В Усть-Каменогорске в сложнейшем положении оказались сразу несколько промышленных предприятий: ТОО «Трест «Востокцветметгазоочистка», ТОО «Уралэнергоцветмет», ТОО «Усть-Каменогорское управление «Промтехмонтаж» и ТОО «Восток – Котлы». Эти уникальные, штучные специализированные организации смогли выстоять в сложнейшее время начала 90-х годов прошлого века, когда новые хозяева жизни кромсали экономику на кускии делили между собой. Выстояли, сохранили хотя бы частично свой потенциал, восстановили работоспособность.
Казалось бы, самые тяжелые времена уже вроде бы и позади. Но не тут – то было. Выстояв в годину лихих 90-х, работники этих предприятий и представить не могли, что снова окажутся под угрозой закрытия и разорения. Так что же случилось? Рассказывает директор ТОО «Трест «Востокцветметгазоочистка» Евгений Шинкарук:
– Наше предприятие было создано еще в 1967 году приказом Министерства цветной металлургии СССР для решения экологических проблем на предприятиях отрасли. На сегодня мы единственная специализированная организация в Казахстане, работающая в области охраны окружающей среды и защиты воздушного бассейна от промышленных выбросов. На предприятии работают 130 человек. Мы изготавливаем, монтируем, обслуживаем пылегазоочистное оборудование, ведем исследовательскую работу в этом направлении. Наши электрические и рукавные фильтры, пылеуловители, вентиляторы – дымососы и другое оборудование не уступают ведущим зарубежным образцам.
У нас много деловых партнеров, мы приобретаем материалы у разных поставщиков. В том числе в 2009-2010 годах мы работали с ТОО «ВК Предприятие Торро». Все поставки с этого предприятия были оформлены договором, оплачены, материалы поступили, налоги перечислены, имеются все счета – фактуры, накладные. Весь приобретенный материал был использован нами для изготовления рукавных фильтров, что также подтверждается документами.
Более того, в 2011 году городским налоговым управлением была проведена встречная проверка на предмет правильности отражения в налоговом учете проведенных операций с ТОО «ВК Предприятие Торро». Проверяли период с 25.03.2009 г. по 31.03.2011 г. В ходе проверки было установлено, что все обороты в бухгалтерском учете и декларации по НДС отражены. Таким образом, акт налоговой проверки подтверждает, что в проверяемый период нарушений налогового законодательства как со стороны ТОО «Трест «Востокцветметгазоочистка», так и ТОО «ВК Предприятие Торро» нет. Сами налоговики документально подтвердили, что на момент выписки счетов-фактур «Торро» являлось действующим предприятием, которое имеет юридический адрес, устав, органы управления. А также факт поставки приобретаемых материалов.
В 2013 году нас вновь проверяет городское налоговое управление. Мы узнаем, что 4 июня 2013 года решением Экономического суда ВКО по иску прокуратуры признана недействительной государственная регистрация ТОО «ВК Предприятие Торро» и оно ликвидировано.
– Ну и что? Мало ли предприятий ликвидируется. Вас как это коснулось?
– Для нас это имело самые тяжелые последствия. Налоговый комитет посчитал, что поскольку наш поставщик ликвидирован, то все сделки с ним недействительны. И наши затраты на приобретение материалов, а это огромные суммы, за два года почти 25 млн. тенге, исключены из вычетов при определении годовой прибыли. Естественно, прибыль после исключения этой суммы выросла в разы, значит, выросли и налоги. Так по корпоративному подоходному налогу нам дополнительно начислили более 5 млн. тенге, да еще и пени на 1,5 млн. В связи с тем, что наш поставщик был снят с учета как плательщик налога на добавленную стоимость с самого момента образования фирмы, нам еще дополнительно начислили и более 3 млн. тенге НДС, плюс пени на 226,5 тыс. тенге. Всего мы должны дополнительно заплатить налогов на 8 млн. тенге и пени почти 1,3 млн. Итого – более 9 миллионов! Где нам взять такие деньги? Это удар в сердце, удар на поражение! За что?! За то, что мы честно работали, платили налоги, поднимали экономику области?
– Какие действия были вами предприняты?
В разговор вступает юрист предприятия Наталья Ильясова.
– Интересно, что налоговики пришли к нам практически сразу после ликвидации нашего поставщика – ТОО «Предприятие Торро». Решение было принято в июне, а проверка у нас началась в августе 2013 года. Конечно, мы обратились в суд. Мы обжаловали уведомление налогового комитета и акт проверки. Также мы обратились в суд как третья сторона для обжалования решения о признании недействительной государственной регистрации ТОО «ВК предприятие Торро» и ликвидации этого предприятия. Ведь это решение непосредственно касалось нас, а мы даже ничего не знали!
– Как же развивалось дело дальше?
– 17 октября 2013 года кассационная коллегия ВК облсуда признает неправомерным решение об отмене регистрации и ликвидации ТОО «ВК предприятие Торро». Коллегия обращает внимание, что регистрация была проведена по закону. В мотивировочной части даже есть такой вывод: «Суду следовало учесть, что удовлетворение такого иска влечет определенные правовые последствия как для самого ликвидированного лица, так и для его контрагентов». Мы как раз и есть те самые «контрагенты». Дело было направлено на новое рассмотрение.
– Получается, что «Торро» решением суда было фактически восстановлено. В таком случае, у налогового комитета уже не должно было быть к вам никаких претензий?
– Мы тоже так думали. На следующий день, 18 октября, рассматривался уже наш иск к налоговому комитету. Конечно, мы ожидали положительного решения в нашу пользу, учитывая новые обстоятельства. Но, наше разочарование было очень горьким.
– Неужели суд оставил в силе все громадные суммы, дополнительно начисленные налоговиками?
– Суд принял половинчатое решение. Он признал, что исключение из затрат наших расходов на приобретение материалов у «Торро» сделано налоговым комитетом неправомерно. Налоговым законодательством не предусмотрен запрет на вычет затрат по сделкам на том основании, что имеется решение суда о признании недействительной регистрации юридического лица. 5 миллионов дополнительного корпоративного налога с нас сняли.
А вот по НДС логика просто изумительная. Поскольку ТОО «Предприятие Торро», в связи с ликвидацией по решению суда снято с учета как плательщик НДС с момента регистрации, с 1 мая 2009 г., то и зачет по этому налогу не производится.
– Вы обжаловали это решение?
– Конечно. 11 декабря 2013 года апелляционная инстанция областного суда оставила это решение в силе.
– А как же новые обстоятельства? Ведь к тому моменту «Торро» было практически «воскрешено».
– Этот момент в судебном постановлении отражен. Вот что записано: «Стороны не приведены в первоначальное положение, ТОО «ВК предприятие Торро» не восстановлено на учете как плательщик НДС». Поэтому и «не имеется оснований для отмены доначисления суммы НДС».
– Новое рассмотрение дела по ликвидации «Торро» уже состоялось?
– Оно состоялось 25 декабря 2013 года. Суд отказал в иске прокурору. «Торро» восстановлено. Но налоговый комитет, как третье лицо по этому иску подает апелляционную жалобу.
– Почему же налоговики не приостановили свои действия? Ведь ключевой момент во всей этой истории – будет закрыто «Торро», или нет. Пока идут судебные разбирательства по этому поводу разве правомерно взыскивать огромные суммы? А если все-таки «Торро» будет окончательно восстановлено, тогда что – налоговый комитет будет возвращать эти миллионы? Насколько я знаю, это практически нереально.
– Для нас это совсем нереально. Потребуются новые многомесячные, если не многолетние судебные разбирательства, а предприятия к тому времени уже просто физически не будет. Ведь нам, все-таки, придется заплатить и налог на добавленную стоимость, и корпоративный.
– Почему? Ведь корпоративный налог сняли?
– Налоговый комитет подал кассационную жалобу и 20 февраля кассационная коллегия ВК облсуда эту жалобу удовлетворила.
– А какими аргументами руководствовались судьи? Ведь уже две судебные инстанции, ссылаясь на закон, отменили доначисление по корпоративному налогу!
– Все теми же. Ликвидацией ТОО «Предприятие Торро». Представленные нами первичные бухгалтерские документы, подтверждающие наши расходы, не могут быть признаны доказательствами.
– Как же так?
– Цитирую постановление суда: «Так как государственная регистрация ТОО «ВК предприятие Торро» признана недействительной, соответственно выписанные от имени указанного юридического лица документы также являются недействительными, поскольку такого юридического лица как субъекта гражданско-правовых отношений и участника договорных отношений не существует».
– Как говорил герой фильма «Ирония судьбы или с легким паром!» – «железная логика». Но ведь в тот момент, когда вы сотрудничали с «Торро», эта фирма реально существовала! И материал вы получили реальный. И фильтры сделали реальные, они уже работают, защищают город от пыли и газа. А получается, что все это невидимки, что ли?
– А как еще доказать эти очевидные вещи? Мы пытаемся доказать, но безуспешно.
Да, в таком случае, наверное, даже биться головой об стену бесполезно. Итак, «Востокцветметгазоочистке» придется все же заплатить более 9 миллионов тенге дополнительных налогов. А предприятию «Уралэнергоцветмет» предстоит внести в бюджет гораздо большую сумму – свыше 20 миллионов дополнительных налогов!
– Сейчас начнется исполнительное производство, наш счет арестуют, и работа будет парализована, – говорит директор ТОО «Трест Востокцветметгазоочистка» Евгений Шинкарук. – Таких денег у нас нет, распродавать нам тоже нечего. Мы, конечно, будем подавать жалобу в Верховный суд. Но судоисполнители придут не сегодня, так завтра. Пока жалобу рассмотрят, пройдет несколько месяцев.
Руководители четырех предприятий готовят обращение на имя Президента. Они все-таки надеются, что справедливость каким-то образом восторжествует.
Получается, что изобретен еще один способ легального отъема денег. Признать через суд фирму недействительной (не лжепредприятием!), а потом взыскивать дополнительные налоги со всех, кто, так или иначе, сотрудничал с этой фирмой.
Такое впечатление, что власть видит в каждом из нас потенциального преступника. И озабочена только тем, что бы еще сделать такое, чтобы обвинить в преступлении. Даже если никакого преступления нет. Значит, нужно его придумать.
О чем думают чиновники? Хотя бы в этом случае? Ну, соберут они дополнительные 40-50 миллионов в бюджет, а дальше что? Сотни людей потеряют работу, предприятия разорятся. А кто будет делать оборудование для наших металлургических гигантов? Где заводы будут брать те же фильтры? Опять в Китае?
Неужели действительно для того, чтобы решить текущую, сиюминутную задачу пополнения бюджета, нужно уничтожить сразу несколько уникальных предприятий? Других средств нет, господа налоговики? Оглянитесь вокруг. Поезжайте на улицу Колхозную в Усть-Каменогорске, посмотрите, как бойко идет торговля нелегальной водкой и спиртом. Торгуют уже лет 20, с самого развала Союза. Жили торговцы в обычных домиках, а теперь какие дворцы! Раньше огненную воду наливали из фляги, а теперь прямо из крана.
Такое впечатление, что водко и спиртопровод проложены напрямую из находящегося в ста метрах винно-водочного комбината. Практически весь город едет на Колхозную накануне свадеб, дней рождения, праздников. Наверняка отовариваются там и сами налоговики. Горожане так и называют эту водку – «Колхозка». Автор данной статьи несколько лет назад обращался по этому поводу в финансовую полицию. Ответ был такой: чтобы можно было привлечь торговцев нелегальной водкой к ответственности, необходимо сделать контрольный закуп на сумму не менее 500 МРП. Т.е. приобрести водки почти на миллион! А бутылка – полторашка не считается. Сколько же миллионов, миллиардов ушло мимо бюджета на улице Колхозной! Сами торгаши – только видимая часть этой империи. И достается им мизерная часть тех денег, которые крутятся в этом нелегальном бизнесе, хотя на особняки хватает. А вот кто реально за этой империей стоит – можно только догадываться. Ясно, что это люди очень могущественные, если за 20 лет совершенно открытой торговли ни одна правоохранительная и налоговая структура не тронула «Колхозку». Гораздо проще задавить тех немногих, кто еще пока занимается производством. При таком подходе не в 2050 году, а гораздо раньше в стране останется только выжженная пустыня да верблюжья колючка.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ