КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА?

Газета "Flash!"

«… Помните, именно вы, молодежь независимого Казахстана, являетесь самым главным достоянием страны, и от вас зависит будущее нашей Родины – Республики Казахстан! Нурсултан Назарбаев, из выступления на 1 съезде молодежного крыла «Жас Отан».


Сегодня сама история предоставила молодым людям особую возможность участвовать в воссоздании своего государства, общества, которое ставит перед ними немало задач и сложных вопросов. Главный из них: удалось ли сегодняшнему молодому человеку найти свое место в новой формации? Что нужно для этого? Готова ли нынешняя молодежь продолжить традиции старшего поколения? Какова в этом функция общества в целом.

Как молоды мы были, как искренне любили,

Как верили в себя…


Хотя мне по долгу службы не один год пришлось заниматься проблемой и разработкой основных направлений работы с молодежью на местном уровне, тем не менее, совсем непросто говорить о современной молодежи.

Но все познается в сравнении. И, конечно, то, что я скажу, не претендует на истину в последней инстанции. Я просто попробую высказать собственную точку зрения.

Когда мы, люди нашего поколения, дети предвоенного и военного поколений (дети ­войны), где мы жили в условиях настоящего братства, единства, взаимопонимания и даже самопожертвования, нам казалось, что так будет всегда. Но спустя какое-то время, совсем немного, все пошло не так, как мы думали. Наши родители, братья, те, кто прошел войну, работал в тылу, решили: мы настрадались, так пусть хоть наши дети поживут, не зная лишений. И по мере сил они холили детей, оберегали от этих самых лишений. Создавали для молодежи тепличную обстановку. Со временем началось повальное увлечение западной музыкой, модой, одеждой, достаточно дорогой или даже чрезвычайно дорогой. Хотя все мы воспитывались на примерах старшего поколения, таких как Павел Корчагин из романа Николая Островского «Как закалялась сталь», шахтеров – стахановцев, «Молодой гвардии», Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, покорителей целины и других замечательных личностей, но в итоге молодежь последующих поколений оказалась на распутье. Плюс ко всему – на нее достаточно активно воздействовала буржуазная массовая культура: фильмы, журналы, потом появились видеозаписи. А за этим последовали ложные идеалы, которые подбрасывала западная идеология: цинизм, безответственность, отход от активной жизненной позиции. Все случилось так, как запланировали заокеанские идеологи.

Советские идеологи прозевали этот процесс. И к чему мы пришли? Я имею в виду проникающую идеологию Запада, которая во главу угла ставит интересы личности. В русской, советской цивилизации высшими ценностями были любовь к Родине и патриотизм. «Моя хата с краю» – это не про нас.

Ключевая фигура США того времени – директор ЦРУ Аллен Даллес с подачи все тех же аналитиков предложил план реализации американской послевоенной доктрины против СССР. Этот текст нам еще в 1978 году однажды вручили на совещании в ЦК КПСС в Москве. Значит там знали все, что происходит в стране. Нам дали напутствие: активизировать работу с молодежью на местах, хотя всем известно, что рыба гниет с головы. Вот что писал Даллес сразу после войны в 45 – м году: «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа…Мы будем вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма…Честность и порядочность будут осмеиваться…Предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».

Так у нас сначала появились так называемые стиляги…, а дальше – развал. А ведь все прошло как по нотам, однажды утром мы проснулись в другой стране, не стало общей Родины – СССР.

Все мы – дети

своего времени


Вот что означает отсутствие, либо слабая работа с молодежью. Есть о чем задуматься. Но давайте спустимся на нашу грешную землю.

Самое страшное то, что государство сегодня не может защитить своих граждан от воздействия чужеродных западных идей. С помощью Интернета идет идеологическая диверсия. Из-за навязывания туманных принципов демократии молодежь стремится к свободе, нарушая закон и элементарные нормы морали. За всем этим стоит стремление завоевать умы казахстанской молодежи, чтобы остановить развитие нации, страны. Посмотрите, как в западных фильмах, телепередачах культивируется нетрадиционная любовь!

Многие молодые люди сегодня находятся в стрессовом состоянии, не видят перспектив, поэтому в них уйма агрессии, которую они готовы выплеснуть на артиста, полицейского, да хоть друг на друга, под влиянием коллективного бессознательного эффекта толпы. Молодые матери выбрасывают новорожденных на помойку, оставляют на вокзалах и так далее

На днях произошел случай, о котором нельзя умолчать. Представьте себя женщину с тремя легко одетыми несовершеннолетними детьми почти при двадцатиградусном морозе (младшему сыну 2 годика, старший- ученик 3-го класса). Собственной квартиры нет, карман пустой, скоро вечер: кто их пустит ночевать, кто накормит голодных детей? Выручил (спас) семью депутат облмаслихата, генеральный директор телекомпании ТВК -6 Омарбек Байуаков. По его просьбе не по – казенному (как бывает часто), а по матерински отнеслись к этой семье работница городского отдела образования Роза Омарова и директор Центра адаптации несовершеннолетних детей Айтжамал Чалкарова. Иначе дети давно бы оказались в детском Доме… История типичная. Мать – сама воспитанница детского Дома. Своего жилья нет, муж умер, скиталась по съемным квартирам. Однажды, из-за безысходности, детей оставила у знакомой женщины, и надолго исчезла. Не дождавшись «пропавшую», знакомая вынуждена была позвонить в органы опеки и попечения, детей немедленно поместили в Центр адаптации несовершеннолетних детей. К счастью, мать вовремя опомнилась. Я был свидетелем встречи после многомесячной разлуки матери со своими детьми. Это надо видеть, словами не расскажешь…

Депутат устроил мать на постоянную работу в крестьянское хозяйство в качестве повара. Сейчас двое детей проживают вместе с матерью, старшего сына устроили в интернат для детей из малообеспеченных семей. Байуаков О.К. взял его под свой патронаж, оплачивает все расходы за проживание в этом детском учреждении, купил для него одежду: школьную и спортивную формы, обувь, школьные принадлежности.

Что было бы с этой семьей, особенно с детьми, как сложилась бы их жизнь, если бы они не получили своевременную человеческую поддержку и родительскую заботу от депутата облмаслихата…

Надо отметить, что государство во все времена уделяло воспитанию молодежи, может быть и не совсем должное, но дежурное внимание: на этот счет имеются немало хороших постановлений, законов и так далее Но беда в том, что все они не были достаточно подкреплены финансовыми ресурсами, остались не реализованными, то есть на бумаге, Казахстан – не исключение.

Например, 28 июня 1991 года Верховный Совет Казахской ССР принял Закон «О государственной молодежной политике в Казахской ССР». Как же он будет работать, если (цитирую): для финансирования целевых молодежных программ и мероприятий в области государственной молодежной политики местные Советы народных депутатов Казахской ССР «полномочны» создавать за счет средств местного бюджета, добровольных отчислений предприятий, общественных организаций и взносов граждан молодежные фонды…».



Разве такой закон

будет работать…


Этой проблемой были озабочены и местные органы власти. В 1996 году, мне, как пресс – секретарю акима Семипалатинской области (числился в отделе социальной сферы акима, тогда так назывался отдел), как бывшему опытному идеологу обкома партии, журналисту, в целях совершенствования работы с молодежью области, создания необходимых экономических, социальных, правовых и политических условий для духовно-нравственного и физического развития молодых людей, формирования у них профессиональных навыков в условиях рыночной экономики, было поручено разработать Концепцию «Об основных направлениях работы с молодежью Семипалатинской области на 1997-2000 годы». За основу было взято решение Жамбылского областного маслихата от 25 мая 1996 года. Нам казалось, что начали поворачиваться лицом к молодежи.

В течение одного месяца мне удалось завершить эту работу, еще больше времени ушло на различные согласования, особенно вопросы финансирования.

В Концепции были обозначены разделы: общие положения, социальная служба для молодежи, структура социальной службы, молодежь в экономической сфере, содействие социальным инициативам молодежи, организационное и финансово-материальное обеспечение программы, смета расходов по кварталам, предлагаемые штаты, План мероприятий по реализации данной Концепции (ответственные лица). Цена Концепции – 1 млн. 148 800 тенге (по тем временам огромные деньги). Но ее так и не реализовали. Причина – не стало Семипалатинской области (оптимизация, объединение областей), а в отдельно взятом регионе такая программа не подъемная. (Сейчас хранится в моем личном архиве).

Что же теперь делать? Нужна очень умная, продуманная политика в работе с молодежью. Молодежь сегодня весьма образованная. В наше время образование в семь классов было максимумом. Я часто сравниваю себя с нынешними семиклассниками. После семилетки мы, пережившие ужасы военного и послевоенного времени, голод, холод, нищету, взрослели не по годам и становились полноправными колхозниками. Доводили до нас нормы выработки трудодней по максимуму, закрепляли лошадь и телегу, работали в лесу на заготовке дров, уборке хлебов и картофеля (помню, как я нес по доске на спине мешок картошки в хранилище и шатался, но старался не подавать виду).

Сегодняшние семиклассники, к сожалению, в отличие от нас, физически слабые, они еще дети, многие из них в глазах у родителей – «Пай мальчик, не плачь, дам конфету…».

В армии, например, в учебном подразделении, многие призывники с 3-4 классным образованием слабо умели читать и писать. Это были парни в основном из Молдавии, Грузии, Киргизии, Азербайджана, Ульяновской, Саратовской и Рязанской областей и так далее А нас, из 130 парней, с семилетним образованием в учебке было всего 12-14 человек. И нас, грамотных по тем временам, определили служить в штаб Одесского военного округа.


Хотя современная молодежь куда более информирована, грамотная во всех отношениях, она – продукт своего времени. Они, конечно же, асы в компьютерной технологии, пользуются интернетом, как рыба в воде. Молодежь моего поколения – это одно, теперь – совсем другое. Так что со старыми мерками уже подходить нельзя. Такой подход, «дедовский», допотопный, поэтому обречен на поражение.

СОЦИАЛЬНЫЕ ВИРУСЫ

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ


На Западе иногда молодежь называют «потерянным» поколением. Это кощунство. Без молодежи нет будущего страны, общества. И если в таком обществе молодежь оказывается «потерянной» – это, прежде всего, «потерянное» общество, общество без будущего. Я думаю, что запретами (допустим, западной музыки) делу не поможешь. Это ни к чему не приведет. Напротив, запретный плод станет еще слаще. В то же время, не секрет, что молодежь легко поддается информационному влиянию. Найти в явлениях современного мира, молодежной среды, позитивное, ценное – вот что важно. Это мы уже проходили. Так, к концу 80-х годов прошлого века комсомолу не только разрешили, а рекомендовали заняться коммерцией. И он стал полноправным членом системы международного молодежного туризма «Спутник». Начался международный туристический обмен. В 1986 году в СССР были приняты туристы, в основном молодежные группы, из 34 капиталистических и развивающихся стран, а советские туристы посетили 30 таких стран. В большинстве стран Запада была развернута антисоветская кампания. В страну потекли ­видеокассеты сексуального характера. Старожилы помнят, как и в нашем городе, на вокзалах, в гостиницах, других общественных местах повсеместно открылись платные видеосалоны. Появились и частные, подпольные видеосалоны. Туда приглашалась молодежь парами, спиртные напитки лились рекой, там рекомендовали и разрешали заниматься сексом. Когда при идеологическом отделе обкома партии опомнились и образовали специальную рабочую группу по изучению и принятию соответствующих мер по этим фактам, в состав которой вошли работники партийно-советских, профсоюзных и комсомольских органов, КГБ и других правоохранительных структур, уже было поздно. Мы провели несколько рейдов, изъяли у них десятки видеокассет (точнее 43 штуки) сексуального характера, такие как: «Приключения сантехника», «Екатерина вторая», «Анжелика» и др. польского происхождения. Но, как говорится, поезд уже ушел.

Через два дня после этого рейда, ко мне в кабинет (в обкоме партии) явились три парня спортивного телосложения и заявили: «Если не вернете наши кассеты – у вас будут большие проблемы в семье…». Мы вынуждены были возвратить видеокассеты этим хозяевам, правда, размагниченными, чтобы избежать приключений…

А что сегодня, в условиях, когда нет никакой цензуры? Испокон веков говорилось и писалось про «это» благопристойно. Вспомните строки из популярной песни «Коробейники»: «Только знает ночь глубокая, как поладили они. Распрямись ты, рожь высокая, тайну свято сохрани».

И все. Дальше об «этом» ни слова. Зачем же сейчас понадобилось об интимной стороне жизни в газетах печатать, пропагандировать «жриц любви»? Слова «путана», «проститутка», «трахнуться», «гей», «презерватив», «гомосексуалист», «сутенер», «лесбиянка» – все время на слуху. Они сыплются на наши головы из песен, реклам, радиопередач, кинофильмов, телепрограмм.

Какие объявления публикуются в столичных, да и городских газетах! Дамочки предлагают свои услуги в одиночку и группами. А какие эпитеты используют! «Сказочная», «волнующая», «знойная», «обворожительная», «эффектная», «миниатюрная», «сногсшибательная», «страстная», «любвеобильная», «возбуждающая», «сладострастная» и так далее и т.п.

Некоторые объявления для пущей убедительности печатаются в стихах, типа: «Я красива и стройна! Темпераментна, нежна. Загляни-ка на часок. Опыт очень мой высок». Возраст путан разный. Вот предлагает секс – услуги «бабушка с перчинкой» 50 лет, а 45- летняя незнакомка обещает «свести с ума любого мужчину». Очень часто предлагают «услуги» 18-20 летние, у которых жизнь только начинается. Значительная часть девушек подается в проститутки ради легких денег. Другие выходят на панель, чтобы расплатиться за учебу, купить лекарства для больных родителей… До чего же мы дожили! Тяжелый осадок на душе от всего этого. Неужели, ничего святого теперь не осталось? Да, мы очень долго боялись произносить вслух термин «половое воспитание». Школа, другие воспитательные институты фактически устранились от упомянутых проблем, либо подходят к ним формально.

Все это также итог отсутствия в СМИ цензуры, такого никогда не было в советской печати. К прессе долгие годы мы относились как к продолжению властных структур, выразительнице сугубо официальной – партийной, государственной, правительственной точки зрения. Когда же страницы различных изданий в одночасье превратились в «домашнюю кухню», ту самую, где всегда велись разговоры не для печати, когда на читателя обрушился поток никем не управляемой информации – разной – и честной, объективной, и лживой, и тенденциозной – тут трудно было не растеряться.

Наш читатель традиционно верит печатному слову. Привычно верит спорному, на мой взгляд, утверждению, что пресса не делает жизнь, она ее отражает. Но сейчас это отражение стало очень сильно зависеть от того, в чьих руках зеркало. Несмотря на принятые законы, к сожалению, падает ответственность за правдивость, объективность информации. В погоне за читателем теряют чувство меры, вкус. А борьба на газетном рынке обостряется. Я не призываю, чтобы снова ввести цензуру для СМИ, а призываю собственников и руководителей прессы (у каждого есть дети, внуки, племянники) руководствоваться внутренней цензурой. Порнокино, журналы и газеты определенного толка, телевидение играют свою отрицательную роль в сознании молодежи, мораль становится расплывчатой, двусмысленной. Порою нельзя включить телевизор при детях (внуках) из-за фильмов, изобилующих откровенными сценами. Мальчик, психика которого только формируется, смотрит на певца в лосинах и сережках. А ведь это не пройдет бесследно! Компьютерные игры, цель которых – убийство, специально созданы для того, чтобы формировать в наших подростках агрессию. Какая нужда пропагандировать однополые браки, образ жизни геев и лесбиянок? Навязчивое вторжение в сокровенность интимной жизни, отрицание всякой морали разъедает нравственность. Исчезают тайна и чистота. Если все пойдет такими темпами и дальше, то настоящей катастрофы ждать недолго…Нам, кажется, скорее, грозит культурное обнищание, нежели экономическое.

Думаю, что государство слишком увлеклось поднятием экономики, увеличением прибыли, забыв о развитии культуры, формировании собственной идеологии. Становление личности современных молодых людей проходит в новой, довольно сложной и противоречивой экономической и социальной ситуации. Стимулы к учебе резко снижены, интерес к образованию низок. В результате полученные знания неустойчивы. После получения диплома до половины всех профессий, которые получают выпускники учебных заведений всех типов, остаются невостребованными на рынке труда, поэтому значительная часть молодых специалистов не в состоянии самостоятельно найти работу, а тем более по специальности, особенно, такие как юристы, экономисты. Зачем тогда 20 лет учиться, если они никому не нужны! Молодые люди после окончания школы попадают в обостренную ситуацию.

Необходимо создать банк данных о рабочих местах на предприятиях всех форм собственности и в организациях для молодежи при социальной службе.

Особой защитой государства должны пользоваться лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние).

На государственном уровне решать жилищные проблемы молодежи (арендное жилье), предусмотреть льготы для молодоженов.

Надо и дальше продолжать «молодежную практику», которая должна снизить уровень молодежной безработицы, предоставляя молодым людям возможность приобретать профессиональные навыки для получения постоянного рабочего места.

Недопустима коммерция в культуре. Билеты в музеи и в театры подорожали. Ликвидированы те достижения, общечеловеческие ценности, которые реально были в советскую эпоху. Поэтому учащаяся молодежь не может ходить в театр, происходит девальвация этих ценностей, молодые парни и девушки теряют чувство патриотизма. В ряде стран мира музеи для детей вообще бесплатны. Если мы не будем с детства воспитывать у ребенка любовь к хорошей музыке, к народной, например, к патриотической песне, то этот пробел будет захвачен каким – либо тяжелым роком. Или просто странной музыкой, которая сейчас размножилась в невероятном масштабе. Нельзя забывать, что музыкальное искусство – искусство важное, идеологическое.

Глядя на современную молодежь, у старшего поколения людей все чаще вызывают беспокойство так называемые приверженцы нетрадиционных религиозных течений. Девочки в хиджабах, юноши в коротких штанах и с бородкой. А ведь мы относим себя к светскому государству. И понимаем, что кто-то воспользовался хрупким сознанием детей, их непросвещенностью, втянув в религиозную секту. Это уже прямое наше упущение в идейно-воспитательной работе. Все это необходимо учитывать в процессе воспитания подрастающего поколения и нам с вами, и особенно педагогам.

Подрастающая молодежь видит, как некоторые взрослые пренебрежительно относятся к бывшим героям, смотрят в кинотеатрах, как уродуется история, превращаясь в пародию, и читают в Интернете, как их сверстники из России жарят яичницу на пламени Вечного огня и грабят стариков, отбирая у них ордена и медали. Стоит ли удивляться после этого, что слово «патриотизм» воспринимается как синоним идиотизма. А на вопрос: «Пойдешь ли ты защищать Родину?», честный парень ответит: «Я что, дурак что ли?»

Главная наша цель – привить молодежи казахстанский патриотизм, уважение к символам страны – Гербу, Гимну, Флагу. Необходимо в школах, колледжах, ВУЗах, начиная с детских садов организовать изучение Гимна и других Символов РК.

Может быть, надо ввести изучение текста и партитуры Гимна РК в ЕНТ.

Восстановить шефство предприятий и учреждений над школами, а школы над детсадами, воинскими частями, домами престарелых и так далее

Трудности нашего времени не только не обошли молодых, а наоборот, как снежный ком взвалились на их хрупкие плечи: молодеет безработица, растет количество разводов, снижается рождаемость, молодежь ощущает на себе «все прелести» социальной несправедливости. Она оказалась наиболее ущемленной социальной группой, не способной своим трудом обеспечить себе приемлемые жизненные условия и нормальное социальное самочувствие. Из-за отсутствия рабочих мест среди молодых людей растет преступность и наркомания. Переход к рыночным отношениям породил новые требования к человеку: теперь он сам, а не государство, отвечает за свое благополучие. Только личностная позиция позволяет быть востребованным в профессиональной деятельности и независимым в жизни.

Важно понимание, и, прежде всего, самой молодежью, что она не просто категория, не просто часть общества. Молодежь – это перспектива, это потенциал, это и есть само общество, это защита своих исконных духовных ценностей.

Владимир ПИГАВАЕВ

член Союза журналистов СССР и Казахстана

г. Семей