами, консервами и прочими продуктами и товарами.

Владимир Ильич Ленин, говоря о реакционности мелкой буржуазии, был прав. Пока ее не трогают, мелкая буржуазия всем довольна. Конечно, «лавочники» не имеют сверхдоходов. Да и труд их, в целом полезен. В момент полного развала государственной торговли именно они взяли на себя снабжение и продуктами, и товарами. И в целом с этой задачей справились. Уже потом возникли крупные торговые сети, ритейлеры, супермаркеты. А начиналось все именно с «лавочников». Не имея сверхдоходов, на хлеб с маслом они зарабатывают. 3-4 комнатная квартира, бывает, что сдвоенная на одной площадке, или даже средний коттедж, бытовая техника, как минимум подержанная иномарка, хорошая одежда, ювелирные украшения, сбережения в наличности, отдых в Турции или Таиланде – это минимальный набор «лавочника». И жизнь хороша, и жить хорошо, вроде бы все тип-топ.

Но сейчас «лавочников» тронули. Именно они в общественном мнении представлены как источник наших бед и трудностей. Вот и активист обрушил на них свой гнев. Конечно, «лавочники» имеют свой доход и свою накрутку. Но действительно ли они во всем виноваты? Наверное, абсолютно несправедливо, что именно «лавочникам» сейчас приходится «отдуваться» за девальвацию тенге. При этом они сами в числе пострадавших от обесценивания национальной валюты. Ведь покупают «лавочники» все за рубежом, начиная от трусов и кончая продуктами питания. Родное правительство, которое и провело девальвацию, совершенно не позаботилось о развитии отечественной промышленности.

Правда, власти вроде бы позаботились и о «лавочниках». Дано указание владельцам рынков и оптовок снизить арендную плату на 20%. А торговцы, в свою очередь, не будут повышать цены на свои товары.

На одном из рынков города беседую с «лавочницей», симпатичной женщиной средних лет.


– Вам снизили арендную плату?

– Пока мы еще не знаем. Вот пойдем платить за март, тогда и ясно будет.

– Получается, что обещание только на словах.

– Да.

– А сколько вы платите за свой уголок (небольшая витрина и пространство не более 6 кв. м)?

– 25000 тенге.

– Ничего себе! Аренда комфортабельного офиса стоит дешевле.

– На других рынках берут еще больше.

Итак, власть продолжает свое наступление, размахивая самым главным козырем: повысите цены – отберем лицензию. Только вот наступление какое-то выборочное. Одних долбят ежедневно, а другие – в касте неприкасаемых.

Если делиться, то всем!


Предельная накрутка на товар установлена в 10%. «Лавочники», удерживая эту накрутку, должны поделиться своими доходами и проявить, таким образом, сознательность. А почему государство не установит такой предельный уровень доходов для всех? Например, для нефтяных и газовых компаний. А остальное пусть идет в общий котел, направляется на социальные нужды. Вот тогда зажили бы! Представляете, 90% доходов нефтяных, газовых, угольных и прочих «королей» пошло бы на общественные дела! Кувейт, Эмираты и Саудовская Аравия поперхнулись бы от зависти, глядя на роскошную жизнь казахстанцев! К примеру, чистый доход компании «Казмунайгаз» в 2013 году составил 458,6 млрд. тенге. В нынешнем году доход запланирован поменьше – 334 млрд. тенге, но в связи с девальвацией наверняка он значительно повысится. Что такое чистый доход? Это средства, оставшиеся после всех производственных затрат и уплаты налогов. Куда пойдет этот чистый доход – неизвестно. Наверняка немалая часть на выплату бонусов топ – менеджерам. А если бы из этой суммы 400 миллиардов были направлены на общественные нужды! Это же два бюджета Восточно-Казахстанской области!

Что платят компании – недропользователи? Совсем небольшую сумму за использование природных ресурсов – в 2014 году 210 млрд. 074 млн. тенге при общем республиканском бюджете в 5,7 трлн. тенге. А ведь природные ресурсы – это общенародное богатство. Что по сравнению с этими миллиардами и триллионами 5 тенге, на которые власти не позволят повысить стоимость товара «лавочнику»? И это только общедоступные данные, данные по публичным компаниям. Мы не знаем, какие доходы получают иностранцы, владеющие нашими месторождениями, эти данные закрыты. Да, часть нефтяных и газовых доходов направляется в Национальный фонд. Планируется, что в этом году в фонд поступит 2,7 трлн. тенге. Мы не знаем, какая это часть доходов. Что имеет от Национального фонда простой народ? Больше 6 млрд. долларов было потрачено на поддержание курса валюты. В республиканской печати есть сведения, что немалая часть фонда тратится на покупку американских ценных бумаг. Выходит, что мы дважды поддерживаем американскую экономику – укрепляя курс доллара и вкладываясь в ценные бумаги США? А нам что от этого? Вот если бы на эти деньги возвели новые заводы и фабрики, сделали нашу экономику сильной, а государство социально ответственным…

Ведущие экономисты и политологи Казахстана прямо говорят о том, кто выиграл от девальвации тенге – сырьевые компании, работающие на экспорт. Наверняка не без «навара» осталась и финансовая элита. Но это в общих чертах. Назвать конкретные личности или группировки никто не может. По той простой причине, что владельцев этих компаний мы не знаем. Можем только догадываться, что речь идет об очень приближенным к власти персонам. Конечно, сделано это совсем не для того, чтобы делиться с народом новыми сверхдоходами. Лучше весь народный гнев направить на «лавочников».

Правда, принято решение направить 1 трлн. тенге на поддержку экономики, и, в частности, малого и среднего бизнеса. В долларах это получается 5,4 млрд. Для сравнения: на поддержку БТА Банка было направлено 14 млрд. долларов! Получается, что сырьевая элита обогатится на десятки триллионов сегодня и сразу, а малому бизнесу дают триллион, и то неизвестно, кому эти средства достанутся при нынешнем уровне коррупции. Есть сведения, что половина этой суммы пойдет на выкуп проблемных кредитов у банков.

Все пойдет по-прежнему


Долго ли власть будет таким административным способом держать цены? Скорее всего, до той поры, пока шум вокруг девальвации не затихнет. Возле каждого магазина и каждого лотка контролера не поставишь. На носу 8 марта. Праздник. А там пять дней отдыха – празднование Наурыза. Весна, расслабление, в апреле потихоньку начнется дачный сезон, а в мае и вовсе многие переберутся на свои огороды, а там лето, жара, отпуска, купание… Все забудется, все пойдет по-прежнему.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ