ЗЕМЕЛЬНЫЕ ТАЙНЫ

Газета "Flash!"

В городе нет ни одного свободного клочка земли. Об этом знают все, об этом говорят даже высокопоставленные чиновники. Конечно, незастроенной земли в Усть-Каменогорске полно. Но это не значит, что земля свободна. У каждого клочка имеется свой собственник.



Приоткрытая завеса


Много интересного мы узнали о новоявленных «земельных баронах», когда в 2008 году аким области Адылгазы Бергенев поручил начать изъятие тех земельных участков, которые не используются по назначению. По земельному законодательству, в течение двух лет земельный участок должен быть использован по тому назначению, для которого выделен. Если это индивидуальное жилищное строительство, то там должны начать возводить дом, если строительство офисного здания, торгового центра или производственного помещения – значит, нужно строить эти объекты. Ну, а если для сельхозназначения – хотя бы начать выращивать картошку.

Так вот, поскольку тогда, 6 лет назад решительное наступление на владельцев пустующих земельных участков начал сам аким области, то его распоряжение сопровождалось и мощной информационной поддержкой. Пресс-служба акима города разослала по редакциям полный список таких участков с указанием их владельцев. Да, список был впечатляющий. Из обследованных 397 участков, предоставленных в 2004 – 2006 годах для строительства коммерческих объектов, 110 участков не использовались по назначению и были приняты на учет в департаменте юстиции как бесхозяйное имущество. По 23 участкам, находящимся в аренде, была начата процедура расторжения договоров. На 61 участок было наложено обременение по приказу отдела земельных отношений. Среди владельцев этих участков – очень известные бизнесмены и фирмы. Ни одного «простого» или «мелкого» среди «земельных баронов» не оказалось.


Судя по списку, уже к 2008 году почти все Левобережье должно было засверкать многоэтажными домами, многоуровневыми паркингами, торговыми, офисными, развлекательными центрами, детскими площадками и прочими важными и нужными объектами. Много неиспользуемых земель было выявлено и в центре города. Владельцы этих участков тогда пытались даже поднять информационную волну – дескать, отбирают, экспроприируют кровно нажитое! Мы бы давно уже все построили, да вот кризис грянул. Заберут землю – и отдадут приближенным к власти. Но эта информационная волна так и не состоялась. Видимо, духа не хватило у земельных собственников напрямую бодаться с властью. Все равно же к власти придется на поклон идти. В этом плане позиция акимата в глазах горожан выглядела гораздо предпочтительнее. Власть прямо заявила, что будет бороться со спекуляцией земельными участками. И объяснила схему: участок приобретается для каких-то целей, зачастую только провозглашенных, а не реальных. Затем, через некоторое время, когда земля повышается в цене (что практически неизбежно, ведь земля, по сути, ценнее нефти, нефть закончится, а земля будет всегда), или участок понадобится для государственных нужд – земля просто перепродается. Вот и вся нехитрая схема. Во многом эта кампания началась потому, что на Левобережье стало разворачиваться масштабное строительство, и выяснилось, что вся земля в частной собственности, ее нужно выкупать. И уже не за чисто символическую стоимость, по которой она была приобретена!

Потом вся эта «земельная революция» как-то затихла и сошла на нет. Может быть, потому, что ее инициатора, акима области Адылгазы Бергенева сняли с должности, да еще и с позором, якобы за сращивание в ВКО власти и криминалитета. Кстати, непосредственным исполнителем масштабного изъятия земли тогда был аким Усть-Каменогорска Темирбек Касымжанов, ныне вернувшийся на свою должность.

Земельные фокусы


Итак, это был, пожалуй, первый и единственный случай, когда власть по собственной инициативе приоткрыла хотя бы малую часть «земельных тайн». Можно только догадываться, сколько тайн еще скрыто!

В этом году мы, к примеру, узнали, что практически все земли в окрестностях Новой Согры принадлежат фирмам, собственником которых до избрания депутатом Мажилиса был известный предприниматель Николай Кузьмин. Или лицам и фирмам, аффилированным с его организациями. Например, был выделен земельный участок общественному объединению «Фонд поддержки детей с ограниченными возможностями «Ак Тай». Причем, выделен как земля сельхозназначения. Видимо, чтобы картошку выращивать и помогать детишкам. Благородная цель. Однако в апреле 2013 года Фонд перепродает этот участок ТОО «Kazakhstan Solar Silikon», то есть заводу по производству фотоэлектрических пластин. Наверное, общественный фонд заработал на этой сделке такие деньги, что теперь сможет помочь десяткам, сотням ребятишек, – подумает читатель. Но когда узнает о сумме, за которую была продана земля, придет в изумление. А продали ее общественники всего за… 1000 тенге! В свою очередь, ТОО «Kazakhstan Solar Silikon» дарит этот участок национальной компании «Казатомпром»!

Так вот, когда на этих землях должно было развернуться строительство инженерных коммуникаций для будущего автозавода «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН», структуры Кузьмина заломили за них такую цену, что даже для самых крутых бизнесменов она очень и очень серьезна и неподъемна! Вся земля, где должны быть проложены коммуникации, оказались в частной собственности! Причем, как земли сельскохозяйственного назначения! Но ни на одном участке не колосятся всходы и не пасутся стада. Почему-то эти земли не были изъяты, хотя явно не используются по назначению. Напротив, структуры, связанные с Кузьминым, в земельном вопросе не испытывают никаких проблем. Так, уже упомянутое ТОО «Kazakhstan Solar Silikon», 7марта 2013 года подает заявление о выделении двух участков, и в этот же день не только получает на руки положительное решение, но и все правоустанавливающие документы! И цена совсем смешная – за один участок – 190 тыс. тенге, за другой – 138 тыс. Оказалось, что на этих участках ведутся изыскательские работы по обустройству добычи суглинка для хранилища отходов титано-магниевого комбината! И, несмотря на это, Глубоковский районный акимат выделяет эти земли структурам, аффилированным с депутатом Кузьминым!

Да, наверное, в земельном вопросе, куда ни ткни, везде обнаружишь политический или экономический триллер, комедию или трагедию, а то и «мыльную оперу». Всю правду о «земельном вопросе» мы узнаем нескоро. Лишь изредка в выступлениях чиновников промелькнет кое-какая информация, или кусочек правды выплывет в ходе судебных разбирательств, как получилось с Кузьминым. Так, недавно аким области Бердыбек Сапарбаев на заседании городского актива посетовал, что власти Усть-Каменогорска даже не знают реальных собственников земли. Вот что сказал глава ВКО:

– Начинаешь разбираться, и выясняется, что у земли же больше 10 собственников. Один купил, и чтобы не обвинили в нецелевом использовании, через 11 месяцев продал. Другой собственник также через 11 месяцев продал. И так и идет. Превратили получение земельных участков в бизнес! А земля не используется!

Или вот что сказал и.о. главного архитектора Усть-Каменогорска Даурен Касымов на общественных слушаниях по поводу застройки левобережной части города по пр. Сатпаева до железной дороги, когда ему был задан вопрос: «Как получилось, что прямо напротив строящегося драмтеатра расположен торговый комплекс «Fresh Market»?

– В данном случае земельный участок был куплен с целевым назначением именно под строительство торгово – логистического центра. Мы ничего не могли изменить. Чтобы в будущем избежать таких ситуаций, сейчас мы будем изымать земельные участки, которые длительное время не используются по своему назначению. Отдел земельных отношений уже подготовил иски в суд, и по всем таким участкам будут судебные разбирательства.

Хождения по мукам с трагическим финалом


А сколько в земельном вопросе страданий «маленьких людей»! Мы часто пишем именно о таких страданиях. И ведь бывает, что завершаются они трагически! Больше года назад скончался Борис Павлович Кулешов, замечательный человек, Царство ему Небесное! Умер в возрасте 55 лет от отека мозга. Многолетние хождения по мукам в попытках отстоять клочок земли в районе Усть-Каменогорского железнодорожного вокзала, где располагалось кафе – шашлычная, кормившее семью Кулешовых, не остались бесследными для здоровья. Подробнее об этой трагедии можно прочитать в материале «Клочок земли ценою в жизнь», «Flash!», №20 (240), 11.10. 2012 г. Рассказывали мы и о человеке, стремившемся получить такой же клочок земли для установки стрелкового тира. Его хождения завершились инсультом.

Знают наши читатели и Гандиеву Татьяну Владимировну. О ее хождениях по мукам мы тоже рассказывали и довольно подробно. Но все же напомним.

– Я торговала мороженым, напитками, игрушками в лотке возле Центрального рынка на улице Ушанова (ныне Казахстан). Платила и за аренду лотка, и за разовый талон. Пошла в этот нехитрый бизнес не по своей воле, сама я имею экономическое образование, многолетний стаж работы, но рыночные реформы сгубили наше предприятие, и пришлось искать способ заработать кусок хлеба.

7 марта 2009 года на рынок приехал новый аким области Сапарбаев. 9 марта, после праздника мы пришли на работу, а наших лотков уже нет. Аким распорядился убрать с улицы все лотки и киоски! Так в одночасье мы остались без средств к существованию. Нам предлагали другие места, но они были явно непроходные. Пришлось брать кредит в 2 млн. тенге и покупать киоск. Киоск я установила на территории автовокзала. Но там другая беда – чуть ли не каждый квартал повышали аренду, да еще и коммунальные услуги. Совсем ничего не заработаешь. А я еще и в акимат пожаловалась. Ну, меня, жалобщицу, быстро и выгнали.

Перевезла я киоск во двор своего дома и стала просить акимат выделить мне участок. Мне предлагали, но сразу сказали, что на центральные улицы я претендовать не смогу! Вроде бы сошлись на остановке «Дом юстиции», но там комиссия не дала мне разрешение, якобы из-за того, что я неправильно сделала эскиз. А что его делать – киоск типовой, таких по городу полно! Я сфотографировала его и обработала в «фотошопе». Наконец, я сделал еще одну попытку – подала заявление на участок близ «оптовки» по пр. Независимости, 8. В том закутке, где торгуют рыбой. Как раз мой киоск там запросто разместился бы. Жители близлежащих домов недовольны, там постоянно запах рыбы и антисанитария. В КСК были только рады моему предложению поставить киоск. Однако и в этом случае мне было отказано. Теперь комиссия сочла, что мой киоск в частности, и киоски вообще «ухудшают эстетический облик города, благоустройство его улиц и тротуаров», как записано в постановлении. Повторюсь, киоск у меня типовой! Таких в городе полно! Чем мой киоск хуже других?!

Татьяна Владимировна приводит пример:

– Посмотрите на проспекте Абая, на подходе к автовокзалу – там стоят целых 8 киосков! Какое эстетическое украшение они несут городу? Самые обычные киоски! Чем они лучше моего киоска? И чем я хуже того человека, которому выделили землю? Я всю жизнь прожила в этом городе, всю жизнь работала, и что, не заслужила клочка земли в 6 квадратных метров, чтобы и саму себя прокормить, и еще государству налоги платить?

Татьяна Гандиева решила бороться до конца. Она подала заявление в финансовую полицию. Пусть это ведомство разберется – почему одним выделяют чуть ли не квадратные километры земли, а другие не могут добиться и нескольких квадратных метров? Нет ли здесь коррупции? Заодно попросила разобраться и с законностью выделения земли сразу под 8 киосков на проспекте Абая. Обращалась она во все инстанции. И к депутатам, в частности, к депутату Сената Плотникову. И к акиму области.

Финполиция разобралась. Как и ожидалось, нарушений не установлено. Гандиевой порекомендовали обратиться в суд.

Что касается киосков по р. Абая, то выяснилось, что они принадлежат ТОО «Фирма Алтайпромснаб». Данная фирма обратилась в акимат о предоставлении земельного участка в июне 2009 года, и в феврале 2010 года получила постановление акимата об аренде земельного участка на 10 лет – для размещения торговых палаток из легкосъемных конструкций.

Но Татьяна Владимировна рассказывает, что выяснила любопытный факт.

– Когда я попыталась найти, кому принадлежит эта фирма, обратилась во все инстанции: и в налоговый комитет, и в департамент юстиции. И везде мне ответили, что такая фирма прекратила свое существование еще в 2001 году! Правда, ответили устно. А фирма с таким же названием, оказывается, есть в Шымкенте. По неофициальным данным, эти киоски принадлежат очень крупному торговому бизнесмену.

Мы не будем утверждать, есть ли такая фирма или нет, в Усть-Каменогорске она находится или в Шымкенте. Гораздо важнее другое – почему человек, желающий заниматься малым бизнесом, не может получить клочок земли? В постановлении следователя записано, что предоставление земли производится на торгах. Однако, аукцион на земельный участок по пр. Независимости, 8 так и не состоялся.

Народ имеет право знать


Мы решили поинтересоваться о ситуации с землей в городском акимате, и задали несколько вопросов. В частности, такой: «Реально ли вообще в Усть-Каменогорске простому человеку без больших финансов и связей в городской власти получить земельный участок для ведения бизнеса? Или такая возможность имеется только у влиятельных людей? Сколько вообще земельных участков выделено для целей ведения бизнеса и скольким собственникам они принадлежат? Какова наибольшая концентрация земельных участков в руках одного собственника – юридического и физического лица?».

Вопрос довольно конкретный. Но наши чиновники давно научились давать обтекаемые ответы. Или вообще дают ответы не по существу. Главное, что формально ответ дан, а его содержание…

На тот момент еще заместитель акима города Оксана Желякова сообщила нам, что Гандиевой земля не выделена законно, из-за внешнего облика киоска, ТОО «Фирма Алтайпромснаб», в свою очередь, земля выделена законно, и данное ТОО предъявило все учредительные документы. А вот что касается того, что землю могут получить только «избранные» – тут на двух страницах приведены выдержки из Земельного Кодекса. Зачем проводить юридический ликбез, если вопрос поставлен конкретно, с просьбой предоставить конкретные цифры и факты?!

Акимат отвечает, что земля предоставляется через аукцион, за исключением случаев, предусмотренных законом. Объявления публикуются в СМИ и на сайте акима города. Заходим на сайт. Действительно, там есть объявление о торгах, проводимых 25 сентября и 11 октября 2013 г. Выставляются 10 участков, 5 – в аренду, 5 – в частную собственность. Читаем внимательнее. Оказывается, каждый участок уже имеет свое назначение. Например, 2 гектара в районе перевала Чечек для строительства горнолыжной мини-базы. А возле дома №157 по ул. Ворошилова – для киоска по ремонту обуви. Шиномонтажки, гаражи, склады, ресторан, магазин, рекламные конструкции – вот назначение других участков. Так какой же это аукцион, если он проводится уже под конкретное лицо? Это фикция! Просто будет второе подставное лицо, и торги вроде бы как состоятся. Неужели найдется еще кто-то желающий строить горнолыжную базу? И как может участвовать в таком аукционе та же Гандиева, если здесь всего один участок предназначен под киоск, да и то обувной? Получается, что и через аукцион «простому» не удастся получить землю. Никаких шансов! Кстати, о результатах аукционов никакой информации!

Задавали мы и еще один вопрос: «В целях прозрачности процесса выделения земли, так как земля государственная, а значит, и народная, редакция готова предоставить место для публикации списков всех собственников земли, которым участки выделены для ведения бизнеса, с указанием адресов расположения участков и целевым назначением. Также мы готовы публиковать информацию и о вновь предоставленных участках. Жителям города, избирателям было бы интересно узнать и о процессе выделения земли под индивидуальное жилищное строительство. Готова ли городская власть к такой открытости и сотрудничеству?».

А ведь на самом деле, как было бы хорошо. Выделили, например, землю господину N под торговый центр, и в этот же день разместили информацию на сайте, а затем и в газетах. А для начала – дать горожанам полный расклад – кто и на каких основаниях владеет городской землей.

Ишь, чего захотели! Если мы все будем знать, то так очень далеко можно зайти! Обойдетесь! Городской акимат отослал нас в РГП «НПЦзем», любезно указав даже адрес и телефон. Мол, это ведомство ведет государственный земельный кадастр. И сведения такие предоставляются на платной основе.

Хороший финт. А в городском акимате что, не знают, кому и когда землю выделили? И почему за информацию о том, кто владеет государственной, народной землей, еще нужно и платить?

Зато далее нам сообщили: «Земельным кодексом РК предусмотрена публикация информации о подготовке площадок отвода и о списках очередности на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Акимат готов оказать содействие в предоставлении списков очередников для ИЖС для публикации». Вот любезные у нас чиновники. Даже содействие готовы оказать! Спасибо, заботливые вы наши. Здесь мы обойдемся без вашей помощи. Список есть на сайте акима города. На декабрь 2013 г. в нем 1411 желающих. Самый первый претендент подал заявление еще 15 июня 2009 года! А самый последний в очереди – обратился 30 января 2013 года. Можно сделать простой вывод – за последние 4 года участки под индивидуальное жилищное строительство очередникам вообще не выделялись! Вот это нас и интересовало, а не сам список!

А вообще все земельные тайны раскрываются, видимо, очень просто. Татьяна Гандиева рассказала, как одна из чиновниц сочувственно порекомендовала ей бросить это дело.

– «Вам, Татьяна Владимировна, никогда не получить землю», – так она сказала мне. И намекнула, что зря я начала писать жалобы и заявления в полицию. «По – другому все нужно решать», – посоветовала чиновница. А «по-другому» я не умею, – говорит Татьяна Владимировна.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ