Ценовая лихорадка? Нет, это не лихорадка

Газета "Flash!"

«Россияне едут в Казахстан и скупают наши дешевые овощи, чуть ли не вагонами. Влет забирают лук, капусту, картошку. Таможенный союз дает такую возможность, рынок открылся. С одной стороны – это хорошо, сельчане поднимутся. Раньше они не могли продать тот же лук по 25 тенге, сейчас россияне забирают по 45. Наши хозяйства уже планируют увеличение площадей и урожая на следующий год с учетом российского рынка. С другой стороны – это ведет к повышению цен и внутри Казахстана», – так объясняет повышение цен на овощи начальник отдела предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии Усть-Каменогорска Кайрат Уразбаев.

С этими доводами можно согласиться. Действительно, Таможенный союз открыл перед сельчанами необъятный российский рынок. Россияне скупают не только овощи, но и гречку, подсолнечник, что также привело к росту цен. Слишком поздно правительство приняло меры в виде запрета на вывоз этой продукции за границу. Поскольку, однажды поднявшись, цены уже не опускаются. Хотя, и эти меры весьма спорные. Почему нефтяникам можно гнать нефть за границу, а ту же гречку продавать нельзя. В кои веки крестьянские хозяйства получили возможность подняться – и им тут же эту возможность обрубают.

А вот как объяснить рост цен на хлеб? Здесь власти приводят просто детские доводы. Судите сами. Еще 17 июня вице-министр сельского хозяйства А.Евниев (кстати, к сегодняшнему дню уже бывший) заявил буквально следующее: «На фоне уменьшения спроса увеличивается производство зерна, что приведет к снижению его стоимости». Прошло три месяца – и власти уже так объясняют рост цен на хлеб: в условиях засухи цены на зерно выросли со 100 до 250 долларов за тонну, да еще выросла стоимость мазута, что увеличило оплату услуг перевозчиков почти в 2 раза. При этом уже никто и не заикается о том, что огромное количество зерна осталось от прошлогоднего урожая. Тот же бывший вице-министр привел такие цифры: по состоянию на июнь на элеваторах хранилось 6,2 млн. тонн зерна, а у производителей – 2,8 млн. тонн. Итого – 9 млн. тонн! О каких последствиях засухи при таких запасах можно говорить? Да и этот год – не такой уж бедственный. Например, в ВКО ожидается сбор зерновых в 600-650 тыс. тонн (в 2009 году – было собрано 1,2 млн. тонн), а для нужд области нужно всего 230 тыс. тонн. Из прошлогоднего урожая в ВКО также осталось около 1 млн. тонн. Так что никакого дефицита зерна ни в Казахстане в целом, ни в регионах – нет. В то же время, мука подорожала с прошлогодних 30-35 тенге до 55-60, не исключен рост и до 70 тенге за килограмм. Никакого логического объяснения такому взлету цен нет. Кроме одного – интереса владельцев крупных зерновых хозяйств и зерноперерабатывающих предприятий, говоря проще – аграрных олигархов. Ничто не мешает государству сделать массированный закуп зерна хотя бы из прошлогодних запасов по доступным ценам и направить муку на хлебозаводы. Ничто, кроме одного – во власти есть либо лоббисты аграрных олигархов, либо сами аграрные олигархи. А против своих интересов они принимать решения не будут.

Пока же наши власти предпринимают довольно смехотворные меры по обузданию роста цен. Это или пресловутые меморандумы, причем, они касаются только торговли, или призывы к населению звонить и сигнализировать о растущих ценах. Есть еще и предложения внести изменения в законы о торговле. Если в течение месяца цена на социально значимые продукты поднимется более чем на 30%, то в таком случае власти будут разбираться и могут ввести государственное регулирование цен. Когда слышишь такие предложения от министров, да еще их поддерживают и депутаты – становится и смешно, и грустно. Ну, примут этот закон. И кто будет поднимать цену на 30%? Поднимут на 29 – и никаких проблем. Сейчас, например, кефир – безусловно, социальный продукт, вырос в цене на 10 тенге. Это составляет 7,1%. Вполне проходит такое повышение, можно повышать и больше, а в следующем месяце – снова. Так что ни к какому серьезному препятствию на пути роста цен эти предлагаемые меры не приведут. Это так, видимость заботы о народе, для электората.

Казахстан входит в число крупных нефтедобывающих стран. К ним относятся и такие страны, как Иран и Венесуэла. Так вот – в Иране литр бензина стоит менее 10 центов (в переводе на казахстанскую валюту – менее 15 тенге), а в Венесуэле – 0,025 доллара, т.е – 3,75 тенге! Причем, такие цены на бензин были в этих странах и в период, когда нефть стоила 10 долларов за баррель, и тогда, когда доходила до 150. Вопрос – почему в Иране и Венесуэле такое возможно, а у нас или в той же России – нет? Ответ очевиден. В Иране и Венесуэле власть руководствуется интересами народа, а не интересами олигархов. По этой же причине уже через 2 года после тяжелейшей, кровопролитной и разрушительной войны в Советском Союзе было объявлено об отмене карточной системы и снижении цен. В дальнейшем цены постоянно снижались, либо держались стабильными на протяжении десятилетий. Повышать цены стали только с приходом перестройки. Вот с тех пор они все повышаются и повышаются.

«Ценовая лихорадка, эпидемия цен» – так озаглавили многие СМИ свои публикации по поводу роста цен. Да никакая это не лихорадка, и не эпидемия. Болезни приходят внезапно, и течение их непредсказуемо. В нашей же действительности, похоже, все заранее давно расписано и распланировано. И кто-то с тоской вытаскивает из кошелька последние тенгушки, а кто-то потирает руки, получая очередную сверхприбыль.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ