ДЛЯ ЧЕГО УНИЧТОЖАЮТ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ?

Газета "Flash!"

Как всегда, тревожный телефон опережает официальную информацию. После новогодних праздников в редакцию поступает вал телефонных звонков по медицинской тематике. Как будут работать больницы, начиная с февраля? Говорят, что попасть на прием к узкому специалисту теперь можно только на платной основе. Действительно ли это? Что – бесплатной медицины теперь не будет? Примерно такой круг вопросов задают наши читатели.


А что на самом деле происходит в нашем здравоохранении в наступившем году? Выяснить этот вопрос мы решили «снизу», поговорив с врачами из разных медицинских учреждений. Почему именно «снизу»? Да потому, что реальная жизнь идет именно здесь, в семейно-врачебных амбулаториях, консультативно-диагностических центрах, поликлиниках, стационарах. На «верху» обычно начинают сыпать ворохом цифр о якобы полном благополучии в медицине. Все врачи, с которыми нам удалось повстречаться, просили не называть их фамилий. И это тоже показатель. «Сверху» поступило строгое распоряжение – не поднимать шум. Поэтому мы расскажем о медицинских новациях 2014 года в обобщенном виде.

Итак, что же удалось узнать?


Честно говоря, волосы дыбом встают, когда начинаешь вникать в суть очередной реформы здравоохранения. Вроде бы этих реформ было уже столько, что не перечесть. Здравоохранение – это самая реформируемая отрасль. Казалось бы, уже ко всему привыкли. Но, то, что выдали чиновники министерства здравоохранения в этот раз, кроме гнева никаких эмоций больше не вызывает.

С этого года весь финансовый поток гарантированного объема бесплатной медицинской помощи направляется на первичное звено – семейно-врачебные амбулатории. Все деньги будут поступать в СВА, в зависимости от количества приписанного населения и числа приемов больных. Это и есть то самое пресловутое подушевое финансирование. Больной приходит в СВА, где его должен принять терапевт или врач общей практики. Таковых в чистом виде пока еще нет, но упор делается именно на врачей общей практики, которые будут лечить и взрослых, и детей. Итак, терапевт или ВОП осматривают больного, ставят диагноз, назначают лечение. Если необходимо – направляют к узкому специалисту или на обследование (флюорография, УЗИ и так далее). Если таких специалистов или оборудования в данной СВА нет, направляют в консультативно-диагностическое учреждение, с которым заключен договор. Причем, такое направление может выдавать только семейный врач, или, говоря проще, терапевт. После того, как там сделали обследование – это учреждение выставляет счет семейно-врачебной амбулатории, направившей больного, и СВА должна оплатить эти услуги.

Такова в общих чертах суть нововведений в финансирование и взаимоотношения между медицинскими учреждениями. Вы уже уловили, что все становится намного сложнее и запутаннее. Но это, как говорится, только присказка.

Приказ №770 Министерства здравоохранения установил расценки на прием пациента в СВА и оказание ему специализированной помощи. По расчетам чиновников Минздрава, стоит все это 768,28 тенге за одно посещение! Все вместе! Если терапевт отправляет больного к узкому специалисту, то его услуги вычитаются из этой суммы. Для сравнения: в прошлом году эта сумма составляла 2116 тенге. Снижение почти в 3 раза!

Как же чиновники оценили работу узких специалистов? Что могут заработать консультативно-диагностические учреждения, которые не имеют даже подушевого финансирования, составляющего 600 тенге за каждого приписанного к СВА. Вот несколько цифр. За осмотр больного специалистом терапевтического профиля (кардиолог, ревматолог, эндокринолог) по установленному тарифу положено 262 тенге. Хотя самый скромный расчет только себестоимости показывает сумму более чем 1200 тенге!

Прием хирурга стоит 287 тенге.

– С хирургом работают медсестра, санитарка. По правилам, принимая больного, они должны надеть стерильные перчатки. Одна пара перчаток стоит 65 тенге, умножаем на три, получается, что только 195 тенге составляют затраты на перчатки! Только чистая себестоимость приема хирурга составляет 1600 тенге, – в полном недоумении рассуждают медики.

– 1200 тенге по тарификатору стоит компьютерная томография! Откуда в минздраве взяли такие расчеты? Чем они вообще руководствовались? Полное посещение больного в рамках госзаказа будет стоить 7700 тенге. А это прием терапевта, анализы крови, мочи, электрокардиограмма, флюорография, биохимия, обследование на наличие болезней, передающихся половым путем, консультация специалиста, дополнительное обследование. Между тем, например, обследование на такое заболевание, как ревматоидный артрит, стоит как минимум 9000 тенге, – продолжают врачи свои невеселые мысли.

– Совершенно не учитывается стаж работы врача, его квалификация. Врач со стажем будет получать за прием 366 тенге. В этой сумме заложено все – и налоги, и оплата среднего медперсонала. Чтобы заработать на зарплату по его категории, нужно принять около 700 больных в месяц, в день по 40-60 больных! На одного человека – примерно 9 минут! Какую качественную помощь можно оказать за 9 минут?! – возмущаются медики.

И еще много, очень много вопросов у наших врачей… Как оплачивать коммунальные услуги, тарифы на которые значительно выросли с 1 января? Чем рассчитываться за дорогостоящее медицинское оборудование, по большей части взятое в лизинг, то есть долгосрочную аренду с последующим выкупом? Как проводить обязательную ежегодную стандартизацию оборудования – подтверждение соответствия государственным стандартам? За счет чего содержать компьютеры и локальные компьютерные сети? Как повышать квалификацию? Самый дешевый учебный курс повышения медицинской квалификации стоит 350 тыс. тенге, а по некоторым специальностям доходит до 800 тысяч. Это же сколько больных нужно принять, чтобы всего лишь одного врача отправить на учебу?!

– Как долго чиновники делали эти свои ничем не обоснованные расчеты! Мы должны были получить новые тарифы в конце прошлого года, а прислали нам их только в середине января! А они взяты с потолка. Просто пальцем в небо ткнули и поставили первую пришедшую на ум цифру. Когда нам сообщили об очередном повышении тарифов за электричество, тепло и горячую воду, вывоз мусора, домофон, то это повышение объяснили инфляцией, необходимостью вложения инвестиций, повышения зарплаты. А в здравоохранении выходит, нет инфляции, не нужно вложения инвестиций, не нужно повышать зарплату?! – так оценивают медики документ, состряпанный бюрократами от медицины.

Нетрудно предвидеть дальнейшее развитие событий. Частные СВА и консультативно-диагностические учреждения просто откажутся от работы в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. И перейдут полностью на платные услуги. По бесплатной помощи будут работать только государственные медицинские учреждения, а в Усть-Каменогорске таковых всего две поликлиники и областная больница. Весь поток больных хлынет туда. Нынешнее столпотворение в регистратуре и очереди к врачам покажутся раем по сравнению с тем, что будет. Но ведь и государственным поликлиникам нужно как-то выживать. На утвержденные минздравом тарифы не выживешь, это совершенно ясно. Значит, в государственных больницах будут экономить на всем. Начнется очередной отток кадров, и без того малочисленных. Пока еще все держится на старой гвардии. Опытные врачи уйдут в частные больницы или уедут. Наших медиков с распростертыми объятиями ждут и в России, и в Беларуси, и в Израиле, и в Германии. А молодежь, и так не особо горящая желанием идти в медицину, тем более не захочет работать в таких условиях – на износ, принимая по 60 больных в день?!

А что же больные? Им – то куда деваться? А все туда же. Либо толпиться в очередях в государственные поликлиники, и тешить себя надеждой, что за 9 минут врач определит не только болезнь, но и лечение, а потом месяцами ждать приема узкого специалиста. Либо идти на платный прием. В этом случае с очередями будет полегче, но для кошелька хуже. Самое простое лечение потребует как минимум десяти тысяч. Ну, а если болезнь сложная и тяжелая, то выложить придется месячную пенсию или зарплату. А если нет таких денег?

Похоже, что вся суть этих нововведений в том, что бесплатная медицина как таковая перестает существовать. Даже ее остатки, малая часть, еще сохранившаяся после развала Советского Союза. Поступления в бюджет снижаются, с добычей нефти начались проблемы, запуск месторождения Кашаган откладывается. А с другими источниками пополнения государственной казны, кроме сырьевого сектора, ситуация весьма напряженная. Вот и ведется лихорадочный поиск затыкания дыр. Один из них – повышение налогов. Это уже сделано: повысили налоги на транспорт, недвижимость, землю. Второй способ – сокращение социальных расходов. И это делается – например, увеличен возраст выхода на пенсию женщин. В этом ряду – и упомянутые новации в медицине. Только вот совершенно не там ищут наши власти. Сокращаются именно социальные расходы. А вот затраты на различные помпезные проекты растут. К примеру, расходы на проведение выставки ЭКСПО – 2017 в Астане составят около 1,6 млрд. долларов, или 240 млрд. тенге. Политолог Марат Шибутов подсчитал, что на эти деньги можно целый год бесплатно лечить всех казахстанцев. Расходы на проведение Универсиады 2017 года в Алматы еще точно неизвестны, да и вряд ли мы узнаем точную цифру, она все время будет корректироваться в сторону увеличения. Но в этом году на строительство только двух спортивных объектов в южной столице выделено более 12 млрд. тенге. Именно такая сумма была выделена на специализированную медицинскую помощь в Восточно-Казахстанской области. Ну, а про размеры состояния казахстанских олигархов мы даже не говорим.

С 2014 года начинается второй этап реализации программы «Саламатты Казакстан». В программе записаны красивые слова о том, что государство неуклонно заботится о здоровье своих граждан. Это на бумаге. Хотелось бы услышать от чиновников минздрава об истинных, а не показных целях бесконечных реформ. Может быть, населения у нас многовато? И путем естественного отбора его нужно сократить? Только ведь не скажут чиновники, опять будут сыпать цифрами и красивыми словами. С 1 февраля народ в полной мере начнет ощущать последствия очередных реформ в здравоохранении. Что будет дальше?

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ