КУДА ПОДАТЬСЯ

Газета "Flash!"

В натуральном лабиринте оказались и больные, и медики после вступления в силу очередной реформы в здравоохранении. Причем, в лабиринте, из которого нет выхода. Мы уже рассказывали нашим читателям о сути очередных новаций в медицине («Для чего уничтожают здравоохранение», №2 (271), 30 января 2014 г.). Кратко напомним

С этого года весь объем средств на первичную помощь направляется в семейно-врачебные амбулатории. Если больному требуется дополнительное обследование и направление к узкому специалисту, он получает направление от терапевта. Далее он может идти только в то консультативно-диагностическое учреждение, с которым у СВА заключен договор. Затем СВА должно оплатить обследование больного по утвержденному минздравом тарифу. Вот такая сложная система. Кроме того, что взаимоотношения «врач-больной» и между лечебными учреждениями невероятно усложнились и запутались, так еще и тарифы родное министерство установило просто нищенские. Так, прием терапевта по расценкам минздрава стоит 728 тенге. Для сравнения: самая простая мужская стрижка в парикмахерской сегодня обходится не менее 1000 тенге. Из этих 728 тенге и нужно будет оплатить услуги узкого специалиста, к которому терапевт направляет больного.

Как мы и говорили в предыдущей статье, с февраля в больницах началась полная неразбериха и настоящая война между врачами и пациентами. Причем, в этой напряженности не виноваты ни те, ни другие. В результате, как всегда страдают люди, страдают больные, они оказались крайними.

Рассказывает Любовь Колосова:

– Я болею сахарным диабетом, инвалид II группы. Прикреплена к СВА по ул. Грузинской. Чтобы получать бесплатные лекарства, мне нужно регулярно проходить обследование и брать рецепт. Раньше рецепт выдавался на три месяца, сейчас на месяц. В нашей СВА нет эндокринолога, и я всегда ходила на обследование и получение рецепта в Амбулаторный центр на Абая. На днях, как и обычно, пошла туда. Но в регистратуре меня огорошили – прием только за деньги, нужно сдать на платной основе общий анализ крови на сахар и оплатить 300 тенге за прием врача. Я изумилась – почему? Оказалось, что наша СВА не заключила договор с Амбулаторным центром. Как так – всегда было бесплатно, а теперь нужно платить? У меня нет денег, я получаю пенсию 39000 тенге, кое-как свожу концы с концами, питание для диабетиков обходится значительно дороже, чем для здорового человека, – возмущается Любовь Викторовна.

– От диабета у меня болеют ноги. Куда я еще пойду? До этой больницы кое-как добралась. Я, конечно, подняла скандал. Пришла заведующая, мы долго спорили, они доказывали мне, что теперь такая система, я грозилась пойти в облздрав и в газету. В конечном итоге, меня все-таки приняли и выписали рецепт.

Но на этом злоключения не закончились.

– Пошла я в аптеку на пр. Независимости, 23. А нужного лекарства (лантус) там оказывается, уже нет давно, около полутора месяцев. Попросили зайти на следующей неделе. Легко сказать «зайти». Для меня это целая проблема с моими ногами. И пошла я из аптеки сразу в облздрав, к Овсянникову. Он обещал разобраться. Теперь для меня главное – наконец – то получить долгожданное лекарство. Я со страхом думаю – а куда же я пойду через месяц. Что – опять со скандалом добиваться, чтобы меня принял эндокринолог? Для чего сделали все эти реформы? Чтобы людям стало тяжелее?

А вот министр здравоохранения Салидат Каирбекова, посетившая недавно с визитом Восточный Казахстан, считает, что главная цель реформы – «подтянуть работу первичного медико-санитарного звена до уровня мировых стандартов». Неужели то, что сейчас творится в лечебницах, это и есть «мировые стандарты»? Или «мировой стандарт» – это полностью платная медицина, к чему мы сейчас фактически и пришли? А ведь впереди нас ждет переход к страховой медицине. То ли еще будет…

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ